Найти тему

Исследование останков деревянных судов XIX - начала XX вв. на реке Ветлуге (отрывок статьи Ю.В.Филиппова и А.В.Окорокова, 2023 г. Часть 2)

Ремесло строительства ветлужских барж, так же как и большинства речных судов в России, осуществлялось не по чертежам, а главным образом на основе опыта, который передавался даже не от отца к сыну, а от старшего плотника к младшему.

Артель ставила из бревен возле реки клетки. Поперек их укладывали ровные бревна или брусья – клади. На них настилались доски днища, на которые устанавливали шпангоуты, сделанные из копани. Шпангоуты ставили на баржах через каждые полметра и временно скрепляли между собой тонкими брусьями. К днищу крепили пыжную доску, которая проходила через всю его длину. На ее концах ставили пыжи – носовые и кормовые бревна, сделанные из копани. Затем баржу начинали обшивать. Доски обязательно все прострагивали настругом, а затем, поставив на ребро, еще и фуганком. Доски обшивки должны были плотно прилегать друг к другу, причем паз делался «на волю», чтобы легче было пробивать паклей. При переходе днища к носовой и кормовой частям судна доски обстрагивались по-особенному: брали доску, к краю которой был приделан металлический стержень – его плотники называли «часы», им мерили угол. И на дощечке ставили цифры: 1, 2, 3… Это были номера копаней по счету от края баржи. Затем по «часам» выбирали паз на доске обшивки, делали ее «косой». Доски прикручивали на болты к копаням. В артели была бригада пробойщиков или наклепщиков, которые сверлили буравами отверстия и пробивали судно паклей.

Завершив обшивку, начинали ставить палубу. Делали ее наравне с бортами: устанавливали пимцы – корабельные лаги, на них клали доски. На корме строили каюту. Устраивали руль: по центру кормы на навески крепили несколько досок и к ним внизу – брус. От него с обеих сторон шли вертикальные стойки, они соединялись верхним брусом, один конец которого выступал над каютой. С помощью этого бруса и руль поворачивали.

Судно и слозни (бревна, по которым его весной будут спускать на воду) смолили. Смолу использовали свою, местную: смолокурня судостроя находилась возле деревни Сиянье [3].

На протяжении последних пяти лет сотрудниками Нижегородского государственного историко-архитектурного музея заповедника было сделано шесть находок остатков деревянных судов. Первое судно, предположительно беляна, находится в ветлужском районе и частично изучено [4]. В 2021 г. из-за засушливого лета и, как следствия, обмеления Ветлуги в Воскресенском районе были обнаружены ещё четыре остова деревянных судов и один на территории Республики Марий-Эл. Скорее всего, это не последние находки, так как целенаправленных экспедиций по обследованию русла реки и стариц еще не предпринималось. Все находки были сделаны в непосредственной близости от населенных пунктов, которые в прошлом играли важную роль в ветлужском судоходстве.

Находка № 1 была сделана около деревень Сухоборка и Сысуево и представляет собой фрагмент носа деревянного судна с днищевым настилом. Общая длина фрагмента составляет 5,50 м, ширина – 5,10 м. В XIX и XX веках в Сухоборке существовала пристань и даже одна из улиц этой теперь уже малонаселённой деревни носит название Пристанской. Хотя эта находка требует детального изучения с точки зрения возможного попадания туда этого фрагмента. Дело в том, что фрагмент остова лежит на самом прижиме течения к правому берегу и дно рядом с ним усеяно бревнами, которые ежегодно тонули на Ветлуге во время лесосплава молевым и плотовым способами. Так что не исключено, что фрагмент судна был принесён сюда во время ледохода.

-2

Находка № 2 зафиксирована в непосредственной близости от деревни Денисовка и в шаговой доступности от крупного села Марьино, где в XIX и XX вв. существовало несколько пристаней. Также деревня Денисовка известна тем, что там добывали известь, пережигали её и водным путём доставляли на стеклозавод, который находился на реке Люнде, впадающей в Ветлугу на пять километров ниже села Марьино. Находка представляет собой останки деревянного судна длиной 21,50 м. Части конструкции скрепляются металлическими шпильками длиной 1,10 м и диаметром 12 мм.

-3

Находки № 3 и № 4 находятся в старице Ветлуги, которая соединяется протокой с Затоном им. И.В.Михеева, который был основан в 1921 г. и где в первый же сезон зимовали пять деревянных барж. В 1926 г. в затоне было основано сразу несколько мастерских по изготовлению деревянных несамоходных барж, которые на Ветлуге назывались дощаниками. Так что нахождение там двух остовов судов не является неожиданностью. Скорее всего при более тщательном исследовании акватории затона количество таких находок увеличится. В 30-е – 80-е годы XX в. Затон им. И.В.Михеева являлся настоящим центром ветлужского речного транспорта.

-4

Находка № 3 представляет собой остатки днищевого набора деревянного судна длиной 23,20 м и шириной – 6,70 м. Находка № 4 – остатки днищевой части деревянного судна с заостренными штевнями имеет длину 29,50 м и ширину – 6,30 м.

-5

Останки судна № 5 находятся на левом берегу Ветлуги напротив села Воскресенское, которое в настоящее время является районным центров, а в прошлом было крупным речным портом.
Находка представляет собой днищевую часть деревянного судна с продольным и поперечным набором и треугольной носовой или кормовой частью. Общая длина фрагмента – 19,00 м, ширина – 6,60 м.

По сведениям, полученным от исследователей Ветлуги при помощи эхолота, километром ниже в русловой яме лежит ещё одно судно довольно крупного размера. Предположительно это могут быть останки беляны.

В заключение можно сделать вывод, что в случае организации целенаправленной экспедиции, которая должна охватить район от г. Ветлуги до устья, возможно обнаружение ещё нескольких судов. Некоторое время назад появились сведения о ещё одном судне, которое находится в старице Ветлуги, в Краснобаковском районе.

Изучение полученных при экспедиционных исследованиях материалов по останкам ветлужских судов начато специалистами Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника и Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва). О результатах исследований говорить пока рано, но предварительно находки можно датировать концом XIX – началом XX в. Они представляют значительный исторический интерес не только для Нижегородской области, но и для истории речного судостроения России в целом.

Отрывок статьи «Исследование останков деревянных судов XIX - начала XX вв. на реке Ветлуге», 2023 г.