Найти в Дзене
diletant.media

Кто такие «царебожники»?

Оглавление

Царебожники возносили молитвы у «Медного всадника», приравнивая Петра I к святым. Совершали паломничество к «русской Голгофе» — дому, где расстреляли Романовых. Рисовали Ивана Грозного на иконах с крыльями за спиной и терновым венком на голове.

Заговор против «непорочного агнца»

С момента гибели царской семьи до рождения царебожия — немногим больше 10 лет. Впервые о монархе-искупителе заговорили в 1920-х русские за рубежом. Эмигрантская мысль металась из стороны в сторону, оценивая перспективы развития страны, — от трудовой монархии и нового «славянофильства» до анархии и вооруженной борьбы с большевиками.

В Западной Европе многие из переселенцев выступали за восстановление монархии. Они пользовались поддержкой церковных деятелей, покинувших Россию. В 1921 году состоялся Всезарубежный Собор Православной Церкви, по итогам которого было опубликовано обращение о восстановлении династии Романовых. Среди эмигрантов ходили упорные слухи о том, что государь жив и скрывается в монастыре.

Для сотен переселенцев православие было единственной опорой вдали от родного дома. Особенно церковная служба утешала тех, кто оказался на социальном дне и потерял всякую надежду на прежнее благополучие. По мнению ряда исследователей, на формирование царебожия повлияли и оккультные учения. В них алхимия соединялась с идеями Николая Рериха и восточными традициями.

Атеистическое издание «Безбожник» выходило в СССР с 1922 года
Атеистическое издание «Безбожник» выходило в СССР с 1922 года

Пока секретные циркуляры в стране Советов рассказывали о том, как именно искоренять религию, православные деятели за рубежом уделяли особое внимание фигуре Николая II. Сложилось учение о государе-искупителе, своеобразное противопоставление советской действительности.

Сторонники этой концепции утверждали, что смерть Николая II была искупительной жертвой для спасения русского народа. Город Екатеринбург, где расстреляли Романовых, стал для царебожников местом паломничества. Радикальные представители этого учения полагали, что государя убили хасиды. Убийство «непорочного агнца» Николая II сравнивалось, таким образом, с распятием Христа. Русский народ признавался богоизбранным, ведь жертва была принесена ради искупления его грехов. Учение противоречит церковным догматам.

Распутин с нимбом

Представители учения обожествляли всех Романовых, начиная с 1613 года. Крайние царебожники выступали за канонизацию Ивана Грозного и Григория Распутина. Последнего называли «царским другом» и «духоносным старцем». Подчеркивалось, что его почитали страстотерпцы Николай и Александра.

Представления о будущем у радикальных членов секты были вполне определенные: восстановление монархии, краткий период мирной жизни и затем конец света. По мнению некоторых религиоведов, истоки царебожия восходят к XVII веку. Именно тогда возникла секта хлыстов. Ее члены полагали, что Иисус Христос «не умер духом» и способен вселяться в другие тела. Этой теорией воспользовались авантюристы, и Христос не раз «появлялся» перед аудиторией в образе какого-нибудь предприимчивого самозванца. Хлысты проводили службу ночью, вдали от любопытных глаз. Во время молитвы они наносили себе увечья палками, в иных случаях — сопровождали обращение к богу танцем. Ходили слухи, что к этой секте принадлежал Григорий Распутин.

Русские архиереи в Сремских Карловцах, октябрь 1935 года
Русские архиереи в Сремских Карловцах, октябрь 1935 года

Царебожники издавали теоретические труды, отсылающие к пророчествам монаха Авеля. Никаких официальных документов о его жизни не сохранилось. По легенде, монах предсказал срок царствования Екатерины II, заговор против Павла I, московский пожар 1812 года, отречение Николая II от престола и убийство членов царской семьи. Смерть императора, говорил Авель, станет искупительным подвигом, благодаря которому в России явится царь-победитель.

Православная церковь критиковала царебожников, в том числе, за изменения в Никео-Цареградском Символе веры и неканонические иконы. Таких у сектантов множество. Одна из них называется «Богоматерь Русского Царства Великого. Икона Престола Царствующего Дома Романовых в ожидании Грядущего Царя-Победителя». Престол на иконе символизирует второе пришествие Христа. Среди святых изображен Григорий Распутин. Нередко правителей на иконах царебожников рисуют с терновыми венцами. Представители этого движения почитают и неканоническую икону Богородицы «Воскрешающая Русь». С критикой «нового иконотворчества» выступал патриарх Алексий II.

Подробнее