Найти тему
Войны империй

266-й отдельный гвардейский штурмовой авиационный полк. «Грачи» из Забайкалья

9 марта 2023 года почетное звание гвардейского получил 266-й отдельный штурмовой авиационный полк 14-й армии Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны Восточного военного округа. Полк дислоцируется в Забайкалье, аэродром Степь, Читинская область.

-2

-3

История полка началась 14 апреля 1941 года, когда в составе 71-й истребительной авиационной дивизии ВВС Закавказского военного округа на аэродроме Аджикабул Азербайджанской ССР начал формироваться 266-й истребительный авиационный полк на истребителях И-16.

8 июля полк был передан в войска ПВО, в состав 8-го истребительного авиакорпуса ПВО Бакинского корпусного района ПВО. с 5 апреля 1942 года корпус вошёл в состав созданной Бакинской армии ПВО Закавказской зоны ПВО.

С 31 июля 1942 года полк начал боевую службу в составе 8-го иак ПВО Бакинской армии ПВО на самолётах И-16, МиГ-3, Як-1 и «Харрикейн». 31 августа 1942 года полком одержана первая известная воздушная победа полка в Отечественной войне: старший сержант Быков М. Д., пилотируя И-16, в воздушном бою в районе города Гудермес сбил немецкий Focke-Wulf Fw 190 Würger. 7 января 1943 года из 8-го иак ПВО полк передан в состав 105-й истребительной авиационной дивизии ПВО Ростовского района ПВО.

105-я иад ПВО Ростовского района ПВО вошла в состав вновь образованного Западного фронта ПВО. На базе дивизии 10 июля 1943 года создан 10-й истребительный авиакорпус ПВО Ростовского района ПВО.

В июне 1943 года на вооружение полка поступили американские истребители «Аэрокобра». Сводная группа полка на самолетах Як-1 с 20 июля по 10 августа 1943 года участвовала в Миусской наступательной операции в качестве усиления 6-й гвардейской истребительной авиадивизии 8-й воздушной армии Южного фронта.

С 10 августа 1943 года полк вернулся в состав 10-го истребительного авиакорпуса ПВО Ростовского района ПВО Западного фронта ПВО, имея на вооружении самолёты Як-1, «Аэрокобра» и «Харрикейн».

В апреле 1944 года в ходе реорганизации ПВО СССР полк в составе 10-го иак ПВО включён в 11-й корпус ПВО Южного фронта ПВО. 24 декабря 1944 года Южный фронт ПВО преобразован в Юго-Западный.

В составе действующей армии полк находился с 31 июля 1942 года по 31 декабря 1944 года, затем находился в 10-м иак ПВО.

На счету летчиков полка более 2000 боевых вылетов, 1549 воздушных боев, 52 сбитых самолета врага (40 бомбардировщиков, 9 истребителей и 3 разведчика), 1 аэростат, 5 уничтоженных автомобилей, 1 орудие.

Боевые потери- 7 самолетов и 5 летчиков.

Самолёт И-16. Такими самолётами полк был вооружён при формировании
Самолёт И-16. Такими самолётами полк был вооружён при формировании
 Як-1. На таких самолётах полк воевал c 1942 года
Як-1. На таких самолётах полк воевал c 1942 года
Такие самолёты Hawker Hurricane полк получил в 1942 году
Такие самолёты Hawker Hurricane полк получил в 1942 году

 Аэрокобра. На таких самолётах полк воевал до конца войны
Аэрокобра. На таких самолётах полк воевал до конца войны

После войны полк входил в состав 10-й истребительный авиационный корпус ПВО, 24 января 1946 года переформированный в 121-ю истребительную авиационную дивизию ПВО.

В марте 1960 года из расформированной 121-й иад ПВО полк передан в 19-ю дивизию ПВО. В начале 1968 года полк передан из 19-й дивизии ПВО в 57-ю воздушную армию Прикарпатского военного округа.

В мае-июле 1968 года полк обменялся эскадрильями со 2-м гвардейским истребительно-бомбардировочным авиационным Оршанским полком 34-й воздушной армии Закавказского военного округа. 3 июля 1968 года в состав 266-го истребительно-бомбардировочного авиационного полка вошла Эскадрилья «Монгольский Арат». Полк тогда базировался на аэродроме Овруч Житомирской области.

После включения в состав полка именной авиационной эскадрилья «Монгольский Арат» постановлением Совета Министров СССР полку было присвоено почётное наименование «Имени Монгольской Народной Республики».

-8
-9

Первыми союзниками СССР в войне с фашизмом стали Туви́нская Наро́дная Респу́блика и Монгольская Народная Республика. Уже 22 июня 1941 года МНР заявила о полной поддержке СССР в Великой Отечественной войне. В конце 1942 года Малый хурал принял решение о строительстве авиаэскадрильи «Монгольский арат» и передаче её в подарок ВВС ВС СССР.

Собранные средства жителей Монгольской Народной Республики, 2 миллиона тугриков, были переданы СССР, в 1943 году была сформирована эскадрилья «Монгольский арат» ( 2-я истребительная авиационная эскадрилья «Монгольский арат»). 25 сентября 1943 эскадрилья была торжественно представлена 2-му гвардейскому полку 322-й истребительной авиационной дивизии: в её составе были 12 боевых самолётов Ла-5 с ярко-красной надписью «Монгольский арат» на фюзеляжах.

-10

-11
Ла-5 фн с надписью «Монгольский арат» на борту
Ла-5 фн с надписью «Монгольский арат» на борту

В феврале 1968 году за боевые заслуги, проявленные в боях по защите Родины, успехи в боевой подготовке и в связи с 50-летием Советской Армии и ВМФ полк награжден Орденом Красного Знамени.

В 1967-68 годах в связи с обострением обстановки на Советско-Китайской границе в Забайкальский военный округ стали перебрасывать из Европы "значительные подкрепления" В связи с предстоящим размещением в Монголии полк был полностью снабжен необходимыми регалиями.

-13

С марта 1968 года полк размещен в МНР, на аэродроме Налайх. Полк передали в состав 23-й воздушной армии Забайкальского военного округа.

МИГ-21 на постаменте в жилом городке аэродрома Налайх (бортовой номер 137). Фото Е.Кулакова, 2008 год.
МИГ-21 на постаменте в жилом городке аэродрома Налайх (бортовой номер 137). Фото Е.Кулакова, 2008 год.

С 1971 года в полк стали поступать МиГ-21ПФ и МиГ-21ПФМ, а позже и МиГ-21бис.

В 1976 году полк переименован в 266-й авиационный Краснознамённый полк истребителей-бомбардировщиков имени Монгольской Народной Республики. К началу 1980 года полк получил первые МиГ-23БМ из 236-го авиационного полка истребителей-бомбардировщиков с аэродрома Градчаны в Чехословакии. С 1980 года 1-я эскадрилья полка летала на МиГ-23БМ , 2-я и 3-я на МиГ-21. В том же году полк принял вторую партию МиГ-23БМ из 300-го апиб с аэродрома Переяславка.

Эскадрилья «Монгольский Арат» в 1981-1982 годах была перевооружена на МиГ-27К.

МиГ-27К. 266-й АПИБ.
МиГ-27К. 266-й АПИБ.
-16

В июне 1990 года 266-й авиационный полк Краснознаменный истребителей-бомбардировщиков имени Монгольской Народной Республики (266 апиб) вернулся в Россию, на аэродром Степь. Вооружен полк был истребителями-бомбардировщиками МиГ-27К.

Осенью 1993 года полк перешёл на штурмовики Су-25 и в 1995 году был переименован в 266-й отдельный штурмовой авиационный Краснознамённый полк имени Монгольской Народной Республики.

В 1998 году полк вошел в состав 21-й смешанной авиационной дивизии 50-го гвардейского отдельного корпуса ВВС и ПВО Забайкальского военного округа.

Сердюковские реформы превратили три полка аэродрома Домны ( 266-й штурмовой, 120-й истребительный и 112-й отдельный вертолётный) с 1 декабря 2010 года в 412-ю авиационную базу 2-го разряда с подчинением 3-му командованию ВВС и ПВО.

1 декабря 2014 года 412-я авиационная база была переформирована в 120-й отдельный смешанный авиационный полк, а 266-й штурмовой авиационный полк был восстановлен вместе со 2-й штурмовой эскадрильей «Монгольский Арат». МНР уже не упоминалась.

Отдельному штурмовому авиационному полку Восточного военного округа, дислоцированному в Забайкальском крае, командующим 14-й армии Военно-воздушных сил и Противовоздушной обороны было вручено командиру авиаполка боевое знамя нового образца.

На вооружении авиаполка состоят штурмовики Су-25, которые регулярно выполняли учебно-боевые задачи, принимали участие в масштабных учениях с бомбометаниями и боевыми пусками ракет.

МиГ-15 полк получил в 1951 году.
МиГ-15 полк получил в 1951 году.
МиГ17 на вооружении полка с 1956
МиГ17 на вооружении полка с 1956
Модификации МиГ-21 находились на вооружении полка с 1971 по 1979 год.
Модификации МиГ-21 находились на вооружении полка с 1971 по 1979 год.
-20

Самолёт МиГ-27 пришёл на вооружение полка с 1979 года
Самолёт МиГ-27 пришёл на вооружение полка с 1979 года
Су-25 стирают с лица земли бронетехнику «врага»- кадры из кабины
Су-25 стирают с лица земли бронетехнику «врага»- кадры из кабины
-23
-24

-25

-26

Памятник авиаэскадрилье Монгольский Арат. Улан-Батор.

-27

-28
-29
-30
-31
-32
-33

*иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам