В апреле 2019 г. Уголовный кодекс РФ пополнился новой статьёй, получившей номер 210.1. Данная статья предусматривает весьма суровое наказание (от 8 до 15 лет плюс громадный штраф) для лиц, являющихся лидерами преступных организаций. В определённых кругах она получила название «антиворовская», поскольку направлена против «воров в законе».
Практически сразу после добавления новой статьи, в прессе стали появляться материалы о том, что российские «законники», начали писать заявления об отказе от воровского титула. Активно эта тема муссировалась вплоть до мая 2021. Тогда инфопространство «взорвала» новость о «массовом отказе», поскольку указанные заявления на имя главы ФСИН Калашникова А. П. написали аж четыре человека. После этого тема стала не интересна либо зрителям/читателям, либо самим журналистам, и тиражирование подобных материалов сошло на нет.
Так что же происходило в период с апреля 2019 по май 2021? Разобраться помогут некоторые факты.
Работа силовиков по новой статье началась быстро. Уже в мае 2019 г. в Томской области был арестован некто Кузьмичев, известный как Коля Томский. На видеозаписи, сделанной оперативниками, он публично заявляет, что не является «вором» и вышеуказанную кличку в отношении себя слышит впервые. Правда, официальных заявлений Кузьмичёв не делал.
Следующим стал Олег Шишканов (он же – Медведев, он же – Шишкан). Позиционирующему себя бизнесменом и спортсменом «вору в законе» обвинение по 210.1 предъявили в июле 2019 г. Но авторитет заявил, что не понимает смысла словосочетания, которым его называют. И это тоже было устное заявление.
Первым письменным «отказником» в августе того же года стал Олег Мухаметшин (он же – Олег Дегтярёв, он же – Муха Люберецкий). После своего задержания он отрёкся от титула не только на оперативную камеру, но и написал заявление в полицию, с просьбой не считать его «вором в законе». В прессе тогда утверждалось, что ряд авторитетов посчитал это действие «сотрудничеством с властями», а юристы – явкой с повинной.
В начале 2020 г. в Москве был арестован высокий чин из Главного управления угрозыска – Евгений Кузин и не менее высокий, но уже бывший чин из ФСБ – Игорь Фролов. Одному предъявили обвинение в получении взятки, а второму в оказании соответствующих посреднических услуг. Но самое интересное, что заявление на силовиков написал «законник» Миро Адамян (он же – Мирон). Это был поистине беспрецедентный случай. По арестантским законам подобное было вообще невозможно. Но, похоже, за полгода действия «антиворовской» статьи «понятия» стали меняться.
Ну и, наконец, как говорилось выше, в апреле–мае 2022 г. из разных мест заключения на имя главы ФСИН поступило сразу четыре заявления об отказе от воровского титула. Авторами официальных бумаг стали:
• Александр Окунев – кличка Огонёк;
• Ильдар Асянов – кличка Ильдар Уфимский;
• Гаджи Халимбеков – кличка Гаджи Ставропольский;
• Юрий Тишенков – кличка Ганс.
Наверняка список можно пополнить и некоторым количеством других фамилий и кличек. Но были ли искренны те, кто решил таким способом расстаться со своим воровским титулом?
Вообще-то практика устного отказа от действий, за которые можно понести наказание, среди преступных элементов (включая и авторитетных воров) используется испокон веков. Так что громкие слова, брошенные на камеру – ничего не значат.
Что касается письменных заявлений, то тут вопрос сложнее. Их, в самом деле, можно считать попыткой сотрудничества с органами правопорядка, что недопустимо. Впрочем, ещё при советской власти «воры в законе» периодически шли на подобные сделки. И в накладе не оставались ни те, ни другие. Кроме того, в воровском мире эти «писульки» ничего не значат. Отказаться от титула авторитет может только перед другими ворами, разослав т.н. «воровской прогон». Было ли это сделано – достоверно неизвестно.
Существует версия, что отказаться от титула «законников» заставили силовики. Её выдвинули журналисты издания, в названии которого упоминается член советской молодежной организации, проживающий в столице. Версия предполагает, что молодое поколение в руководстве силовых структур постепенно вытесняет старые кадры, и рассаживает везде своих людей. Подминает молодежь под себя и криминальных авторитетов, которых «крышевали» их наставники. Под эту версию отлично «ложится» история с Мироном, который сдал бывших покровителей.
Есть и такое предположение: в рядах авторитетов шла и продолжает идти естественная очистка. Кто-то подсчитал, что в середине 80-х годов прошлого столетия в стране было чуть больше полусотни «воров в законе». Однако в девяностые их число резко возросло. Теперь количество «законников» приближается к четырём с половиной сотням. Даже для нашей великой и могучей державы это многовато. Вот и отходят от дел те, кому воровская корона особо-то и не нужна. Пошли в отказ также все, кто не был признан большинством «верхушки» преступного сообщества. Это, в частности, касается двоих из последней четвёрки. К Ильдару Уфимскому, несмотря на титул, относятся с некоторым пренебрежением за пристрастие к нар̅котикам. А Гаджи Ставропольского раскороновали ещё в 2010-м. Причина – сотрудничество с органами. Потом его короновали вновь, но далеко не все признали правомочность такого действия.
Последняя версия гласит, что «законников» реально напугала новая статья УК. Но это даже фантастичнее версии о тотальном давлении на криминал представителей силовых структур. «Вор в законе» – высшая ступенька преступной карьерной лестницы. И те, кто туда поднялся, вряд ли сильно бояться оказаться в «местах не столь отдалённых». К тому же избежать очередной ходки можно просто уехав из страны, что многие обладающие реальной властью авторитеты и сделали.