Найти тему
Михаил Драбкин

Что на востоке Ташкента: промзона, Куйлюк, Яшнабад, Мирзо-Улугбекский район

-2
-3
-4

Лет 150 назад, когда в Российской империи началась промышленная революция, большие города страны стали по окраинам обрастать заводами и фабриками.

-5

Нет, ну то есть промышленность в российских городах была и раньше, но она не образовывала таких больших массивов, целых районов.

-6

(отсюда)

Индустрия образовала целые пояса, но ширина этих поясов не была одинакова со всех сторон: промышленность тяготела к железным дорогам и к более дешёвой земле.

-7

(отсюда)

Ташкент никогда не выделялся своей индустриальностью, но город всегда был велик, и тут не могли не сформироваться крупные промзоны.

-8

(отсюда)

Сто лет назад железная дорога обошла город с севера и востока, но на востоке она была ближе, поэтому тут и появились основные промышленные предприятия.

-9

В послевоенную эпоху массового жилищного строительства Ташкент, как и остальные большие города Советского Союза, перешагнул через промышленный пояс, до этого бывший восточной границей узбекистанской столицы.

-10

-11

Сочетание самой большой в городе промзоны, разбросанных тут и там спальных микрорайонов и окружающей всё это малоэтажной застройки - это и есть восток Ташкента.

-12
-13
-14
-15
-16
-17
-18

Ещё именно в восточной части города, не так далеко от Южного железнодорожного вокзала (с которого сейчас отправляется бо́льшая часть внутренних поездов в стране), расположен столичный аэропорт.

-19

(отсюда)

В отличие от теперешнего Южного вокзала, он довольно старый - он был запущен в 1932 году, когда, например, единственным московским аэропортом был аэропорт на Ходынском Поле.

-20

(отсюда)

И поэтому второй (после алматинского) аэропорт Средней Азии находится на то что в городской черте, а практически в центре узбекистанской столицы.

-21

Как и в многих других крупнейших советских городах, основой ташкентской индустрии было машиностроение, в том числе его наукоёмкие отрасли, наиболее пострадавшие от распада Союза.

-22

(отсюда)

Так, в итоге закрылось крупнейшее промышленное предприятие Ташкента - авиастроительный завод ("ТаПОИЧ"), остановился и "ТашСельМаш" - единственный на постсоветском пространстве, выпускавший хлопкоуборочную технику.

-23

(отсюда)

-24

Кое-что продолжает работать, но большие площади бездействуют, а спрос на землю в узбекистанской столице совсем не так велик, как в столице российской, и поэтому джентрификация в Ташкенте не может охватить всё освободившееся пространство.

-25
-26
-27

Но кое-где процесс идёт, что делает отдельные места Восточного Ташкента напоминающими Москву.

-28

Тем более что в Москве промзона исторически тоже была расположена в основном на востоке.

-29

К бывшему авиазаводу (ТАПОиЧ) и "ТашСельМашу" примыкает жилой райончик, когда-то, видимо, строившийся для рабочих.

-30

(отсюда)

Это один из самых старых жилых районов за пределами центра Ташкента.

-31

-32
-33

Но Боткинское кладбище (официально "Кладбище №1") - гораздо старше.

-34

С самого основания Русского Ташкента это был главный некрополь для ташкентских европейцев.

-35
-36

И это до сих пор чуть ли не лучшее место, где можно ощутить ташкентское прошлое, за годы независимости стёртое из многих районов узбекистанской столицы.

-37

-38

Тут находится один из православных храмов узбекистанской столицы начала XX века постройки, посвящённый Александру Невскому.

-39
-40
-41

Восточный радиус Узбекистанской линии - вернее, две его самые восточные станции, за вокзалом - был открыт в составе второй очереди линии, в 1987 году.

-42

Наверное, в последние советские годы вагоны метро заполнялись здесь рабочими заводов, которыми окружены и "Ташсельмаш" (сейчас "Машиностроителей"), и "Чкаловская" (сейчас "Дустлик" - "Дружба").

-43

(отсюда)

Но потом заводы по большей части встали или сильно уменьшили масштабы своей деятельности, и вместе с заводскими проходными в значительной степени опустело и метро.

-44
-45
-46

Так продолжалось до 2020 года, когда на востоке Ташкента открыли первый участок Кольцевой линии ("Имени Тридцатилетия Независимости Узбекистана").

-47
-48

Первой пересадочной станцией на эту эстакадную линию, по большей части идущую вдоль Ташкентской Кольцевой, как раз стала "Дустлик", восточная конечная Узбекистанской линии.

-49
-50

И хотя с 2023 года попасть на ташкентскую Кольцевую линию можно и с южной конечной Чиланзарской линии в Сергели, путь через "Дустлик" короче, и большинство пассажиров ташкентского "эстакадного метро" попадают на него именно через эту станцию.

-51

Как я уже писал в разделе про транспорт узбекистанской столицы, линия имени Тридцатилетия Независимости Узбекистана - очень типичный пример того, когда строят не как удобно жителям и оптимально в плане развития городской транспортной системы, а как проще строителям.

-52
-53

Эстакадное метро вдоль Ташкентской Кольцевой, конечно, охватывает некоторые значительные точки формирования пассажиропотока, но больше оставляет в стороне - тот же ташкентский аэропорт, например.

-54
-55

Путь в центр с использованием кольцевой линии, учитывая расстояние между радиальными линиями в Ташкенте, оказывается довольно долгим.

-56
-57

Например, жителям некоторых микрорайонов жилмассива Куйлюк, которые непосредственно обслуживаются станциями кольцевой линии, маршрут в основную часть города с использованием метро выходит в полтора-два раза длиннее (по расстоянию) и чуть-чуть (на несколько минут) дольше, чем напрямую, с использованием наземного общественного транспорта.

-58

-59

Такая трассировка кольцевой линии, её строительство раньше сооружения новых радиальных линий снижает эффективность метрополитена как высокопровозной и дорогостоящей транспортной системы.

-60
-61

Недаром в мире больше нет примеров, чтобы единственная в системе метро кольцевая линия шла бы по самому краю города, по кольцевой дороге.

-62
-63

Интересно, что вплоть до последнего времени, то есть больше двух лет, станции ташкентской Кольцевой линии не имели официальных названий, только номера, что тоже может свидетельствовать о том, что эта периферия столицы - совсем не центр городской жизни.

-64

Аэропорт Восточный, изначально построенный и используемый ташкентским авиазаводом, сейчас переоборудуется под гражданское использование.

-65

(отсюда)

Он несколько дальше от центра города, и даже за пределами кольцевой линии, и вблизи его строящегося терминала тоже нет никакой станции метро - впрочем, теоретически туда можно продлить восточный радиус Узбекистанской линии.

-66

Но люди всё же чаще видят другой ташкентский Восток.

-67

-68
-69

Севернее и северо-западнее промзоны рано стала формироваться регулярная застройка многоквартирными домами.

-70

Сейчас эти места составляют немалую часть Мирзо-Улугбекского района.

-71
-72

Эти кварталы и микрорайоны вытянулись вдоль нынешней улицы Великий Шёлковый Путь, в прошлом - шоссе Луначарского.

-73
-74
-75

Эта магистраль, уходящая из центра Ташкента в северо-восточном направлении, действительно в целом совпадает с участком Великого Шёлкового пути древности, но сейчас самое дальнее, куда по ней можно уехать - это отроги Тянь-Шаня в границах Ташкентской области.

-76

Но гораздо важнее, что улица эта ведёт к Ташкентскому тракторному заводу, который сейчас, как и многие другие столичные промышленные предприятия, работает далеко не на полную мощность.

-77

(отсюда)

А в советское время этот завод, организованный в советское время на базе эвакуированного предприятия, и играл не последнюю роль в экономике города и даже страны.

-78

(отсюда)

Вдоль нынешнего "Великого Шёлкового Пути" в 1980 году прошла вторая очередь ташкентского метро (северо-восточный радиус Чиланзарской линии), что говорит о важности этого района.

-79

(отсюда)

-80
-81

Начальный участок магистрали, рядом с Малой Кольцевой дорогой, в окрестностях метро "Хамида Алимджана" - это места почти элитные.

-82
-83
-84
-85

Тут можно найти и частный сектор, но даже он выглядит презентабельнее, чем обычные узбекистанские махалли.

-86

-87

Здесь же расположен ташкентский Центральный парк.

-88
-89

Его расположение - вовсе не такое уж центральное, не сравнить со сквером Эмира Тимура или парком "Ташкент-Сити" или парком имени Навои.

-90
-91
-92

И он не так уж и велик - даже на фоне прочих ташкентских парков, которые тоже в целом небольшие.

-93
-94

-95

Но деревья здесь старые, беседки, аттракционы, павильоны - видимо, когда-то здесь, на тогдашней окраине Ташкента, организовали первый в узбекистанской столице парк Культуры и Отдыха.

-96
-97
-98
-99

Станция метро Пушкинская ("Пушкин") - редкая ташкентская станция, названная в честь чего-то русского и сохранившая своё название - следующая после "Хамида Алимджана".

-100
-101

С неё можно пересесть на железнодорожную станцию Салар (электрички северного направления, следующие до Ходжикента), удобно расположенную прямо на мосту над улицей Великого Шёлкового Пути.

-102
-103

Фактически, это сейчас самая удобная пересадка на железную дорогу в Ташкенте, где и метро есть, и электрички, но при этом нет чрезмерного контроля и проверок, характерных для узбекистанских вокзалов.

-104

-105

Конечная станция метро "Великий Шёлковый Путь", когда-то "Максима Горького" - один из крупнейших в Ташкенте транспортных узлов.

-106

Оживлённый перекрёсток улиц Великий Шёлковый Путь и Мирзо Улугбека - это и естественный центр всего северо-востока узбекистанской столицы, и транспортная развязка городского масштаба, и конечная для большинства маршруток и "коллективных такси", обслуживающих густонаселённый северо-восточный сектор Ташкентской агломерации, и такое важное направление, как курортные окрестности Чарвакского водохранилища.

-107

-108
-109

Место хоть и оживлённое, но довольно уютное: много деревьев, относительно старые кирпичные дома.

-110
-111

Огромное количество рекламы американских грин-карт, всякие центры изучения английского - несомненная примета улиц современного Узбекистана.

-112
-113

Среди микрорайонов за конечной станцией метро, в сторону Тракторного и Ферузы можно обнаружить целый музей Вооружённых Сил.

-114
-115

В глубине застройки - не так давно построенная мечеть Мулла-Косим, не самый частый объект для ташкентского микрорайона.

-116

Заметная среднеазиатская привычка - не замечать многочисленных переименований, постигших местную топонимику после 1991 года, жить так, как будто их вообще не было.

-117

Не замечать и перехода с латиницы на кириллицу, который в узбекском языке случился уже более двух десятилетий назад.

-118

Так что в речи людей и на табличках маршруток вы встретите массу названий, которых уже десятилетия нет на официальных картах. И я вроде бы даже знал, что "Великий Шёлковый Путь" когда-то был "Максимом Горьким", но всё равно такой пункт назначения периодически сбивал меня с толку.

Если центр, юг, север Ташкента - это канал Бозсу, его притоки, протоки, отводы (Анхор, Актепа), то восток столицы - это параллельный Бозсуйской водной системе Салар, и сама река Чирчи́к рядом с краем города.

-119
-120

(отсюда)

Салар течёт в основном вдоль железной дороги, с севера на юг, и обводняет несколько парков и зелёных зон - от зоопарка и ботанического сада на севере города до Центрального парка и экопарка имени Бабура на востоке.

-121
-122

Экопарк имени Бабура (Тимурид из Узбекистана, завоевавший большой кусок Индии и основавший там могучую династию), расположенный на границе с центром города - маленькое, недавно обновлённое, но всё равно уютное место.

-123
-124
-125
-126
-127

Неподалёку - костёл Святейшего Сердца Иисуса, построенный когда-то многочисленными в столице Туркестана поляками.

-128

Он напоминает о том, что при Российской империи Ташкент был ещё более мультикультурным городом, чем сейчас.

-129