("Чарли Пуля", Fast Charlie, 2023, США)
И вновь случилось любопытное событие околомистического толка.
Вот стоило мне вчера поностальгировать по "Слепой ярости", голливудскому дебюту Филлипа Нойса, а потом ненароком открыть этот ваш Интернет - глядь, а там такое!..
...А в этом вашем Интернете уже призывно помахивает рукой "Чарли Пуля". То бишь новая, с пылу, с жару, лента Филлипа нашего Нойса, создателя ещё много чего интересного. Включая классическую кинодилогию о Джеке Райане (по романам Т. Клэнси), шпионоэкшен "Солт", который, увы, так и не обзавелся сиквелом, а также триллер "Гонка со временем" - оригинальный и эмоциональный, только понравиться он рискует не каждому; почему - читайте по его ссылке.
Именно из-за этой предпоследней нойсовой работы меня терзали смутные сомнения насчет его очередного фильма.
Все-таки, уж коли 70-летний дедушка вдруг начал снимать столь надрывные вещи, ждать его возврата к корням явно не приходится - возраст не тот, чтобы метаться из крайности в крайность. А если в этих творческих пассажах Филлипа будет замешан Пирс Броснан, который и так в последние годы не шибко разборчив в хороших ролях, - надо ли оно нам, такое "счастье"?
Короче говоря, опасения на сей счет имелись, и не беспочвенные. Однако не настолько, чтобы идти у них на поводу и отмахиваться от "Чарли Пули", как от зудящей рекламы всяких "почтобанков".
Добрые вести: Нойс плевать хотел на мои мрачные прогнозы.
Действительно, он не только "вернулся" сам, но и вернул нам Пирса Броснана в его коронном образе крутыша-джентльмена с идеальной выправкой, знакомой по Бондиане и другим аналогичным ролям Пирса Томасовича. Более того, вместо гиперэмоциональной атмосферы, что нервировала в "Гонке со временем", настроение у "Чарли Пули" диаметрально противоположное - спокойная ирония и черный юмор. Причем, под стать Броснану, шутки здесь такие же интеллигентные, с огоньком, без пошлостей и фекально-блевотной размазни по экрану. И с кровищей/расчлененкой - неотъемлемыми атрибутами любого черного юмора, - тоже перегибов нет. Их ровно столько, чтобы придать этой истории вид легкого "жесткача", и ни ошмётком больше.
Лично мне по духу и отчасти фабуле "Чарли Пуля" почему-то напомнил книгу Дона Уинслоу "Зима Фрэнки Машины". Снимать кино по которой планировали каждый в свое время, аж сами Скорсезе, Манн и Фридкин (ныне покойный), а играть в ней главроль вернувшегося из отставки, пожилого киллера-мафиози должен был Де Ниро. Однако сегодня он, 80-летний, для такой работы явно староват. Зато подтянутый 70-летний Броснан в "Чарли Пуле" как будто намекает: а вот я еще для подобной роли вполне о-го-го, поэтому, если что, имейте в виду - телефончик мой у вас записан!
Ну а пока судьба экранизации "Зимы..." всё еще под вопросом, Нойс дает нам шанс вообразить, как она могла бы гипотетически выглядеть, если бы этот проект поручили ему и Пирсу. Ибо сюжет здесь такой же простой и линейный, но богатый на яркие детали и хлесткие диалоги, как у Уинслоу. Разве что действие происходит не в Лос-Анджелесе, а в Новом Орлеане с его болотами и аллигаторами. И старенький гангстер-душегуб, коего играет Броснан, естественно, британец, а не итальянец, и в отставку он не уходил, а лишь собирался вскорости это сделать.
Итак, Чарли по кличке Быстрый (П. Броснан), коего у нас в прокате зачем-то переобозвали в Пулю, всю свою жизнь проработал на своего босса Маллена (Д. Каан). И был обязан ему столь многим, что даже когда босс превратился в теряющего память, немощного старика в инвалидном кресле, Чарли продолжал не только выполнять его приказы, но и частенько ухаживал за ним в качестве сиделки. Не забывая, ясен Пирс, мечтать о собственном домике за океаном, в сельской Италии, куда он на пенсии однажды иммигрирует. Но пока Маллен был жив, Чарли не мог бросить ни его, ни свою банду, большинство которой тоже составляли его ровесники - читай такие же дедушки и бабушки.
И тут, к сожалению, на очередной "мокрой" работе у Чарли случилась накладка. Стажер, которого ему навязали, перестарался, и свежеубиенную жертву стало невозможно опознать.
Что же делать? Может быть, обратиться к бывшей жене "клиента", имевшей на него зуб? Не, ну а чо такого? Авось она предоставит надежное свидетельство того, что труп в багажнике у киллеров - тот самый, за который им заплатили, а не первый подвернувшийся им под "мокрую" руку бомж...
Так Чарли и познакомился с таксидермисткой Марси (М. Баккарин). Нет, не плохим таксистом, как могут ошибочно подумать кое-кто, а всего лишь мастером по изготовлению чучел животных и птиц. Однако, едва проблему с трупом вроде бы "разрулили", как у Чарли тотчас возникла другая: кто-то стал наглухо и беспардонно мочить его родную банду. Не забыв, само собой, нанести визит невежливости и к нему домой.
Впрочем, не на того наехали. И в обычное-то время Чарли был скор на крутую "ответочку". А уж когда его угораздило влюбиться в чучельницу, ему еще сильнее захотелось дожить до пенсии и своего итальянского домика. Поэтому он срочно опустошил свой тайник с оружием и боеприпасами...
... Ну и так далее, всё по канонам боевиков про обиженных влюбленных киллеров. Только в "Чарли Пуле" черный юмор всё-таки преобладает над серьезностью, и мрачняком он вас угнетать не станет.
***
В общем, неожиданно отличный криминально-ироничный боевик старой школы. И вдобавок с нестареющим Пирсом Броснаном в его самой крутой ипостаси, вновь доказывающим, что рановато его выперли с поста Джеймса Бонда - как минимум до середины 2010-х он эту работу запросто потянул бы.
Да и по сей день лишь в подобных ролях он выглядит по-настоящему моложавым и бодрым, чего уж там.
Ровно то же пожелание и Филлипу Нойсу, если он не надумал уехать в свой "итальянский домик". Всё-таки классические триллеры и боевики в его исполнении и по сей день удаются лучше "экспериментальных". Тем более отрадно, что чувство юмора в нем по-прежнему искрит, и неплохое. А также, что сегодня не менее актуально: никакой "повесточной" идеологией в "Чарли Пуле" и близко не пахнет. Наоборот, некоторые шутки в ней прямо, как встарь, чертовски хулиганистые. Но, очевидно, такие ветераны, как Нойс, могут забить на чьи-либо "хотелки" - и снимать именно то кино, которое им хочется, так, как им того хочется.
Матерый дядька, что еще о нем можно сказать?
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):