Самое совершенное аскетическое учение о невидимой брани в IV веке (и, пожалуй, во всей святоотеческой письменности) предлагает преподобный Ефрем Сирин. Он говорит о необходимости брани в многочисленных словах, беседах и поучениях, а также в «Наставлении братиям». В сочинениях преподобного отца дается классическое представление о духовной жизни как о невидимой брани – непрестанной борьбе с врагом нашего спасения.
Преподобный Ефрем утверждает, что «век наш подобен поприщу, и что со всеми вступает в борьбу сильный змий». Этому змию Бог попускает действовать для нашего спасения. Борьба со змием – залог освобождения от горького рабства греху, средство получить победные венцы. Ибо «где вражда, там и брань; а где брань, там и борьба; где же борьба, там и венцы».
Змия бояться не следует, говорит преподобный Ефрем, ибо его гордыня была сокрушена Господом Иисусом Христом на Голгофе. Эту тему святой отец весьма оригинально осмысляет в сочинении «О брани с диаволом».
В основе сочинения – плач и скорбь диавола по Воскресении Христовом о своем поражении (плач, сочиненный, конечно, святым Ефремом).
Диавол плачет не о том, что Христос победил его на Голгофе (это уже пройденная скорбь), но о том, что святые благодаря крестным заслугам Христа побеждают его (диавола) снова и снова. Потому что он (диавол) поставил сети, чтобы их уловить, а они, захватив их, разбили ему голову. Он бросил в них острые стрелы, а они поражали этими стрелами его самого. Он борол их страстями, они же обращали его в бегство силой креста.
Поэтому главное в борьбе с врагом – это очищение сердца и привлечение благодати Святого Духа. Преподобный призывает бежать лукавого и разрывать те узы, которыми он связал людей по их произволению. Брань ведет не диавол, но христиане, ибо апостол говорит: «брань наша» (Еф. 6:12).
Святой Ефрем становится первым признанным учителем и теоретиком нового направления в аскетике. Он впервые дает четкое определение термина «невидимая брань», формулирует ее стратегию, основные законы; создает ряд наставлений по невидимой брани для совершенных подвижников.
По мнению Преподобного, существует две брани: 1) с плотью, 2) с духами злобы. Первая брань основывается на библейской антропологии. Брань соотносится с драматической антиномией духовного и плотского, небесного и перстного. Святой Ефрем полагает, что человек – творение двухчастное, состоит из плоти и духа. Плоть желает противного духу. Дух – противного плоти. Дух возводит природу к Божеству, ибо природа клонится к земному.
Для того, чтобы дух победил плоть, нужно усилие со стороны свободной воли человека, ибо Царство Небесное принадлежит употребляющим усилие (Мф.11:12). Это усилие духа над природой и есть невидимая брань.
Первая брань адресована новоначальным, «чтобы не войти им в единение с плотью».. Вторая брань – с духами злобы поднебесной – для совершенных. Эта брань нужна для того, «чтобы и самое тело сделать духовным».
Вторая брань зиждется на библейской космологии. В ее основе извечное противостояние Бога и диавола. Преподобный полагает, что даже после Воскресения Христова злые ангелы имеют власть вести войну с верными и побеждать. Акт нападения демона на христианина с целью увлечения последнего в грех и называется у Преподобного невидимой бранью.
Святой Ефрем пишет: «У нас брань не с видимыми людьми, от которых <…> можно привести себя в безопасность. Воюющие с нами невидимы. Потому и опасность велика нерадивым, а победителям велико воздаяние».
По мнению Преподобного, вторая брань выше первой. Во-первых, потому, что об этом говорит святой апостол Павел (Еф.6:12). Во-вторых, потому что это не какая-то обыкновенная, смеха достойная брань. Эта брань предназначена лицезрению ангелов. Они радуются, видя победу верных, и прославляют Бога, даровавшего христианам силу побеждать лукавого.
Выходить на брань с невидимыми врагами, полагает преподобный Ефрем, следует только тем, кто овладел искусством невидимой брани. Прежде чем бороться, нужно усовершенствоваться в борьбе, изучить ее теорию.
Первый закон (устав) невидимой брани – это отречение подвижника от мира, от всего земного: «всегдашнее совлечение с себя земных хлопот».
Второй закон – соблюдение заповеди о посте и молитве (Матф.17:21; Мар.9:29), ибо «без поста и молитвы никто не может победить лукавого».
Третий закон – это облечение в духовные доспехи. Их, утверждает, Преподобный Ефрем, «должен приобрести себе желающий подвизаться ради Христа, чтобы ему быть в состоянии противостоять диаволу».
В этом аспекте святой основывается на идее духовного воина, сформулированной апостолом Павлом (Еф. 6:13-17). Только если апостол языков придает воинским доспехам одно символическое толкование, то Преподобный – совсем другое. Броня праведности преобразуется у святого Ефрема в броню уразумевающей (Ис. 7:9) веры. Шлем спасения – в упование будущих благ (1Кор.2:9; 1Пет.1:12). Пояс истины – в совершенную любовь к Богу и ближнему. Обувь мира – в обувь смиренномудрия. Щит веры – в щит креста Господня. Меч Слова Божия – в лук распростертых в молитве рук.
Как только воин усовершенствовался в искусстве невидимой брани и облекся в духовное всеоружие, он выходит на брань с помыслами. Их – восемь – по числу самых тяжких смертных грехов человеческих. Преподобный Ефрем утверждает, что эти помыслы ведут брань со всяким человеком. Он свидетельствует: «есть восемь помыслов, которыми производится все худое: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, безвременная печаль, уныние, тщеславие, гордость».
Помимо духовных основ невидимой брани, святой Ефрем Сирин формулирует и нравственное руководство для подвижников. Он предлагает оригинальный способ искоренения страстей, основанный на борьбе противоположностей. В этом плане страсть органично побеждается у святого противоположной ей добродетелью. Так, сластолюбие борется любовью. Неправда – правдой. Плотская похоть – целомудрием. Невоздержание – непорочностью.
Тема брани возникает у преподобного Ефрема главным образом по отношению к монашествующим. Именно монах уподобляется у святого воину, идущему на брань. Именно монах «ограждает тело свое полным вооружением, трезвится до самой победы, и беспокоится, чтобы вдруг не напал на него враг, и чтобы ему <…> не попасться в плен». При этом святой Ефрем различает монахов-подвижников, аскетов и монахов только по наружности. Первых он превозносит, как победителей. Последних порицает, как проигравших брань.
Истинное монашество и подвижничество, полагает святой Ефрем, заключается не в том, чтобы иметь чистые руки, красно говорить и толковать Писание. Талант верного христианина открывается во время искушения, когда монах во всеоружии борется с врагом. Иначе говоря, «за монашеским образом должны следовать нрав и дела, потому что один образ без дел ничего не значит».
Читайте также другие статьи:
5 интересных факто о святителе Спиридоне Тримифунтском
5 загадок святого апостола Андрея Первозванного
5 загадок в событии Благовещения
5 загадок таинственного праздника Успения Богоматери
5 тайн светлого праздника Рождества Пресвятой Богородицы