Найти тему

Советская авиация в войне 1950-1953 гг.. НЕРАВНЫЙ БОЙ

Картинка из свободных источников
Картинка из свободных источников

Наступательные действия КНА в направлении Тэгу, начатые 20 июля, продолжались до 20 августа. Это наступление КНА осуществляла без поддержки своей авиации, так как действия авиации США с 15 по 20 июля по аэродромам КНДР, а также потери в воздушных боях вынудили командование КНА отвести свою малочисленную авиацию на тыловые аэродромы Северной Кореи для перегруппировки и пополнения. Поэтому в августе 1950 года авиация КНА лишь эпизодически появлялась в небе Южной Кореи. До конца июля состоялось еще два воздушных боя, в которых летчики США сбили два самолета. Так, 24 июля один штурмовик Ил-10 сбил летчик 8-й ИБАГ подполковник Уильям Сэмуэйс, а на другой день отличился подполковник из 8-й аэ—Л. Гарольд Принц. В августе авиация США полностью господствовала в небе Кореи. Согласно приказу командования США авиация приступила к систематической бомбардировке административно-политических и промышленных объектов КНДР, с тем чтобы посеять страх среди населения и сломить волю корейского народа к сопротивлению. Уже к 31 июля начальники штабов ВВС США составили список, содержавший 53 цели, расположенные на территории КНДР и подлежавшие уничтожению. Список открывали порт Вонсан, столица Пхеньян и города Ханнам, Чхонджин. Для этой цели привлекались соединения Стратегического авиационного командования (САК), имевшие на вооружении бомбардировщики типа Б-29 и Б-50.

Картинка из свободных источников
Картинка из свободных источников

В начале войны в Корее для обеспечения хода боевых действий была задействована лишь одна бомбардировочная группа — 19-я БГ, переброшенная с острова Гуам на Окинаву (Япония), однако этого было недостаточно, и в начале июля на усиление были переброшены еще две группы САК —98-я БГ и 307-я БГ. Две группы Б-29 (19-я и 307-я) действовали с острова Окинава, а 98-я БГ — с авиабазы Йокота в Японии. Основные военно-воздушные базы соединений САК — это авиабаза Йокота близ Токио и Кадена на острове Окинава. С начала июля и по 25 сентября 1950 года бомбардировщики Б-29 совершили около 4000 боевых вылетов, по другим данным, 3159 и сбросили на объекты Северной Кореи 30 000 тонн бомб. При этих налетах, по данным американского историка Джорджа Стюарта, было потеряно всего 4 Б-29, причем три из них были сбиты истребителями ВВС КНДР. В конце октября 1950 года 22-я и 92-я БГ были возвращены на свои базы в США. Помимо авиачастей САК, которые действовали по тыловым объектам Северной Кореи, активно совершала налеты тактическая и палубная авиация США. В этот период американское командование 5-й ТВА предприняло операцию под названием «Интердикшин», главной задачей которой было лишение боеспособности, раздробление на отдельные части и изолирование КНА. Главные удары американская авиация наносила по дорогам и железнодорожным путям, мостам, паромам, переправам, тоннелям, склада снабжения, запасным позициям, движущемуся и не движущемуся транспорту. Генерал Макартур отдал приказ: «Остановить все, что движется. Привести в движение все, что замерло. Любого человека мужского пола следует рассматривать как правомерную цель». Основным оружием этого воздушного наступления была истребительно-бомбардировочная авиация (ИБА) 5-й ТВА США, имевшая на вооружении поршневые штурмовики Ф-51Д «Мустанг» и реактивные истребители-бомбардировщики Ф-80 «Шутинг Стар». К началу войны в Корее на Дальнем Востоке у ВВС США было всего 30 самолетов Ф-51 Д, находившихся на складах в Японии. Десять из них сразу же передали ВВС Южной Кореи с таким же количеством летчиков-инструкторов. Из оставшихся 20 «мустангов» была временно сформирована 51-я аэ, которая начала боевые действия в Корее с 15 июля 1950 года с аэродрома Тэгу в Южной Корее. Кроме того, около двух десятков «мустангов» было на вооружении 35, 36 и 8-й аэ, правда, большую часть парка этих эскадрилий все же составляли реактивные Ф-80. Вскоре 35-я и 36-я аэ были сведены в одну часть — так была образована 8-я ИБАГ, которая начала боевые действия с аэродрома Ашия в Японии с 29 июня 1950 года. С самого начала боевых действий бомбардировщики Б-26 «Инвейдер» из состава 3-й БАГ (имевшей в своем составе 8-ю и 13-ю баз), базировавшейся на авиабазе Ивакуни в Японии, стали действовать по ближайшим тылам противника. После господства в воздухе многие авиачасти 5-й ТВА были переправлены на работу по наземным целям, так как возникла острая потребность этих наземных частей армии США и Южной Кореи в непосредственной поддержке авиации на поле боя, особенно в июле 1950 года.

Однако тех сил, которые были вначале у 5-й ТВА, к этому моменту явно было недостаточно. Так как работу по сопровождению групп Б-29 взяли на себя Ф-80, то 347-ю АГ истребителей сопровождения, состоявшую из 68-й и 339-й аэ, имевших на вооружении всепогодные поршневые истребители Ф- 82Г «Твин Мустанг», перенацелили на работу по наземным целям. Вскоре 347-я АГИС была усилена еще одной эскадрильей Ф-82 — 4-й аэ. Вся авиагруппа «твин мустангов» базировалась на авиабазе Итазуки в Японии. Но этого было недостаточно, чтобы выполнить жесткий приказ Макартура уничтожить все, что двигается. Из США 5 июля 1950 года отплыл авианосец «Боксер» со 145 самолетами Ф-51 «Мустанг» на борту. В конце июля 1950 года в небе Кореи с аэродрома Пхохан начала действовать над полем боя 77-я истребительная аэ Королевских ВВС Австралии, на вооружении которой было 26 самолетов Ф-51Д. Глубинную авиаразведку осуществляла 31-я раэ САК, на вооружении которой были самолеты РБ-29 и РБ-50, а позже и реактивные разведчики РБ-45 «Торнадо». Ближнюю разведку вели разведчики РФ-80А из 8-й тактической раэ и разведчики РФ-51 из 45-й траэ. В число воздушной армады ВВС США входило и более сотни реактивных истребителей Ф-80 из состава 8, 51 и 18-й ИБАГ. Конечно же, малочисленная авиация КНДР не могла противостоять этой армаде, и в августе 1950 года она лишь эпизодически появлялась в небе. Так, 3 августа «мустанги» из 67-й аэ 18-й ИБАГ перехватили и сбили два Як-9, при этом отличились летчики капитаны Эдвард Хэленд и Ховард Прайс. А 10 августа майор Арнольд Малине из этой же 67-й аэ обнаружил и атаковал на своем «мустанге» полевой аэродром и уничтожил на земле три истребителя Як-9. Больше встреч с противником в воздухе у американских пилотов в августе не было. Единственная удачная вылазка у северокорейских летчиков была 22 августа, когда два Як-9У нанесли бомбовый удар по английскому эсминцу «Комуз» у восточного побережья Кореи и серьезно его повредили. Однако, по заявлению командования КНА, в этот день самолетами ВВС КНА было потоплено два корабля противника. Одна группа самолетов КНА потопила построенный в США и переданный флоту Южной Кореи тральщик, а два штурмовика потопили между островами Мунчан и Кадо американский эсминец. Отличились летчики Ли Ла Сен и Ян Тха Хен, которые оба благополучно вернулись на свою базу. После пополнения своих поредевших авиачастей новыми самолетами, прибывшими из СССР, авиация КНА появилась в небе только 1 сентября, и истребители 56-го гиап в воздушном бою над Тэгу сбили три самолета противника —в том числе один Ф-51 и один Л-4 ВВС Южной Кореи. А 9 сентября, отбивая налеты Б-29 на Синыйджу и Пхеньян, северокорейские летчики заявили, что сбили 4 бомбардировщика противника. Американцы признали потерю двух своих Б-29 из состава 19-й и 92-й БАГ. Американцы, почувствовав на себе новые удары авиации КНА, тут же вновь ударили по их аэродромам. Активную роль в подавлении авиации противника, а также в поддержке своих войск выполняла и авиация ВМС стран ООН.

До 1 августа в составе 7-го флота США в районе Кореи был всего один авианосец «Вэлли Фордж», но в начале августа прибыл второй американский авианосец «Филиппин Си», а еще через день два малых эскортных авианосца «Сисили» и «Бэдоинг Стейт». Уже 3 августа палубная авиация с этих авианосцев начала боевые вылеты в Пусанский район. До 14 сентября они совершили свыше 1000 боевых вылетов. 15 сентября 1950 года американцы высадили мощный морской десант в тылу КНА — в районе Инчхона в Желтом море и в районе Самчхок в Японском море. Уже 18 сентября был захвачен Инчхон и Кимпо, а 28 сентября —Сеул, а затем и Сувон. Застигнутые врасплох этим мощным десантом с моря, авиачасти КНА в спешке перебазировались в глубь Северной Кореи. Не везде это произошло успешно: на аэродроме Кимпо американцы захватили целыми несколько самолетов КНА. Часть своих самолетов северокорейцы уничтожили перед отходом, но три самолета не успели, и они достались в качестве трофеев американцам. Это были два Ил- 10 и один Як-9Т, которые вскоре разобрали и вывезли в США. Еще до высадки десанта летчики 8-й эскадрильи на Ф-80 нанесли бомбово-штурмовой удар по одному из аэродромов, и подполковник Гарольд Принц уничтожил на земле три истребителя Як-9. В сентябре было еще два воздушных боя, но при подавляющем превосходстве в воздухе победа досталась американским летчикам: 28 сентября 1950 года 1-й лейтенант Ральф Халл из 35-й аэ на «мустанге» сбил один Як-9, правда, и летчики 56-го гиап также сбили один Ф-51 из 39-й аэ. 30 сентября капитан Эрнест Факельберг из 8-й аэ, но уже на реактивном Ф-80 сбил два самолета противника.

После высадки морской пехоты США в районе Инчхона КНА вынуждена была отступить из южных районов полуострова. Затем американские и южнокорейские войска вторглись на территорию КНДР, и 14 октября был занят Вонсан, 20 октября 1950 года пал Пхеньян, 24 октября отдельные части армии интервентов вышли на корейско-китайскую границу и 26 октября заняли Хыннам. После взятия Пхеньяна Макартур громогласно заявил об окончании войны.

В сентябре — октябре 1950 года северокорейская авиация лишилась многих мест базирования и была просто деморализована. Лишь изредка она появлялась в небе. Так, в середине октября она нанесла несколько штурмовых ударов по войскам противника в районах Кимпхе, Кэйсона, Сеула и Инчхона, а 27 октября бомбила колонны противника в районе Анчжу. К середине октября 1950 года у северокорейской авиации осталась всего одна действующая авиабаза —аэродром Синыйджу на границе с Китаем, который подвергался постоянным налетам авиации США. Авиация КНА несла большие потери на земле. В воздухе в октябре воздушных боев не было. В октябре 1950 года первый этап воздушной войны в небе Кореи, несмотря на мужество бойцов КНА, закончился разгромом авиации КНДР. Уничтожение американскими ВВС авиации КНДР в воздухе и на земле в самом начале войны отрицательно сказалось на темпах наступления северокорейских войск. В течение месяца ВВС КНА были уничтожены американской авиацией в воздушных боях и на аэродромах. По американским оценкам, из 150 имевшихся в северокорейских ВВС в начале войны боевых самолетов сохранилось лишь 18, которые могли предпринимать спорадические, тревожащие налеты на Сеул. По советским данным, к 21 августа 1950 года авиация КНА имела 21 боевой самолет, из них 20 штурмовиков и 1 истребитель. При таком положении нельзя было рассчитывать на противодействие американской авиации. В зенитно-артиллерийских частях КНА в общей сложности имелось не более 80 37-мм и 85-мм зенитных орудий, что не обеспечивало прикрытия даже самых важных объектов, как на фронте, так и в тылу.

Полное господство авиации противника в воздухе лишило возможности КНА совершать перегруппировки сил и средств, а также до предела затруднило питание фронта из тыла. С 1 ноября начался второй этап воздушной войны — в нее вступили опытные летчики советских ВВС на реактивных истребителях МиГ-15.

Продолжение следует….

Эротика

Немецкое секретное оружие Второй мировой войны. СОЛНЕЧНЫЙ КАННОН
Оружие, военная техника8 декабря 2023

Немецкое секретное оружие Второй мировой войны. "Занятая Лиззи"
Оружие, военная техника8 декабря 2023

Немецкое секретное оружие Второй мировой войны. Звуковая пушка
Оружие, военная техника8 декабря 2023

Военная техника рейхсвера. Часть I.
Оружие, военная техника11 декабря 2023
Все танки мира: Израиль
Оружие, военная техника12 декабря 2023