А я к вам с бочкой "мёда" сегодня! То есть с новой статьёй про рентгенографическое исследование живописи.
Дорогие друзья, читатели канала, всех приветствую!
Я уже в нескольких статьях рассказывала вам о пользе и информативности рентгена живописи. Мы с вами
- обнаружили изменения жеста руки Данаи на картине Рембрандта,
- сделали открытие, изучив мужскоц портрет знатного вельможи 16-го века,
- находили призраков веков минувших на музейных полотнах и даже
- открыли живопись великого Тициана, несколько веков скрытую под слоями краски другого художника.
Каждый раз нам помогали свинцовые белила, ядовитая краска, которой пользовались на протяжении веков старые мастера. Части картины, поглощающие рентгеновские лучи - свинцовые белила в чистом виде и в смесях, выглядят тем светлее, чем больше белил художник добавил в замес; и отсюда мы видим градацию по светотеневой шкале. И если на рентгене картины мы видим подозрительную "кашу" хаотично расположенных мазков краски, как на примере ниже (обвела красным),
это сразу наводит на мысль, что в создании картины участвовали, как минимум, двое и они не очень-то дружили между собой.
У благополучных картин, как правило, и рентген ясный и незамутнённый. Как, например, у Девушки с жемчужной серёжкой Яна Вермеера. За двести лет забвения она чуть не погибла, но никто посторонний её не касался и не пытался исправить или переписать, поэтому мы видим вот такой рентгеновский снимок:
Самые светлые участки - белки глаз, белый воротничок, освещённая правая часть её лица и блик на жемчужной серёжке. А ещё мы видим на рентгене плетение нитей авторского холста. Вы ведь помните, что картина сдублирована - наклеена на новый холст и если мы заглянем с оборота, мы увидим не холст Вермеера, а современный холст 20-го века, который взял на себя всю нагрузку.
А авторский холст - вот он, ниже, и мы можем его рассмотреть и сказать, что он средней плотности, прямого полотняного плетения, домотканый, неравномерный, с узлами и утолщениями нитей. И даже количество нитей по основе и утку́ на 1 кв. см можем сосчитать и записать.
Реставратор при осмотре картины и составлении описания состояния сохранности произведения всё это обязательно делает.
Ещё мы видим кракелюр грунта и красочного слоя, вот такой:
Увидели сеточку? А если мы на рентгене кракелюр нашли, а на поверхности живописи его нет, значит... да, значит, сверху запись, сделанная относительно недавно, так что кракелюр ещё не успел на неё перейти.
А если успел, тогда что? Тогда всё пропало и уличить чужака не удастся? Удастся! И в этом нам помогут лучи волшебного ультрафиолета и другие способы анализа.
Но вернёмся к нашей рентгенографии. Про достоинства свинцовых белил я вам рассказала. А что же нам мешает изучать и обследовать картину, что делает рентгенограмму "слепой", малоинформативной, практически бесполезной? Например, вот такой?
Вы скажете, может это вообще не картина? Может ты, Лена, пошутила?
Это картина, честное слово! И очень красивая картина!
Это "Портрет юноши в образе святого Себастьяна" работы Джованни Больтраффио (1467-1516) - одного из наиболее талантливых миланских учеников Леонардо да Винчи, и его рентген.
В 2013-2014 годах картину исследовали и отреставрировали в мастерских Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. У экспертов, как я уже вам частично показывала и рассказывала, много возможностей для изучения и исследования картин и реставрация была выполнена на высоком профессиональном уровне.
Вот только рентгеновским снимком полюбоваться нам не удастся.
"Ложкой дёгтя", испортившей нам всю картину, оказались... свинцовые белила!
Свинцовые белила - самый страшный враг рентгенографии, если они находятся не в красочном слое, а в грунте. Мы получаем плотный, непробиваемый для рентгеновских лучей "экран", как я вам показала на фото выше. Свинцовые белила, не пропуская рентгеновские лучи, не позволяют увидеть изображение собственно красочного слоя, представляющего наибольший интерес для исследования.
Нет, кое-что, конечно, видно. Например, как на этом коллаже:
В рентгене реставраторы увидели, что рядом с глазом Юноши есть утрата. На момент исследования эта утрата была закрыта записью и толстым слоем жёлтого лака. Коллаж был сделан после того, как была проведена расчистка красочного слоя.
Покажу вам ещё один коллаж. Вы не раз просили показывать коллаж ДО/ПОСЛЕ, и я теперь стараюсь это делать всегда, когда есть такая возможность.
Картина музейная, находится в хороших условиях и под постоянным контролем реставраторов, а потемневший и пожелтевший лак, да - ставший таким в результате естественного старения, регулярно удаляется и заменяется новым. Бесцветным, прозрачным, обратимым, натуральным.
Если вам было интересно и вы дочитали статью до конца - буду рада вашим лайкам.
Всем добра!
Спасибо за прочтение статьи, интерес к моей профессии, реставрации, истории и искусству! Ваша подписка на канал добавит мне вдохновения создавать новые статьи и видео.