Казалось бы, тема понятная и простая, как 3 рубля, но почти на каждом управленческом тренинге возникают споры и дискуссии об этих понятиях.
Автор: Алексей Грошенко — эксперт кафедры «Интегральное развитие территорий» Академии социальных технологий, бизнес-коуч PCC ICF, психолог, консультант, специалист по системному развитию людей, организаций и территорий.
Давайте начнем с результативности и того, как ее измерять.
Говоря простым языком, результативность — это достижение результата какой-либо спланированной деятельности, то есть цели. Был план, получили факт, который в точности соответствует плану. Тогда принято считать, что результат достигнут.
Как тогда быть с выполнением плана продаж на 95%, когда изначально в планировалось 100%? Некоторые руководители оценивают результат как 95%, а другие говорят, что результат не достигнут, то есть 0 (если измерять результат бинарной системой «0» или «1»).
С моей точки зрения, оценка результата во втором случае — «либо есть, либо нет» — является верной в рамках бизнеса. Такую оценку можно назвать рациональной или объективной в отношении плана. Всем известна шутка: «Можно ли перепрыгнуть яму на 90%?»
Когда мы оцениваем результат в процентах, мы подменяем результат понятием прогресс, то есть тем, на сколько мы приблизились к плановому результату. Это важно определять, чтобы сравнивать и принимать различные решения, но к оценке результата это имеет косвенное отношение. Иногда такая оценка (в %) является эмоциональной поддержкой для тех сотрудников, которые вложили свои усилия.
Эффективность = результат / затраты
Оценивать эффективность можно по различным основаниям, то есть затраченным ресурсам: время, деньги, материалы, люди и т.д.
Возникает второй интересный вопрос: нужно ли оценивать эффективность, когда результат деятельности не достигнут?
С моей точки зрения, все просто, если использовать формулу и здравый смысл. Если, следуя формуле ЭФФЕКТИВНОСТЬ = РЕЗУЛЬТАТ / ЗАТРАТЫ, мы ставим результат 0, то 0 ни на что делить не имеет смысла. То есть оценивать эффективность деятельности, которая не привела к достижению результата, — преждевременно.
Сначала достигаем результат всеми приемлемыми способами, а потом думаем над тем, как сократить затраты ресурсов для достижения того же результата.
А вы как думаете?