Найти тему

На что способна травля в школе

Вместо Максима говорила мама. Она была громкой и недовольной. Причём было не совсем понятно, на кого распространялось её недовольство, но складывалось ощущение, что виноваты все и, прежде всего, её сын. Перестал учиться, не хочет ходить в школу, от учителей постоянные замечания. Им самим, правда, тоже досталось: «Видят, что мальчик не успевает – помогите, подтяните!»

Сам Максим сидел с отстранённым видом, не реагируя даже тогда, когда мать напрямую обращалась к нему. Один раз не смог сдержать эмоции. «Придумал тоже – издеваются над ним! Лишь бы не учиться, да? – женщина властно повернула сына к себе, грубо схватив за плечи, – кто там может издеваться над тобой? Посмотри на себя!» Максим вырвался из рук матери и встал, чтобы уйти. На его глазах блеснули слёзы, губы были плотно сжаты. Мать всё же закончила: «…кому ты нужен… издеваются». После этих слов выйти ждать сына в холле пришлось именно ей.

Максим в ходе долгой и сложной беседы с доктором рассказал обо всём, что с ним происходит. С началом нового учебного года его старый 7 класс был расформирован и вошел в состав так называемого гуманитарного класса, куда попали также ученики из параллельных классов. Друзья Максима оказались в другом классе, с математическим уклоном, и из всей старой компании с ним остался только один товарищ. Ребят из других классов было большинство. Среди них был Игорь, парень наглый и дерзкий, рослый и спортивный, от чего казался старше своих лет. Ему ничего не стоило нахамить учителю, одноклассников же он считал своими подчиненными и, словно босс, раздавал поручения каждому, кто попадался на глаза, наказывая за неисполнение.

Скромного и закрытого Максима он выделил сразу – успехи в учёбе тот не демонстрировал, то есть потребовать сделать за него задание «босс» не мог, денег с собой ему не давали, да и вообще старался вести себя как можно незаметнее, «боссу» никогда не возражал, но и понравится, то есть услужить, не стремился, отчего только сильнее злил Игоря. «Бесполезный. Серая моль» - самые приличные из тех ругательств, которые пришлось выслушивать Максиму. Выслушивать молча, в надежде, что «всё» само пройдет, успокоится. Но нет, «всё» только набирало обороты. У Максима отбирали и выбрасывали тетради, рюкзак, портили одежду, запирали в туалете. Товарищ Максима из старой компании принимал активное участие в этих издевательствах, стараясь больше других угодить своему новому хозяину. Однажды ему удалось выкрасть у Максима телефон, и вся «свита» писала от его имени похабные и оскорбительные сообщения девочкам-одноклассницам. На Максима обрушился ещё и их гнев. Он перестал ходить в школу, о чём родители узнали месяца через два, и, не разобравшись, предприняли карательные меры: наказание, запреты, усиленный контроль.

Максим признался, что уже несколько недель его не покидают мысли о самоубийстве, так как другого выхода из этой ситуации он не видит. Мать, глава их маленькой семьи, и слышать не хочет ни о какой травле и буллинге. Слова, которые мы стали слышать чаще лишь с недавнего времени. Не только слышать, но и видеть: дети выкладывают видеозаписи своих издевательств.

Сам феномен травли одного участника коллектива другими существует давно и действует по определённым законам. Прежде всего, он предполагает наличие треугольника: жертва, агрессор и свидетели, роли которых чётко распределены. Агрессор – жестокий человек, чаще с завышенной самооценкой, использующий унижение другого как способ самоутверждения в коллективе, признания своего авторитета через страх физической расправы. Есть и другой тип агрессора: он сам страдает от страха стать жертвой и прибегает к агрессии как защитной реакции. Страх делает людей отличными манипуляторами, которые прекрасно распознают чужие эмоции и состояния, поэтому не ошибутся в выборе жертвы.

На роль жертвы может претендовать любой, кого коллектив посчитает отличным от них. Поводы для травли могут быть совершенно разные: особенности структуры семьи (неполная или, наоборот, многодетная), иные взгляды на мир, особенности внешности, неуспеваемость и другое. Главное, что позволяет первым единичным насмешкам перерасти в травлю – это неспособность жертвы постоять за себя, противостоять агрессии, проявив защитную агрессию. То есть, сказать «стоп» и дать сдачу. Как правило, это чувствительные, неуверенные в себе дети, склонные к самоуничижению, сформированному в процессе воспитания. «Кому ты нужен» и «сам виноват» – Максим слышал с раннего детства и верил, как дети верят всему, что исходит от взрослых.

-2

Самая многочисленная и значимая группа треугольника – свидетели. От их роли зависит само существование травли. От того, одобрят они действия агрессора (для этого достаточно даже слабой улыбки на шутку агрессора) или, наоборот, осудят. В нашей истории никто из свидетелей не решился противопоставить себя Игорю из страха самому оказаться на месте Максима. Каждый, как мог, старался угодить ему, показать, что он в его команде, что он-то точно не заслуживает быть жертвой. Для них выгодно поддерживать агрессора, так как пока он «занят» другим – они в безопасности. При этом они чувствуют свою беспомощность и страх, и, одновременно, стыд за свое бездействие. Это становится причиной внутреннего конфликта, с которым они затем вступают во взрослую жизнь.

Травля прекращается, когда один из её участников нарушает правила своей роли, и это крайне редко делает агрессор. Свидетели, если разом встанут на защиту жертвы, или сама жертва, когда даст отпор агрессору. «Если нет героев, которые могли бы вас спасти, вы должны стать героем» (Денпа Киоши).

В нашей истории, как показали дальнейшие события, у Максима не нашлось на это сил. Пока. Ему пришлось перейти в другую школу. Положительный момент есть, и он огромен: случай с травлей помог ему и его маме по-новому взглянуть на свои отношения и начать работу над изменениями. У Максима есть все шансы больше никогда не стать жертвой.

_________________________________

Онлайн-консультации с опытным психотерапевтом в клинике Корсаков доступны каждому.