Кому интересна судьба винтажных приспособлений в современном мире, тот, наверняка, помнит несколько материалов, посвященных любимой, в нашей семье, раритетной швейной машине «Тиккакоски», доставшейся по наследству от бабушки и бережно сохраняемой нашими скромными силами.
О том, как я привез машину в наш дачный новый дом, я рассказал пытливому Читателю здесь, а в этом материале поведал о волшебном превращении Тикки в удобное приспособление.
Но не в нашем характере просто запереть доброго «Дятла» (а тикка в переводе с финского – дятел) в рамках новой статичной ипостаси, у меня осталось желание не просто в ближайшем будущем заняться техническим обслуживанием машины и приведением ее в полностью рабочее состояние, но и доукомплектовать ее возможными оригинальными дополнениями, которые и были с ней при покупке, но, по разным на то причинам, затерялись.
И в этой цепочке логично было озадачиться важным пунктом – поиском инструкции к машине, ведь она раскрывала ключевые знания, до которых пока приходилось додумываться своим калганом, но многое так и оставалось в тумане. Я, например, вообще никогда не имел дела со швейными машинами, разве что изредка смазывал наши машинки, которыми пользовались мама и супруга, на этом - всё. Шить же и вовсе никогда не пробовал. Кстати, педальная машина все же была у нас и это аналог «Тикки» – отечественный «Подольск». Прибор оснащался громоздкой и отвратительной по виду, тумбой из ДСП и, поскольку выпущена машина была в лихие девяностые, когда тотальный дефицит всего и вся перечеркнул все возможные допуски по качеству продукции, дружбы у жены с «Подольском» не случилось. Капризная машина отказывалась работать стабильно и ее в дополнение ко всему, временами клинило. И хотя я сразу переделал ее на электрический привод, а из тумбы сделал другую тумбу, под телевизор, машинка так и была забыта и выброшена, а вместо нее куплен не дешевый, но великолепно себя показавший «Бразер».
Забавно, но ведь Тикка и Подольск – близнецы-братья, обе машины являются почти точной копией древнего Зингера, но если погружаться в тонкости того, как обе машины производились, выяснится, что на Подольском заводе машинку заметно упростили в конструктивном и главное – в технологическом плане, собиралась советская техника из дешевых деталей и с грубыми допусками, что, увы, и приводило к разочарованию, постигшему и нас.
С «Тиккой» - другая история, машина в нашей семье была пусть и не в интенсивной, но в эксплуатации, в последние годы на ней что-то шила мама, сейчас настал момент, когда необходимо было заняться ею более плотно, да и время, на счастье, нашлось.
Нет, все-таки благодатно сейчас ищущему - интернет позволяет обнаружить совершенно, казалось бы, забытые предметы прошлого, вот и я, погрузившись в «виртуальную глыбь», достаточно быстро выцепил желаемое: человек продавал старенькую и потрепанную инструкцию к нашей машине! Это – тоже удивительно: самой машины у человека нет, а инструкция хранится, как будто для меня и лежала добрых шесть десятков лет!
Всего за пару сотен рублей я получил заветный конверт и стал счастливым обладателем небольшой брошюры, вот она:
И сразу – оборотная сторона, на которой меня лично очень цепляет надпись «Фабричная марка швейной машины завода Тиккакоски, который гарантирует качество товара», а ведь и правда, тут нет ни буквы вранья – машина своим продолжительным сроком эксплуатации это давно уже доказала, причем, насколько помню, за все время ее не касалась рука мастера наладчика и даже не знаю, смазывал ли ее в свое время мой дед?..
Сегодня мы наблюдаем совершенно иную ситуацию: все наперебой трубят о качестве, но на деле часто выявляется обратное, бытовые приборы не доживают и до конца годового гарантийного срока, не то что продолжат работать через шестьдесят лет!..
В маленьком буклетике все, как во взрослой книге – предисловие, главы… На каждый ваш вопрос есть ответ, только разбирайся, читай внимательно!
Для меня инструкция стала интересным чтивом на сон грядущим, прочитаешь несколько страниц, чувствуешь, что строки расплываются, сливаются в одну, а книжица выпадает из ослабших рук и все – никакого снотворного не надо, только до выключателя лампы бы дотянуться! Но что важно подметить: эта инструкция стала и настоящим пособием, ведь, как уже сказал, я никогда не пытался разобраться в швейных машинах и, тем более, не умел шить, здесь мне предстояло пройти «курс молодого швея-моториста», пользуясь исключительно информацией на старинном бумажном носителе.
Я хочу сразу сказать, что руководство пользователя, переведенное с финского языка в самой Финляндии и там же отпечатанное, оказалось весьма толковым, ведь тут все расписано четко и ясно, да еще и снабжено фотографиями! Начал я свое самообучение с познания органов управления машиной…
Но еще больше удивила меня ветхая книженция, когда я перевернул очередную страничку: некоторые иллюстрации приправлены цветными элементами, что, безусловно, облегчает восприятие информации и ее запоминаемость.
Например, для меня представляла очевидную трудность процедура заправки верхней нити – все эти «ушки», «колечки», «тарелочки», «лапки» и сама игла – соблюсти правильную очередность для человека, впервые с этим сталкивающимся – это цирковой номер, а вот по картинке с нитью, показанной красным цветом все совсем просто, я быстро и уверенно справился!
Инструкция также рассказывает об очень важных вещах – самостоятельной регулировке машины и о том, как ее обслуживать – очищать и смазывать, а по опыту наших машин, которых в семье перебывало немало (это и дореволюционный Зингер, и социалистический польский RADOM, Подольск, и ныне здравствующие Бразер и Хускварна), к вопросу смазки и, особенно – регулировки относились как к чему-то космическому, совершенно запредельному, когда нельзя дышать и двигаться надо исключительно на цыпочках, дабы чего-то не задеть и не нарушить. Здесь же ясно показывались простые приемы регулировки и смазки, а также чистки – этим я планировал заняться сразу после завершения изучения книжки и покупки специального масла.
Ну еще, что интересно. Когда я искал руководство в Сети, набредал на его разновидности, которые выходили в то, или иное время, ведь машину долго поставляли в СССР. Последний разворот в инструкции весьма любопытен и дает некоторое представление о масштабах производства. Увы, я не ведаю, когда именно была приобретена наша машинка, в инструкции указан номер 194 027, я понимаю его однозначно – это количество машин, уже изготовленных заводом на тот момент.
Здесь также интересна отметка «Старший контрольный мастер» с подписью, выполненной, по всей видимости, финским контролером еще на заводе, то есть это метка ОТК, а также дата приобретения – 13 декабря 1954 года, то есть (день в день с выходом этого материала в публикацию на Дзене) счастливое событие в чьей-то семье произошло ровно 69 лет назад!
На нашей машине стоит совершенно другой номер – 378 703, то есть она, видимо, выпущена гораздо позже, хотя семейная легенда гласит, что Тикку дед приобрел вскоре после постройки и заселения в свой новый дом, во второй половине 50-х.
Как бы там ни было, но меня удивляет, что завод Тиккакоски наделал столько машинок, но если смотреть на предложение сегодня этих помощников в электронных системах барахолок, то их еще много на руках, то есть масштаб производства и поставок в СССР был приличным.
Пока я наслаждался освоением новой старой техники, мне пришла другая посылочка – на этот раз приехало специальное масло, я вплотную подходил к сладкому этапу обслуживания машинки.
И в один из свободных дней я, наконец, снял со стола компьютер, убрал столешницу и выдвинул из тумбы саму прелесть, настал момент заняться нашей красавицей и привести ее в чувство!
Как оно было с техническим обслуживанием – расскажу в другой раз, Бог даст, а пока скажу Читателям – до встречи, следите за новинками на моем Канале.
Да, забыл… Процесс доукомплектования «Тикки» продолжается, он не окончен. Благодаря инструкции я многому научился, например, узнал, для чего применяются лапки, горсть которых сохранилась, но нюансы, конечно, тоже есть. Попытки освоить работу ножной педалью пока не особо успешны – нужен опыт.
Сейчас я силюсь найти оригинальные отвертки к машинке, памятуя, как они выглядели – их было две штуки, обе с плоским шлицем, одна маленькая, другая побольше. Обе имеют запоминающуюся отличительную особенность – яркие рукоятки, отлитые из прозрачного желтого пластика, как будто янтарные. По детству я их отлично помню, когда же машинка попала ко мне, в ящичке отверток не оказалось, исчезли. Я их видел в продаже, но увы, только в комплекте с аналогичной машиной. Ну ничего – надеюсь, и они найдутся на просторах интернета!