Найти в Дзене
Берега

Как спасти Имеретинскую набережную?

Размещение восточнее устья реки Мзымта Имеретинского порта, западный мол которого прервал вдольбереговой поток галечных наносов, негативным образом повлияло на естественный ход природных береговых процессов, протекающих в береговой зоне междуречья Мзымта и Псоу. Это вызвало деградацию и полное исчезновение пляжа на участке берега от порта до мыса Константиновский.

Грузовой порт занимает участок береговой линии протяженностью 1500 м. Причем берег, к которому он примыкает, являлся проблемным и не обладал какой-либо значительной рекреационной ценностью. С этой точки зрения место размещения порта более выгодное, чем, если бы он был размещен на противоположном конце береговой полосы Имеретинской низменности и исключил бы из рекреационного пользования 1,5 км пляжа. Вместе с тем, при принятом варианте происходит деградация пляжа: с начала строительства порта исчезла пляжная полоса общей длиной более 2,0 км и данный процесс продолжается.

Усложнило формирование искусственного свободного пляжа выдвижение в сторону моря берегоукрепительных и волногасящих сооружений.

Прогноз возможных изменений рельефа береговой зоны таков, что эти изменения могут привести к полному разрушению возведенных берегозащитных гидротехнических сооружений.

На протекающие природные береговые процессы существенное влияние оказывают подводные каньоны - эрозионные ложбины. Даже до возведения Имеретинского порта из приблизительно 50 тыс. м3 крупнообломочного пляжеобразующего материала, ежегодно выносимого рекой Мзымта, объем невосполнимых потерь в каньонах междуречья составлял около 30 тыс. м3

В условиях отсутствия вдольберегового потока наносов, который поставлял бы на рассматриваемый участок берега пляжеобразующий материал, восстановление размываемых волнами рекреационных пляжей «Сириуса» необходимой ширины и их поддержание возможно только в результате отсыпок привозного пляжеобразующего материала. А с учетом, как показал опыт, малой эффективности такого пополнения возникают убедительные основания считать, что строительство свободных пляжей в комплексе с берегоукреплениями в качестве инженерной защиты Имеретинской низменности от волнового воздействия является нерациональным. Основания для такого вывода следующие:

1. Отсутствует источник пополнения пляжеобразующего обломочного материала из-за оградительных сооружение порта «Имеретинский».

2. Наличие подводных каньонов, значительно осложняющих условия устойчивости пляжа (вследствие более жестких волновых условий и из-за безвозвратных потерь в каньонах свободно перемещающегося уже отсыпанного пляжного материала.

Схема расположения подводных каньонов Новый и Константиновский
Схема расположения подводных каньонов Новый и Константиновский

3. С учетом динамики каньонов, имеющих тенденцию перемещения в сторону берега, а также повышения уровня мирового океана вследствие глобального потепления, волновые условия будут еще более сложные и уже через 5 - 10 лет создадут гораздо более серьезные проблемы в обеспечении надежной работы защитных сооружений.

Ухудшение условий для сохранения свободного пляжа в береговой полосе Имеретинской низменности происходит и из-за приближения вершин подводных каньонов к берегу со средней скоростью 1 - 1,5 м в год. По сравнению с 2006 г в 2022 году вершины каньонов приблизились к берегу на 15... 20 м. По сравнению с серединой 20 века, когда были построены существовавшие ранее берегозащитные сооружения, бровки каньонов приблизились к берегу примерно на 70...100 м.

Таким образом, принятие за основу концепции свободного пляжа, т.е. без применения пляжеудерживающих сооружений себя не оправдало, было недостаточно обосновано и даже ошибочно.

В создавшихся условиях следует признать наиболее рациональными следующие мероприятия:

1. Отказаться от концепции свободного пляжа, как не оправдавшую себя особенно в условиях острого дефицита пляжеобразующих наносов, создавшегося в результате строительства грузового порта.

2. Учитывая уже принятые и реализованные решения, в целях обеспечения максимальной сохранности морских ГТС, рекреационных свойств пляжа и снижения эксплуатационных расходов по его содержанию, является целесообразным максимально использовать уже построенные сооружения.

3. Принять меры по полному восстановлению движения вдольберегового потока наносов, поступающих из реки Мзымта, в юго-восточном направлении, отказаться от эксплуатации грузового порта «Имеретинский» и начать демонтаж корневой части его западного мола от берега до участка, параллельного берегу, а также демонтировать искусственную территорию, примыкающую к молу.

Принципиальная  схема восстановления потока наносов из реки Мзымта и их аккумуляции
Принципиальная схема восстановления потока наносов из реки Мзымта и их аккумуляции

После демонтажа следует организовать проведение натурных наблюдений по изучению влияния данного недемонтированного участка мола на береговые процессы, в частности на перехват наносов из реки Мзымта и их аккумуляцию в волновой тени сооружения . Целесообразно обеспечить использование прибрежной территории бывшего порта как зону аккумуляции наносов реки Мзымта и как источник пополнения пляжа вдоль набережной на всем ее протяжении в направлении устья реки Псоу.

4. В местах выхода каньонов (максимального приближения их вершин) к берегу создать одну или две вытянутых вдоль берега миниакватории для маломерного флота, огражденные от открытого моря молами. В качестве конструктивного решения молов принять свайные сооружения либо плавучие волноломы (над каньонами .

При демонтаже сооружений порта "Имеретинский" восточный (короткий) мол следует оставить, сделав его частью мола нового порта). Изучить возможность размещения яхтенных портов в местах максимального приближения к берегу вершин подводных каньонов Новый и Константиновский. При этом оградительные сооружения, поперечные к берегу, следует использовать и в качестве пляжеудерживающих, а в качестве продольных оградительных сооружений в акваториях над каньонами, как вариант, на больших глубинах использовать плавучие волноломы. Это защитит берег от значительных волновых нагрузок в местах выхода каньонов к берегу, а также приостановит или, возможно, полностью остановит продвижение каньонов к берегу.
Предлагаемая схема размещения гидротехнических сооружений и пляжа в первом приближении приблизительно выглядит так:

Вариант использования ГТС грузового порта блокирования негативного действия подводных каньонов
Вариант использования ГТС грузового порта блокирования негативного действия подводных каньонов