Найти тему
Чудесные истории

Женщины во Флоренции эпохи Возрождения. Часть 5

Предыдущая часть:

Начало истории:

Обязанности брака в соответствии с семейными и христианскими ожиданиями были изложены в популярной литературе — рассказах, стихах, проповедях и произведениях, адресованных специально женщинам.

Руководства по браку, ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей были посвящены в пятнадцатом веке доминиканцами Джованни Доминичи и архиепископом, впоследствии святым Антонином, женщинам из семей Медичи, Альберти, Сальвиати и Торнабуони.

В 1502 году у Катерины Бонджанни в приданом хранилась копия текста фра Бартоломео о браке.

С точки зрения Церкви, обязанности мужа заключались в том, чтобы наставлять, исправлять, уживаться и поддерживать; его жена должна была уважать, служить, подчиняться и, если необходимо, наставлять.

Их взаимными обязательствами были привязанность, верность, честь и супружеский долг.

Хотя увещевания жены должны были быть приятными — она могла уговорить его вести себя лучше, — если она не прислушивалась к разуму, он мог прибегнуть к "побоям или настоящему избиению и порке".

Доменико Гирландайо «Избиение младенцев»
Доменико Гирландайо «Избиение младенцев»

Как только она переходила в свою новую семью, будучи чужой в ее рядах, идентичность жены начинала полностью определяться личностью мужа, чьи интересы она должна была ставить выше интересов отца, братьев или даже детей.

Её передвижения были ограничены стенами нового дома.

В трактате о браке 1520 года под названием "Брачный лес", воскрешающем средневековый образ леса как тёмного и опасного места, в котором можно легко заблудиться, цитируется популярная поговорка, высмеивающая женщин, которых можно увидеть вне дома: "Женщины святые в церкви, демоны в доме, совы у окна, сороки у двери и козы в саду."

В своем доме физические условия жизни женщины определялись постоянными родами.

Бесконечный цикл беременностей прерывался только периодами лактации, а для богатых женщин, которые должны были нанимать кормилиц, а не кормить детей самостоятельно, даже это не давало передышки.

Доменико Гирландайо «Рождение святого Иоанна Крестителя»
Доменико Гирландайо «Рождение святого Иоанна Крестителя»

Высокая рождаемость была в интересах мужской линии, а также учитывая чрезвычайно высокий уровень смертности (приблизительно половина всех рожденных детей умирала до двухлетнего возраста, а половина из тех, кто дожил до двух лет, умерла, не дожив до шестнадцати лет).

Как заметил Мартин Лютер в начале шестнадцатого века:

Даже если они утомлены или не справляются ... это цель, ради которой они существуют.

Образы беременной Девы подкрепляли идею о том, что величайшая честь, которой может обладать женщина, — это дать жизнь.

Кладбище, на котором находилась «Мадонна дель Парто» Пьеро делла Франческа, стало важным местом поклонения беременным женщинам.

Пьеро делла Франческа «Мадонна дель Парто»
Пьеро делла Франческа «Мадонна дель Парто»

Флорентийский купец Грегорио Дати в своем дневнике делал записи о четырех браках с подробным описанием приданого, которое они ему принесли, рождением двадцати шести детей, смерти восемнадцати из них. А также то, как он трижды становился вдовцов — одна умерла после выкидыша, другая после тяжелого рождения восьмого ребенка, третья в родах.

Следует отметить, что его деловое отношение к браку и деторождению не исключало личной привязанности.

Описывая смерть своей третьей жены, Джиневры, родившей ему одиннадцать детей за пятнадцать лет, после "длительных страданий, с которыми она столкнулась с удивительной силой и терпением", он заметил, что "её потеря очень сильно меня мучила". О детях, которых Бог "одолжил нам" он также писал с выражением любви и горя.

Другая флорентийка, Антония Маси, умершая в 1459 году в возрасте пятидесяти семи лет, родила тридцать шесть детей; лишь девять сыновей пережили её.

Доменико Гирландайо «Посещение»
Доменико Гирландайо «Посещение»

Продолжение: