В 1884 г. в токийском районе Яёй-Мати археологи обнаружили керамический артефакт, ставший исходной точкой для исследования нового и ранее неизвестного периода японской истории.
Эта эпоха получила название Яёй в честь местности обнаружения находки и пришла на смену периоду Дзёмон, став значительным витком в истории страны. Она берет начало около 300 г. до н.э. и завершается в 300 г. н.э.
Керамика
Численность найденных керамических изделий периода Яёй невелико, но их изящество и тщательная проработка деталей указывают о возросшем уровне гончарного ремесла.
Особенность керамики периода Яёй — гладкая поверхность и незамысловатые линии, которые сильно контрастируют с орнаментами на изделиях эпохи Дзёмон. Вместо этого керамика Яёй отличается незатейливыми формами и повышенной функциональностью. Это говорит о том, что умельцы той поры стали больше уделять внимания практичности предметов, а не их декоративности.
Техника изготовления керамики в эпоху Яёй практически не поменялась по сравнению с периодом Дзёмон: ремесленники продолжали обжигать глину при низких температурах и не применяли гончарные круги.
Земледелие
С приходом эпохи Яёй, на территории западной Японии стали выращивать рис. Учёные считают, что эту культуру первоначально завезли переселенцы из Восточного Китая и быстро распространили по островам.
Вначале рис выращивали на болотистой местности, рассчитывая только на дождевую воду. Однако позже жители научились создавать сложные системы каналов, которые позволяли регулярно поливать рисовые поля прямо из рек. Это повысило урожайность и сделало выращивание риса более эффективным.
Для упрощения процесса прополки, японцы начали отдельно растить рассаду риса, которую потом высаживали на поля. Это позволило сократить время и усилия на уход за растениями.
Благодаря росту урожая, общины стали получать больше еды, что постепенно привело к увеличению численности населения. К концу периода рис стал важным продуктом питания и основным элементом японской экономики, сохранив эту позицию и по сей день.
Учёные полагают, что развитие земледелия в период Яёй могло привести к уменьшению роли охоты в жизни людей. Подтверждением этого служит значительное снижение количества наконечников стрел, обнаруженных в археологических исследованиях.
Обработка металла
Благодаря переселенцам, на территории Японии начинает активно развиваться обработка различных металлов, таких как железо, бронза и олово. Из железа создавались предметы труда и оружие, а сплав бронзы и олова использовался для изготовления ритуальных предметов. К последним можно причислить безъязычные колокола дотаку, найденные археологами при раскопках.
Истинное назначение дотаку пока остаётся до конца неясным, однако их форма очень напоминает китайские колокола, что позволяет допустить их ритуальную роль. Главным отличием колоколов дотаку от материковых является отсутствие на них китайских иероглифов, которые передают его ключевое значение. Японские мастера, не понимали китайских иероглифов поэтому не наносили их на изделия, так как не улавливали их смысл.
В традиционной китайской культуре колокол имеет большое значение в религиозных обрядах. Каждый символ, нанесенный на поверхность колокола, имеет глубокий смысл
Часто японские мастера копировали изделия с Азиатского материка, нанося на поверхность колокола в основном только волнистые линии и геометрические орнаменты. Но также учёными были найдены и образцы, на которых изображены сцены из повседневного быта людей эпохи Яёй, включая охоту, сельское хозяйство, приготовление пищи и другие занятия.
Жилье
Самые древние памятники культуры Яёй были обнаружены на японских островах Хонсю и Кюсю. Археологи нашли там множество хорошо защищенных поселений с массой археологических ценностей.
Деревянный амбар — одна из самых ярких инноваций той эпохи. Его пол был поднят на сваи, что обеспечивало циркуляцию воздуха и защиту от вредителей и сырости. Таким образом, урожай стал храниться дольше и сохраняться в лучшем состоянии.
Следующим открытием стали дымоходы в жилищах. Они позволяли готовить пищу внутри дома даже в холодный период года, не боясь задымления, что улучшило бытовые условия. Но несмотря на все эти новшества, основной формой жилья по-прежнему оставалась полуземлянка.
Отличия между новыми селениями Яёй и поселениями предшествующего эпохи Дзёмон весьма значительные. В то время как последние вмещали всего от 25 до 50 жителей, первые зачастую были гораздо больше и могли достигать до 1500 человек.
Население и обряды
В результате миграции переселенцев с Азиатского континента на Японские острова образовались новые антропологические типы местных жителей, которые по внешним признакам стали ближе к нынешним японцам.
Вместо традиции инициации, включавшего выдирание и подпиливание зубов, в период Яёй появились два новых обычая. Первый связан с бронзовыми широколистными церемониальными мечами, второй - с бронзовыми колоколами дотаку.
Учёные считают, что мечи, колокола и зеркала в обычное время закапывались в землю и использовались только в момент церемоний. Эта модель обрядов была унаследована впоследствии религией синто, согласно которой храмовая святыня (синтай) предъявляется верующим только в часы обряда, а в простое время держится за закрытыми дверями.
Войны
Увеличение населения и оружия в эпоху Яёй привело к росту напряженности среди местных поселений, что послужило толчком для небывалых ранее военных конфликтов.
Во время местных войн жители начали основывать «объединения», которые постепенно превратились в протогосударственные формирования. Учёные не обладают множеством информации о военных конфликтах той эпохи, но, изучив местные погребения, сделали выводы, что во второй половине периода Яёй стремительно выросли случаи насильственной смерти.
Погребение
Погребальные обычаи в эпоху Яёй были разнообразными, как и ранее. Археологические раскопки обнаружили захоронения как без гроба, так и с использованием керамики, камня и дерева. На севере острова Кюсю распространилась практика сооружения каменной насыпи над могилой, а в центральной части Японии захоронения стали обносить рвом с водой.
На северо-востоке Японии в середине эпохи Яёй было распространена церемония ожидания. Жители ждали пока плоть умершего истлеет, после чего омытые кости помещали в керамический сосуд. Этот обычай получил название «повторное захоронение». Подобную практику применяли и жители предыдущих эпох, если умирал ребенок не достигший шестилетнего возраста.
К концу эпохи Яёй этот способ захоронения уступил место обычаю окружения могил водой, однако идея повторного захоронения использовалась и в следующем периоде Кофун (Курганный период).
Долгое время богатых и простых жителей хоронили на одном и том же кладбище. Однако ближе к концу этой эпохи возникли отдельные местности для захоронений, расположенные за границами общего кладбища. Это свидетельствует о создании в поселении социальной иерархии.
Эпоха Яёй сыграла значительную роль в истории Японии за счет следующих основных событий:
- развитие хозяйственного уклада и сельского хозяйства;
- освоение новых металлов и применение их в быту и ремесле;
- установление общих религиозных традиций и церемоний;
- образование четырех культурных центров, включая центральную часть Хонсю, Канто, северного Кюсю и Идзумо;
- активное культурное взаимодействие с Китаем и Кореей, которые стали существенными источниками влияния и вдохновения.