Мозг, конечно, великий управленец в нашем теле. Но и само тело способно ограничивать нормальное проявление речи. И не только речи, но других, казалось бы, чисто интеллектуальные или психоэмоциональные функции. Но о других не сейчас.
Сейчас я опишу основные причины задержки речи, которые инициирует головной мозг у детей без специфических неврологических диагнозов. А Вы попробуйте посмотреть на своего ребёнка и определить их наличие или отсутствие. Читайте дальше и узнаете, как провести это немудреное, но полезное ТЕСТИРОВАНИЕ.
В следующей статье расскажу и про основные "телесные" причины, которые мешаю запуску речи. Конечно, с инструкцией по тестированию.
✍️ ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ, чтобы не пропустить 👇
Кора головного мозга
Есть такая важная штука в нашем мозге, которая отличает нас от всех млекопитающих - это кора больших полушарий головного мозга.
Правда рождается малыш без неё. Формируется она очень активно особенно за первый год жизни в процессе освоения моторных навыков и взаимодействия ребёнка с окружающим миром. К моменту первых уверенных шагов у ребёнка сформирован первый мощный слой всех зон коры. Каждая зона формируется в своём возрастном периоде.
И очень во многом за качество её формирования в первый год и дальше отвечает ДВИЖЕНИЕ:
- то, на сколько качественно он осваивает последовательность навыков
- на сколько плотно и много он тактильно осваивает окружающий мир
- на сколько разнообразна и достаточна его двигательная активность
Так вот как раз в нашей коре есть такие 2 зоны, которые находятся одна рядышком с другой:
- премоторная - формирует образ необходимого движения
- моторная - делит этот образ на сигналы к каждой конкретной мышце тела
🤓 Сколько же там в них всего интересного происходит, но об этом расскажу в других статьях, а сейчас относительно речи.
Зона Брока
И в самом основании этих 2х огромных зон в левой части лобной области мозга находится зона Брока. Это зона как раз отвечает за воспроизведение речи, за моторику артикуляционного аппарата:
- управляет мышцами лица, языка, глотки и челюсти
- её созревание очень связано с теми движениями и навыками, которые осваивает ребёнок, с качеством их освоения
Теперь ставим ребёнка перед собой и ТЕСТИРУЕМ
Медленно и очень выразительно, глядя в глаза или на лицо ребёнка, ожидая от него повторения:
- показываем ребёнку язык и играем им
- корчим разные рожицы и улыбки (играем мимикой)
- произносим разные слоги, простые слова, смешные звуки и т.п. с очень выразительной артикуляцией
1️⃣ Ребёнок включается в игру и старается активно повторить
С зоной Брока всё в порядке и нужно искать причины в теле 👇
2️⃣ Ребёнок хорошо проявляет внимание к звукам, следит за вашими кривляниями, но не очень активно двигает мышцами лица, языки во рту ворочается совсем слабо, губы только подергиваются в попытке что-то повторить. И вообще вы замечаете, что ребёнок скуповат на мимические проявления.
Здесь уже может быть нужна стимуляция самой зоны Брока и, скорее всего, таблетками, которые пропишет невролог, и обязательной специальная двигательная терапия для всего тела и частично для пальцев рук (помните, как прочно зона Брока связана с двигательными зонами нашей коры головного мозга 👆)
Но может быть дело и не в зоне Брока, а тканых черепа? Об этом ниже 👇
3️⃣ Ребёнок сразу не особо концентрирует внимание, есть ощущение, что он Вас не особо слышит, что хаотично воспроизводит а своём лице. И вообще Вы замечаете, что поймать внимание ребёнка сложновато, не очень или совсем не выполняет Ваши речевые команды.
Здесь проблема уже не только с зоной Брока, но и ей сестрой зоной Вернике, которая отвечает за понимание речи.
Не буду напрягать Вас рассказами ещё и про эту зону и их взаимодействие. Просто сразу к неврологу! Ну, и, конечно, двигательная терапия здесь тоже будет весьма и весьма кстати. Скорее всего здесь понадобиться ещё и терапия по сенсорной интеграции.
Здесь ещё может быть и проблема с нарушением мозгового кровообращения:
- либо клетки мозга недополучают питательные вещества и кислород по притоку артериальной крови
- либо мозг находится угнетённом состоянии из-за невозможности в достаточном количестве создать венозный отток
Нужно определить какого именно рода нарушение по притоку или по оттоку, и что этому причина. Это может определить невролог.
Но и здесь тоже далеко не всегда нужна и эффективна медикаментозная терапия. Чаще ребёнку нужна помощь остеопата и двигательного терапевта.
Ещё обязательно коснусь темы нарушения мозгового кровообращения с точки френия биомеханики и фасциальных напряжений. И тоже с возможностью для родителей протестировать своего ребёнка.
🤗 ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ, чтобы не пропустить 👇
❓Ну, как?
Удалось протестировать активность зоны Брока у своего ребёнка?
Что обнаружили?
✍️ ПИШИТЕ в КОММЕНТАРИЯХ
И готовьтесь к следующему тестированию помех речи уже в теле ребёнка.