Есть мнение, что реверс-инжиниринг – это прямое и простое копирование изделия, но на практике это сложный процесс создания изделия с аналогичными свойствами.
Неумелый оператор даже с самым лучшим оборудованием может получить неудовлетворительный результат. Кроме того, сканер не способен забраться в полости, не может сканировать глубокие отверстия, да и очень недружелюбно относится к острым кромкам, поэтому штангенциркули и микрометры не утрачивают своей важности.
В дополнение к скану требуется выполнить эскизы отдельных элементов изделия. Затем результаты сканирования обрабатываются, удаляются ненужные объекты (опора, элементы крепления, рядом стоящие предметы), чтобы оставить только изделие. После производится «склейка» сканов, выполненных с разных сторон изделия, и математическая обработка полученного облака точек.
В результате качественного сканирования мы получили облако точек и основанную на нем фасетную модель изделия одного конкретного изделия со всеми его неточностями и дефектами – вот здесь и начинается самое интересное:
- модель передается в CAD систему, где с помощью специального приложения конструктор задает базовые поверхности, ориентирует модель в пространстве, рассекает ее плоскостями и в этих сечениях производит замеры;
- средствами CAD системы строится 3D модель точно так же, как при проектировании с чистого листа;
- построенная модель сравнивается со сканированной моделью. Отклонения можно увидеть визуально в виде цветовых диаграмм, а также измерить. Мы нередко проводим контрольное сканирование произведенных изделий с целью проанализировать отклонения реального изделия от теоретической модели.
Отправляемые в производство модель и чертеж должны иметь теоретически верные размеры, и каждый размер должен иметь допуск на изготовление.
Приступая к разработке какого-либо изделия, конструктор получает структурированный набор данных о самом изделии, его окружении, применении, возможном ремонте и т. д. Опираясь на эту базу знаний, он и приступает к разработке. В своей работе мы опираемся на международные стандарты ISO, Европейские нормы EN и российские ГОСТ.
Для всех изделий, направляемых в производство, разрабатываются контрольные карты и шаблоны отчетов о контроле. В картах указываются размеры и характеристики, подлежащие контролю, а в шаблонах отчетов указан диапазон измерений, при которых изделие признается годным.
В заключение стоит сказать, что реверс-инжиниринг в нашем понимании – это процесс полноценного создания детали и работа над ее улучшением на основе обратной связи от эксплуатации и изготовителя, и это работает гораздо эффективнее, чем слепое копирование.