Бывает, что знаешь правила, пишешь грамотно, а вот это задание все равно выполнить не получается. Многие учителя даже считают, что этот номер тестовой части ОГЭ сложнее, чем задания ЕГЭ по русскому языку...
Продолжим разговор о задании 6, которое проверяет и внимательность выпускника, и умение анализировать слово, и знание правил орфографии. Однажды я уже рассказывала об основных подвохах, которые помогут тем, кто не помнит все правила наизусть. А сегодня мы обсудим теорию, которую нужно знать для успешного выполнения этого номера.
1. Орфограммы в корне. Что встретится?
Сегодняшняя статья посвящена правописанию гласных в корне, которые очень часто попадаются в заданиях ОГЭ по русскому языку. Эти орфограммы можно разделить на три типа:
- непроверяемые гласные в корне (т.е такие, чье написание нельзя проверить). Иначе такие слова мы называем словарными (аллея, бинокль, багровый и пр.).
- проверяемые гласные (т.е такие, чье написание можно проверить, подобрав проверочное слово). Обратите внимание, что в проверочном слове нужная гласная должна быть ударной. Например, в..да - вОды; сп..шу с доски - спИсывать; сп..шу на работу - спЕшка и др.
- чередующие гласные. Этот список корней нужно запомнить, так как подбор проверочного слова здесь может только запутать. Сравните: прилАгать - прилОжить, поклОн - клАняться (в однокоренных словах на одном и том же месте пишутся разные гласные).
Мини-практика на проверяемые и непроверяемые гласные:
В кр..тчайшие сроки, кр..тчайшая девочка, укр..щать зверя, укр..титель тигров, расп..вал песни, расп..вал квас, затв..рить ставни, перев..рить картофель, об..яние юноши, приемная к..мпания, к..мпания друзей, посв..тить фонариком.
_________________________________________________
Ответы: в крАтчайшие сроки (крАтко), крОтчайшая девочка (крОтость), укрОщать зверя (сделать его крОтким), укрОтитель тигров (сделать крОткими), распЕвал песни (пЕть), распИвать квас (пИть), затвОрить (затвОр), перевАрить картофель (вАрка), обАяние (словарное слово), приемная кАмпания (надо запомнить, в значении "совокупность мероприятий/событие" пишем а), кОмпания друзей (надо запомнить, в значении "группа людей" пишем о), посвЕтить фонариком (свЕт).
2. Теперь к корням с чередованием
Чередование в корнях обусловлено исторически. Во многих родственных словах корни вовсе не одинаковые. Сравните: снег - снежок; друг - дружить - друзья. Впрочем, если чередование согласных сложностей почти не вызывает, то вот корни с чередованием гласных часто тяжело даются ученикам. Привожу список таких корней.
1) Написание зависит от последующей согласной
- РАСТ/РОС/РАЩ (перед ст, щ - а; перед с - о): растет, растущий, водоросли, поросль, выращенный и др.
Исключения: Ростов (Ростов-на-Дону), росток, ростовщик, Ростислав, подростковый, отрасль.
ПОДВОХИ! Не путайте эти корни с омонимичными сочетаниями: растаять (рас - приставка), роса (от слова рОсы).
- ЛАГ/ЛОЖ (перед г - а, перед ж - о): излагать, изложить, изложение, приложить и др.
Исключение: пОлог - СКАК/СКОЧ (перед к - а, перед ч - о): скакать, выскочка, подскочил и др.
Исключения: скачок, личные формы глагола скакать (скачу, скачет и пр.)
Обратите внимание: корни -лаг-/-лож- можно объяснять двояко (второй вариант - зависимость от суффикса -а-: если есть суффикс -а-, пишем лАг, если этого суффикса нет, пишем -лОж-).
Мини-практика в формате ОГЭ:
Отметьте цифры, которые обозначают варианты с правильным объяснением выделенных слов.
2) Написание зависит от ударения
ГАР/ГОР (под ударением А, без ударения О): загар, загореть, горит, погорелец и пр.
Исключения: пригарь, изгарь, выгарки.
ПОДВОХИ! Не путайте корни со словами горец, горный (от горы), горьковатый (горечь), горжусь (гордость).
- ЗАР/ЗОР (без ударения А, под ударением пишем А и О): заря, озарить, зарево, зорька и пр.
Исключений НЕТ (в учебниках иногда печатаются устаревшие исключения, однако с 1999 года у этого корня их нет).
- КЛАН/КЛОН (без ударения О, под ударением пишем А и О): кланяться, поклониться, поклон и др.
ПОДВОХИ: не путайте со словами клон, клонировать и пр.
- ТВАР/ТВОР (без ударения О, под ударением пишем А и О): творчество, сотворить, творит.
Исключение: утварь.
- ПЛАВ/ПЛОВ (всегда А, кроме исключений): плавать, плавает, поплавок и др.
Исключения: пловец, пловчиха, плывуны.
Мини-практика:
Безуг..рный, покл..ниться, кл..няться, тв..рить, заг..релый, з..ря, покл..нник, з..ренька, возг..раемость, дог..рающий, г..рький
_________________________
Ответы: безугАрный (под ударением А), поклОниться (без ударения О), клАняться (под ударением то, что слышим), твОрить (без ударения О), зАря (без ударения А), загОрелый (без ударения О), поклОнник (под ударением пишем то, что слышим), зОренька (под ударением то, что слышим), возгОраемость (без ударения О), догОрающий (без ударения О), гОрький (нет чередования, от слова горечь).
3) Написание зависит от наличия суффикса -А-
- Следующее правило часто называют правилом ослика ИА. Если после корня есть суффикс -А-, то мы пишем И (получился ослик ИА), если же суффикса -А- нет, то ослик не получится, пишем букву Е. Речь идет о корнях:
-бер-/-бир, -пер-/-пир-, -дер-/-дир-, -тер-/-тир, -мер-/мир-, -жег-/ -жиг-, -стел-/-стил, -блест-/-блист-, -чет-/-чит-: выбИрАть - выбЕру, замЕреть - замИрать и пр.
Исключения: сочетание, сочетать, чета.
ПОДВОХИ! Не путайте эти корни с омонимичными словами, где нет чередования: берлога, померить одежду (от мЕрка), примирить друзей (от мИр).
- -КАС-/-КОС- (есть суффикс -А-, пишем кАс, нет суффикса -А-, пишем кОс): прикасаться, прикоснуться, касательная, коснется и пр.
ПОДВОХИ! Омонимичные формы: коситься (кОсо), косить (кОсит), покос.
- -ИМ-/-А-/-Я- и -ИН-/-А-/-Я- (если есть суффикс -А-, пишем ИН/ИМ): начИНать - начАть, смИНать - смЯть, зажИМать - зажАть и пр.
Не устали? Попробуйте выполнить задание ОГЭ на рассмотренные корни:
Отметьте цифры, которые обозначают варианты с правильным объяснением выделенных слов.
4) ПОСЛЕДНИЙ ПУНКТ! Написание зависит от значения
Итак, наша последняя остановка - корни, чье написание зависит от значения.
- -МАК-/-МОК-/-МОЧ- (в значении «погружать в жидкость» пишем А; в значении «пропускать жидкость» — О): макать сухари в чай, вымокнуть под дождем, промочить ноги и др.
- -РАВН-/-РОВН- (в значении «быть равным, одинаковым» пишем А, в значении «делать(-ся) ровным, гладким» пишем О): заровнять яму, бороться за равноправие и др.
Исключения: равнина, поровну.
3. Практика
С учениками мы всегда отрабатываем каждую группу корней по отдельности. Обязательно прописываем эту теорию и сразу же выполняем задания на закрепление каждого корня. Для ребят я создавала много упражнений формата ОГЭ, чтобы ученики могли сразу привыкнуть к подвохам этого задания.
Делюсь некоторыми наработками.
1) "Зелье грамотности". Распредели слова котлам с соответствующим правилом.
2) Выполни задания формата ОГЭ (создавала упражнения только на отработку гласных в корне).
1.РАССТИЛАТЬСЯ - написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
2.СГОРЕТЬ — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от ударения.
3.МОРСКОЙ — написание безударной проверяемой гласной в корне слова определяется подбором однокоренного слова.
4. ЗАСКОЧИТЬ (в поезд) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от последующей согласной.
5.ГОРЕВАТЬ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения.
1) НАМОКШЕЕ (пальто) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
2) ПРИМИРИТЬ — написание чередующейся гласной в корне зависит от суффикса -А-
3) ПОМЕРИТЬ (платье)– написание безударной гласной в корне слова определяется подбором проверочного слова
4) ЧЕТА — написание слова определяется тем, что это исключение из правила.
5) СЖИГАТЬ — безударная гласная в корне слова проверяется формой слова, в котором гласный звук находится в ударном слоге.
1) НАРАЩЁННЫЙ– написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от последующей согласной.
2) ГЕНИАЛЬНЫЙ – в корне слова пишется непроверяемая безударная гласная Е.
3) ЗАРОВНЯТЬ – в корне слова с чередующейся гласной без ударения пишется буква О.
4) ВЫМОКНУТЬ – написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от значения.
5) ЗАМИРАТЬ – написание безударной чередующейся гласной в корне слова объясняется тем, что это исключение из правила
Ответы: 234; 134; 14
Как вам такое задание? Делитесь мнением в комментариях.
Обычно ребята его не любят, однако после того, как разберутся в теории, уже легко справляются с этим номером. Главное - будьте внимательны. Не попадитесь в "ловушки", о которых писала здесь и в предыдущей статье; читайте внимательно объяснение написания слова. Тогда этот номер вам точно покорится!
Не забывайте, что на канале есть еще много статей, посвященных подготовке к ОГЭ по русскому языку.
________________________________________________________________________________________
Маргарита Сергеевна, репетитор по русскому языку.
Контакты для связи, дополнительные материалы на личном сайте