Найти тему

Когда имеет смысл стимулировать мозг ребёнка, который не заговорил таблетками

Оглавление

Мозг, конечно, великий управленец в нашем теле. Но и само тело способно ограничивать нормальное проявление речи. И не только речи, но других, казалось бы, чисто интеллектуальные или психоэмоциональные функции. Но о других не сейчас.

Сейчас я опишу основные причины задержки речи, которые инициирует головной мозг у детей без специфических неврологических диагнозов. А Вы попробуйте посмотреть на своего ребёнка и определить их наличие или отсутствие. Читайте дальше и узнаете, как провести это немудреное, но полезное ТЕСТИРОВАНИЕ.

В следующей статье расскажу и про основные "телесные" причины, которые мешаю запуску речи. Конечно, с инструкцией по тестированию.
✍️
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ, чтобы не пропустить 👇

Кора головного мозга

Есть такая важная штука в нашем мозге, которая отличает нас от всех млекопитающих - это кора больших полушарий головного мозга.

Правда рождается малыш без неё. Формируется она очень активно особенно за первый год жизни в процессе освоения моторных навыков и взаимодействия ребёнка с окружающим миром. К моменту первых уверенных шагов у ребёнка сформирован первый мощный слой всех зон коры. Каждая зона формируется в своём возрастном периоде.

И очень во многом за качество её формирования в первый год и дальше отвечает ДВИЖЕНИЕ:

  • то, на сколько качественно он осваивает последовательность навыков
  • на сколько плотно и много он тактильно осваивает окружающий мир
  • на сколько разнообразна и достаточна его двигательная активность

Так вот как раз в нашей коре есть такие 2 зоны, которые находятся одна рядышком с другой:
-
премоторная - формирует образ необходимого движения
-
моторная - делит этот образ на сигналы к каждой конкретной мышце тела

🤓 Сколько же там в них всего интересного происходит, но об этом расскажу в других статьях, а сейчас относительно речи.

-2

Зона Брока

И в самом основании этих 2х огромных зон в левой части лобной области мозга находится зона Брока. Это зона как раз отвечает за воспроизведение речи, за моторику артикуляционного аппарата:

  • управляет мышцами лица, языка, глотки и челюсти
  • её созревание очень связано с теми движениями и навыками, которые осваивает ребёнок, с качеством их освоения

Теперь ставим ребёнка перед собой и ТЕСТИРУЕМ

Медленно и очень выразительно, глядя в глаза или на лицо ребёнка, ожидая от него повторения:

  • показываем ребёнку язык и играем им
  • корчим разные рожицы и улыбки (играем мимикой)
  • произносим разные слоги, простые слова, смешные звуки и т.п. с очень выразительной артикуляцией
1️⃣ Ребёнок включается в игру и старается активно повторить

С зоной Брока всё в порядке и нужно искать причины в теле 👇

2️⃣ Ребёнок хорошо проявляет внимание к звукам, следит за вашими кривляниями, но не очень активно двигает мышцами лица, языки во рту ворочается совсем слабо, губы только подергиваются в попытке что-то повторить. И вообще вы замечаете, что ребёнок скуповат на мимические проявления.

Здесь уже может быть нужна стимуляция самой зоны Брока и, скорее всего, таблетками, которые пропишет невролог, и обязательной специальная двигательная терапия для всего тела и частично для пальцев рук (помните, как прочно зона Брока связана с двигательными зонами нашей коры головного мозга 👆)

Но может быть дело и не в зоне Брока, а тканых черепа? Об этом ниже 👇

3️⃣ Ребёнок сразу не особо концентрирует внимание, есть ощущение, что он Вас не особо слышит, что хаотично воспроизводит а своём лице. И вообще Вы замечаете, что поймать внимание ребёнка сложновато, не очень или совсем не выполняет Ваши речевые команды.

Здесь проблема уже не только с зоной Брока, но и ей сестрой зоной Вернике, которая отвечает за понимание речи.

Не буду напрягать Вас рассказами ещё и про эту зону и их взаимодействие. Просто сразу к неврологу! Ну, и, конечно, двигательная терапия здесь тоже будет весьма и весьма кстати. Скорее всего здесь понадобиться ещё и терапия по сенсорной интеграции.

Здесь ещё может быть и проблема с нарушением мозгового кровообращения:

  • либо клетки мозга недополучают питательные вещества и кислород по притоку артериальной крови
  • либо мозг находится угнетённом состоянии из-за невозможности в достаточном количестве создать венозный отток

Нужно определить какого именно рода нарушение по притоку или по оттоку, и что этому причина. Это может определить невролог.

Но и здесь тоже далеко не всегда нужна и эффективна медикаментозная терапия. Чаще ребёнку нужна помощь остеопата и двигательного терапевта.

Ещё обязательно коснусь темы нарушения мозгового кровообращения с точки френия биомеханики и фасциальных напряжений. И тоже с возможностью для родителей протестировать своего ребёнка.
🤗 ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ, чтобы не пропустить 👇

❓Ну, как?
Удалось протестировать активность зоны Брока у своего ребёнка?
Что обнаружили?

✍️ ПИШИТЕ в КОММЕНТАРИЯХ

И готовьтесь к следующему тестированию помех речи уже в теле ребёнка.

-3