Найти в Дзене

Первый раз в ресурсный класс

В этом году в школе № 475 открылся первый ресурсный класс, где детям с расстройствами аутистического спектра помогают социализироваться. О том, как проходит их обучение, в чем преимущество такого класса, и кто такие тьюторы – в нашем материале.

В сентябре у школы №475 открылся новый корпус. В нем организовали отдельный коррекционный блок, где могут комфортно обучаться дети с особенностями развития.

«Преимущество ресурсных классов в том, что совместное обучение помогает детям с психическими и физическими особенностями адаптироваться к обществу и социальным нормам, а обществу, в свою очередь, принимать и уважать таких людей», – объясняет учитель-дефектолог с 22-летним стажем, руководитель ресурсного класса Татьяна Васильченко.

Сейчас здесь обучается всего семь человек. Это маленький, но важный класс. Каждый ученик имеет расстройство аутистического спектра. Ребятам предстоит выучить русский язык, математику и естествознание. Кроме учителя с классом работают психолог, дефектолог и логопед.

-2

Также в ресурсном классе есть тьюторы, которые помогают им адаптироваться к занятиям и следовать полученным инструкциям.

«Тьютор – это своеобразный мост между педагогом, одноклассниками и ребенком. Наша задача – сопровождать ученика с особенностями развития, помочь ему влиться в коллектив. Одна из самых важных обязанностей – дать понять ребенку, что такое образовательный процесс и научить удерживать внимание в нем. Это важно, так как наши ребята сложно фокусируются на чем-то и легко отвлекаются. Конечная цель тьютора – социализировать подопечного настолько, чтобы он перестал нуждаться в сопровождающем и стал самостоятельным», – рассказывает учитель труда и по совместительству тьютор Дарья Чигарева.

Обучение особенных детей отличается по количеству учебных часов – начальная школа вместо четырех лет рассчитана на пять. Самой сложной оказывается программа первого класса, ведь нужно не просто выучить предмет, а привыкнуть к взаимодействию в социуме.

Задача учителя на этом этапе найти такой подход к ребенку, чтобы он проявлял интерес к учебе, умел общаться с одноклассниками, участвовать в общих проектах.

Еще одна особенность ресурсного класса – планировка. Он делится на несколько зон: для групповых и индивидуальных занятий, а также для отдыха.

В зоне релаксации располагаются стеллажи с играми, палатка в виде домика и постелен мягкий коврик. Здесь, чтобы снять психоэмоциональное напряжение ученики занимаются творчеством: лепят из пластилина или соленого теста, играют с водой, раскладывают крупы в определенный рисунок.

«Материал, с которым взаимодействуют ребята, обязательно должен быть разным. Так они развивают сенсорное восприятие, понимают, что им приятно, а что нет», – рассказывает классный руководитель Татьяна Васильченко.

Помимо этого, чтобы отвлечься от учебы, для ребят предусмотрена отдельная сенсорная комната, разделенная на зоны для активности и отдыха. Здесь используется оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами.

«При помощи специального оборудования нам удается снижать гиперактивность и агрессию ребенка как по отношению к себе, так и к окружающим. К тому же занятия по релаксации улучшают память, развивают мышление, помогают формировать у ребенка представление о положительных и отрицательных эмоциях», – поясняет учитель.

«Сейчас ученики пересекаются с ребятами из ресурсного класса в столовой. Мы рассказываем им об особенностях поведения нейроотличных детей, и все относятся к первоклассникам с пониманием, иногда даже помогают им», – рассказал педагог.

-7

Первые полгода обучения были посвящены адаптации. Следующий этап – социализация. Хотя ребята и обучаются в ресурсном классе, числятся они по-прежнему в общеобразовательном. Поэтому большая часть работы педагогов направлена на мягкую и постепенную адаптацию детей к общению со сверстниками. Со временем воспитанники ресурсного класса начинают вместе с тьютором посещать совместные уроки: музыку, изо, физкультуру, даже ездить на экскурсии и участвовать в школьных мероприятиях.

-8

Результатом такого обучения должна стать полная интеграция особенных детей в учебный процесс.