В Новом Завете о бегстве Иосифа, Марии и Младенца Иисуса в Египет и о пребывании святого семейства в чужой стране говорит один лишь евангелист Матфей. Последний очень лаконичен в своем повествовании. Он упоминает только о двух событиях, касающихся пребывания святого семейства в пределе Африки (Египте): 1) о явлении Иосифу во сне Ангела (с вестью о грозящей от злого царя Ирода опасности) и 2) о поспешном ночном бегстве Иосифа, Марии и Младенца-Христа в Египет во исполнение пророчества Осии (Ос.11:1). Евангелист Матфей говорит:
"Когда же они (волхвы - Христофор+) отошли, — се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего" (Матф.2:13-19).
Святой евангелист опускает все подробности многолетнего пребывания Иосифа, Марии и Младенца-Иисуса в Египте (по св. отцам, святое семейство, ожидая смерти Ирода, жило в Египте от 2 до 7 лет). Как будто ничего достойного внимания за все это время там не происходило...
Однако Церковное Предание восполняет этот досадный пробел. О жизни святого семейства в Египте сообщает свт. Димитрий Ростовский в своих "Четьих-Минеях" ("Житиях святых"). В списке памятей, предназначенных к празднованию на 26 декабря/8 января, свт. Димитрий приводит изобилующее различными деталями и подробностями "Сказание о бегстве Пречистой Девы Богородицы с Богомладенцем в Египет". В этом "Сказании..." и говорится о многочисленных чудесах Спасителя в Африке.
Что это были за чудеса? И можно ли им верить? ... В качестве основного критерия подлинности "египетских" чудес возьмем их соответствие ветхозаветным пророчествам, ибо Сын Божий пришел, не чтобы нарушить Закон и пророков, но чтобы исполнить (Матф.5:17). Дополнительными критериями станут свидетельства очевидцев. Итак, поехали...
1. Чудо с разбойниками. В "Сказании..." встреча святого семейства с разбойниками происходит в пустынном месте. Если верить игумену Иосифу (Крюкову), в окрестностях Тель-Бастета, города, посвященного Египетской богине-кошке Баст (Иосиф (Крюков), игумен. Бегство Святого семейства в Египет: церковная традиция и историческая основа).
У свт. Димитрия Ростовского разбойники нападают на Иосифа, Марию, Богомладенца, чтобы отнять у них (автомобиль) осла. На осле Иосиф и Мария везли нужные им в дороге вещи. Иногда ехали сами. А тут разбойники. Идти бы святому семейству пешком, если бы не одно но...
Главарь ОПГ (организованной преступной группы) очень любил прекрасное. Он посмотрел на Иисуса, поразился Его красоте и "вдруг" расхотел отбирать осла... А затем сказал: "Если бы Бог принял на Себя человеческое тело, то не хотел бы быть красивее сего Младенца" (цит. по "Житиям святых" свт. Димитрия Ростовского, 26 декабря/8 января).
Богородицу тронули эти слова, и Она обещала начальнику шайки щедрое воздаяние за хорошее дело. Что и сбылось, когда сей "добрый" разбойник первым вошел в рай, будучи распятым справа от Христа (Лук. 23:43).
С разбойниками святое семейство встречается также в апокрифической литературе. В "Евангелии младенчества" благоразумный разбойник, которого Церковь воспевает в песнопениях как святого, выкупает беззащитных путников у "злого" разбойника за 40 драхм (23 глава).
Достоверен ли рассказ о разбойниках? Скорее всего, да. Ибо тема разбойников тесно связана со Христом. Иисус был распят на кресте с разбойниками во исполнение пророчества Исайи. А пророк говорил:
"Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем" (Ис.53:12).
Подробно о "добром" разбойнике можно прочитать в этой статье: Как звали благоразумного разбойника и почему он попал в рай?
2. Чудо с деревом. Это чудо у свт. Димитрия Ростовского происходит в Фиваиде (так - по названию древнего города Фивы - назывался в Библейские времена весь верхний Египет), в окрестностях города Ермополь. Недалеко от городских ворот Ермополя росло высокое и красивое дерево, прозванное местными жителями "Персеей" (скорее всего, египтяне называли "Персеей" вечнозеленое дерево из семейства Лавровых, родственное известному нам авокадо). Это дерево считалось у египтян священным, и они приносили "Персее" (а также жившему в "Персее" бесу) жертвы. Приносили до тех пор, пока к дереву не приблизилось святое семейство. Почувствовав присутствие Христа-Бога, демон вынужден был совершить земной поклон вместе с деревом, в котором обитал. После чего исчез навсегда. Зато величественная "Персея" так и осталась лежать приклоненной к земле. Свидетельствуя о силе Бога.
Есть ли подтверждение этому рассказу? Скорее всего, да. В Ветхом Завете есть немало пророчеств о сокрушении деревьев. Под некоторыми высокими деревьями иносказательно понимаются гордые цари, которых смиряет Бог (Иез. 31; Дан. 4). Однако в других местах высокое дерево - это символ идолопоклонства, духовного невежества, тьмы языческой.
Если понимать под "Персеей" египетское многобожие, то в склонении ее к земле можно увидеть исполнение пророчества об уничтожении в мире идолопоклонства: "И узнают все дерева полевые, что Я, Господь, высокое дерево понижаю, низкое дерево повышаю, зеленеющее дерево иссушаю, а сухое дерево делаю цветущим: Я, Господь, сказал, и сделаю." (Иез.17:24).
В пользу действительности данного чуда свидетельствует ранневизантийский историк Созомен. В своей "Церковной истории" Созомен приводит рассказ об одном известном дереве , которое преклонилось перед Христом, когда Он входил в Ермополь (Lib. 5. с. 21).
3. Чудо падения идолов. У свт. Димитрия чудо с идолами происходит все в том же городе Ермополе. По тексту "Сказания...", после инцидента с "Персеей" святое семейство входит в город, а затем - в местный храм, полный идолов. Сразу после вхождения Иисуса в храм, идолы падают.
Апокрифическая литература говорит об этом событии более подробно. В "Книге о рождестве блаженнейшей Марии и детстве Спасителя" действие происходит в городе Сотин (не в Ермополе). Богородица с Иисусом заходят в местный храм с чисто прозаической целью: чтобы найти гостиницу. Вот тут-то и происходит повсеместное падение идолов:
"И как они там не знали никого, у кого могли бы просить гостеприимства, то вошли в храм, который жители этого города называли капитолием и где каждый день приносились жертвы в честь идолов. И случилось, что когда блаженная Мария с Своим Младенцем вошла в храм, все идолы упали на землю на лица свои и остались разрушенными и разбитыми" (Книга о рождестве блаженнейшей Марии и детстве Спасителя. Глава 22-23).
Рассказ о падении идолов есть также в апокрифическом "Евангелии младенчества". В X главе этого апокрифа можно найти упоминание даже о гостинице, находившейся рядом с идольским храмом (идолом).
Достоверен ли рассказ о падении идолов? Безусловно... Автор "Книги о рождестве..." ссылается здесь на пророчество Исайи (Ис.19:1). На это же пророчество ссылается бл. Феодорит Кирский (Послание к монахам 151), свт. Димитрий Ростовский (Сказание...). В этом пророчестве говорится о падении идолов в Египте в связи с приходом туда Господа. Вот оно:
"Господь восседит на облаке легком, и грядет в Египте. И потрясутся от лица Его идолы египетские" (Ис.19:1).
Помимо этого, существуют свидетельство Палладия Еленопольского (368-430). В "Лавсаике" Палладий удостоверяет, что своими глазами видел в Египте языческий храм, в котором упали идолы при входе Спасителя.
4. Чудо со смоковницей. Согласно свт. Димитрию Ростовскому, чудо со смоковницей происходит сразу после исхода святого семейства из Ермополя, недалеко от селения под названием "Натарея". Иосиф покидает Марию и Младенца, чтобы купить в Натарее все благопотребное для жизни. А Богоматерь с Иисусом, нуждаясь в отдыхе, используют для этого смоковницу. Последняя чудесным образом преобразуется в зеленый дом-шатер. Она даже источает из-под корней источник живой воды.
В "Евангелии младенчества" говорится: "И они пришли потом к смоковнице, которую ныне называют Матара, и Господь Иисус вызвал на этом месте источник, в котором Мария вымыла Его одежду" (Глава 24).
Есть ли в Ветхом Завете пророчества о смоковнице? Да. Это пророчество принадлежит Иоилю. У него смоковница (как и виноград) оказывается деревом, через которое Бог являет силу Свою. Иоиль говорит:
"Не бойся, земля: радуйся и веселись, ибо Господь велик, чтобы совершить это. Не бойтесь, животные, ибо пастбища пустыни произрастят траву, дерево принесет плод свой, смоковница и виноградная лоза окажут свою силу" (Иоил.2:21-22)..
У пророка Захарии и дерево, и растение (смоковница и виноград) тесно связываются с Отраслью или же давно ожидаемым Мессией. Во дни пришествия Мессии, говорит Захария, наступят дни, когда люди начнут приглашать друг друга под виноград и под смоковницу (Зах.3:10).
Свт. Димитрий Ростовский включает в Предание Русской Церкви только 4 "Египетских" чуда: 1) с разбойниками, 2) с "Персеей", 3) с падением идолов и в Ермополе и во всем Египте (мы считаем за 1 чудо), 4) со смоковницей.
Однако в апокрифической литературе, в "Видении Феофила", патриарха Александрийского (гонителя Златоуста) этих чудес (и интересных фактов) гораздо больше. В этих источниках говорится о пребывании Христа со зверями, исцелении Им бесноватых, причине пути Иосифа к Ермополису.
А что известно о "египетском" периоде жизни Иисуса Христа вам? Оставляйте комментарии, не забывайте про лайки (если статья вам понравилась) и, конечно же, подписывайтесь на канал "Христофор+".
Читайте также другие статьи:
Зачем Христос до Крещения жил в Назарете - самом презираемом городе Галилеи? (Мар.1:9)
Какой город Иисус Христос называл "Своим" (Матф.9:1) и почему