Найти в Дзене
Максим Бурмистров

Легенда о «Тикке»: жизнь в цвете налаживается!

Кому интересна судьба винтажных приспособлений в современном мире, тот, наверняка, помнит несколько материалов, посвященных любимой, в нашей семье, раритетной швейной машине «Тиккакоски», доставшейся по наследству от бабушки и бережно сохраняемой нашими скромными силами.
О том, как я привез машину в наш дачный новый дом, я рассказал пытливому Читателю
здесь, а в этом материале поведал о волшебном превращении Тикки в удобное приспособление.
Но не в нашем характере просто запереть доброго «Дятла» (а тикка в переводе с финского – дятел) в рамках новой статичной ипостаси, у меня осталось желание не просто в ближайшем будущем
заняться техническим обслуживанием машины и приведением ее в полностью рабочее состояние, но и доукомплектовать ее возможными оригинальными дополнениями, которые и были с ней при покупке, но, по разным на то причинам, затерялись.
И в этой цепочке логично было озадачиться важным пунктом – поиском инструкции к машине, ведь она раскрывала ключевые знания, до которых пока приходилось додумываться своим калганом, но многое так и оставалось в тумане. Я, например, вообще никогда не имел дела со швейными машинами, разве что изредка смазывал наши машинки, которыми пользовались мама и супруга, на этом - всё. Шить же и вовсе никогда не пробовал. Кстати, педальная машина все же была у нас и это аналог «Тикки» – отечественный «Подольск». Прибор оснащался громоздкой и отвратительной по виду, тумбой из ДСП и, поскольку выпущена машина была в лихие девяностые, когда тотальный дефицит всего и вся перечеркнул все возможные допуски по качеству продукции, дружбы у жены с «Подольском» не случилось. Капризная машина отказывалась работать стабильно и ее в дополнение ко всему, временами клинило. И хотя я сразу переделал ее на электрический привод, а из тумбы сделал другую тумбу, под телевизор, машинка так и была забыта и выброшена, а вместо нее куплен не дешевый, но великолепно себя показавший «Бразер».
Забавно, но ведь Тикка и Подольск – близнецы-братья, обе машины являются почти точной копией древнего Зингера, но если погружаться в тонкости того, как обе машины производились, выяснится, что на Подольском заводе машинку заметно упростили в конструктивном и главное – в технологическом плане, собиралась советская техника из дешевых деталей и с грубыми допусками, что, увы, и приводило к разочарованию, постигшему и нас.
С «Тиккой» - другая история, машина в нашей семье была пусть и не в интенсивной, но в эксплуатации, в последние годы на ней что-то шила мама, сейчас настал момент, когда необходимо было заняться ею более плотно, да и время, на счастье, нашлось.
Нет, все-таки благодатно сейчас ищущему - интернет позволяет обнаружить совершенно, казалось бы, забытые предметы прошлого, вот и я, погрузившись в «виртуальную глыбь», достаточно быстро выцепил желаемое: человек продавал старенькую и потрепанную инструкцию к нашей машине! Это – тоже удивительно: самой машины у человека нет, а инструкция хранится, как будто для меня и лежала добрых шесть десятков лет!
Всего за пару сотен рублей я получил заветный конверт и стал счастливым обладателем небольшой брошюры, вот она:

Есс! Неужели это то, о чем мечталось?
Есс! Неужели это то, о чем мечталось?

И сразу – оборотная сторона, на которой меня лично очень цепляет надпись «Фабричная марка швейной машины завода Тиккакоски, который гарантирует качество товара», а ведь и правда, тут нет ни буквы вранья – машина своим продолжительным сроком эксплуатации это давно уже доказала, причем, насколько помню, за все время ее не касалась рука мастера наладчика и даже не знаю, смазывал ли ее в свое время мой дед?..

Фраза, которая заставляет задуматься. Тогда качество было не пустым маркетинговым визгом.
Фраза, которая заставляет задуматься. Тогда качество было не пустым маркетинговым визгом.

Сегодня мы наблюдаем совершенно иную ситуацию: все наперебой трубят о качестве, но на деле часто выявляется обратное, бытовые приборы не доживают и до конца годового гарантийного срока, не то что продолжат работать через шестьдесят лет!..
В маленьком буклетике все, как во взрослой книге – предисловие, главы… На каждый ваш вопрос есть ответ, только разбирайся, читай внимательно!

В издании есть все, что нужно пользователю швейной машины.
В издании есть все, что нужно пользователю швейной машины.

Для меня инструкция стала интересным чтивом на сон грядущим, прочитаешь несколько страниц, чувствуешь, что строки расплываются, сливаются в одну, а книжица выпадает из ослабших рук и все – никакого снотворного не надо, только до выключателя лампы бы дотянуться! Но что важно подметить: эта инструкция стала и настоящим пособием, ведь, как уже сказал, я никогда не пытался разобраться в швейных машинах и, тем более, не умел шить, здесь мне предстояло пройти «курс молодого швея-моториста», пользуясь исключительно информацией на старинном бумажном носителе.
Я хочу сразу сказать, что руководство пользователя, переведенное с финского языка в самой Финляндии и там же отпечатанное, оказалось весьма толковым, ведь тут все расписано четко и ясно, да еще и снабжено фотографиями! Начал я свое самообучение с познания органов управления машиной…

Инструкция содержит грамотный технический текст и иллюстрации.
Инструкция содержит грамотный технический текст и иллюстрации.

Но еще больше удивила меня ветхая книженция, когда я перевернул очередную страничку: некоторые иллюстрации приправлены цветными элементами, что, безусловно, облегчает восприятие информации и ее запоминаемость.

Красный акцентный цвет выделяет важные элементы при работе с машиной.
Красный акцентный цвет выделяет важные элементы при работе с машиной.

Например, для меня представляла очевидную трудность процедура заправки верхней нити – все эти «ушки», «колечки», «тарелочки», «лапки» и сама игла – соблюсти правильную очередность для человека, впервые с этим сталкивающимся – это цирковой номер, а вот по картинке с нитью, показанной красным цветом все совсем просто, я быстро и уверенно справился!

Заправить нить – это квест для новичка, но картинка в инструкции позволяет это сделать, не нервничая!
Заправить нить – это квест для новичка, но картинка в инструкции позволяет это сделать, не нервничая!

Инструкция также рассказывает об очень важных вещах – самостоятельной регулировке машины и о том, как ее обслуживать – очищать и смазывать, а по опыту наших машин, которых в семье перебывало немало (это и дореволюционный Зингер, и социалистический польский RADOM, Подольск, и ныне здравствующие Бразер и Хускварна), к вопросу смазки и, особенно – регулировки относились как к чему-то космическому, совершенно запредельному, когда нельзя дышать и двигаться надо исключительно на цыпочках, дабы чего-то не задеть и не нарушить. Здесь же ясно показывались простые приемы регулировки и смазки, а также чистки – этим я планировал заняться сразу после завершения изучения книжки и покупки специального масла.

Обслужить машину совершенно самостоятельно, без вызова мастера, почистить, смазать, настроить? Да не вопрос: в инструкции есть все инструкции, простите за масло масляное!
Обслужить машину совершенно самостоятельно, без вызова мастера, почистить, смазать, настроить? Да не вопрос: в инструкции есть все инструкции, простите за масло масляное!

Ну еще, что интересно. Когда я искал руководство в Сети, набредал на его разновидности, которые выходили в то, или иное время, ведь машину долго поставляли в СССР. Последний разворот в инструкции весьма любопытен и дает некоторое представление о масштабах производства. Увы, я не ведаю, когда именно была приобретена наша машинка, в инструкции указан номер 194 027, я понимаю его однозначно – это количество машин, уже изготовленных заводом на тот момент.

Интересная страница, сообщающая любопытные данные.
Интересная страница, сообщающая любопытные данные.

Здесь также интересна отметка «Старший контрольный мастер» с подписью, выполненной, по всей видимости, финским контролером еще на заводе, то есть это метка ОТК, а также дата приобретения – 13 декабря 1954 года, то есть (день в день с выходом этого материала в публикацию на Дзене) счастливое событие в чьей-то семье произошло ровно 69 лет назад!
На нашей машине стоит совершенно другой номер – 378 703, то есть она, видимо, выпущена гораздо позже, хотя семейная легенда гласит, что Тикку дед приобрел вскоре после постройки и заселения в свой новый дом, во второй половине 50-х.

На нашей машине другой номер, она выпущена позже, вот только - насколько?..
На нашей машине другой номер, она выпущена позже, вот только - насколько?..

Как бы там ни было, но меня удивляет, что завод Тиккакоски наделал столько машинок, но если смотреть на предложение сегодня этих помощников в электронных системах барахолок, то их еще много на руках, то есть масштаб производства и поставок в СССР был приличным.
Пока я наслаждался освоением
новой старой техники, мне пришла другая посылочка – на этот раз приехало специальное масло, я вплотную подходил к сладкому этапу обслуживания машинки.

Масло приехало, можно начинать!!!
Масло приехало, можно начинать!!!

И в один из свободных дней я, наконец, снял со стола компьютер, убрал столешницу и выдвинул из тумбы саму прелесть, настал момент заняться нашей красавицей и привести ее в чувство!

Неужели я займусь делом, сколько тебе ждать пришлось, птица!
Неужели я займусь делом, сколько тебе ждать пришлось, птица!

Как оно было с техническим обслуживанием – расскажу в другой раз, Бог даст, а пока скажу Читателям – до встречи, следите за новинками на моем Канале.
Да, забыл… Процесс доукомплектования «Тикки» продолжается, он не окончен. Благодаря инструкции я многому научился, например, узнал, для чего применяются лапки, горсть которых сохранилась, но нюансы, конечно, тоже есть. Попытки освоить работу ножной педалью пока не особо успешны – нужен опыт.
Сейчас я силюсь найти оригинальные отвертки к машинке, памятуя, как они выглядели – их было две штуки, обе с плоским шлицем, одна маленькая, другая побольше. Обе имеют запоминающуюся отличительную особенность – яркие рукоятки, отлитые из прозрачного желтого пластика, как будто янтарные. По детству я их отлично помню, когда же машинка попала ко мне, в ящичке отверток не оказалось, исчезли. Я их видел в продаже, но увы, только в комплекте с аналогичной машиной. Ну ничего – надеюсь, и они найдутся на просторах интернета!

Шитье
5926 интересуются