Найти тему

Эффективное взаимодействие - единственное доступное средство для существенного снижения себестоимости

Оглавление

Скажу честно, заниматься информационными технологиями в строительстве не самое прибыльное и популярное дело. Многие ответят "а что ты хотел, самая консервативная отрасль", кто-то добавит "самая забюрократизированная отрасль", третьи добьют "самая коррумпированная отрасль". Мне же не близко принимать вариант объяснения, при котором я не могу повлиять на ситуацию. Ну, серьезно, что я сделаю с этими тремя аргументами?.. Я вижу причину слабого проникновения цифровых инструментов в работу строителей в отсутствии понимания потенциала этих самых "технологий" у собственников и генеральных директоров. Знания о возможном эффекте от ИТ продуктов ограничивается экономией до 15% ФОТа за счет оптимизации ручного труда (программы для проектирования, осмечивания, планирования) и оцифровки учетных операций (1С в разных вариациях). Сегодня же, доступен совершенно новый уровень получения выгоды от программных продуктов, который измеряется десятками процентов от чистой прибыли. Это стало возможным благодаря доступной ЦИФРОВИЗАЦИИ и ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ.

Цифровизация позволяет перестроить процесс работы людей таким образом, чтобы информация передавалась от человека к человеку либо моментально, либо с минимальными задержками, а двойная работа отсутствовала. Результатом правильной цифровизации становится существенно улучшенный бизнес-процесс, в котором люди быстрее и качественнее выполняют свою работу. И, как следствие, общая себестоимость выполнения работ снижается, а производительность растет.

Уровни цифровизации

Мы решили помочь сориентироваться тем, кто интересуется вопросами повышения эффективности за счет внедрения цифровых решений. Для этого мы выделилил три уровня 1й - "организация учета", 2й - "организация взаимодействия" и 3й - "точечные улучшения". Мы специально упростили категоризацию до трех пунктов, потому что практически всегда модели цифровой зрелости пытаются "объять необъятное" и учесть максимальное количество областей. В результате получается крайне сложная модель, в которой могут разобораться только авторы или профессиональные консультанты. В нашем случае все просто.

Необходимо разделить информационные системы и подходы на две основные категории. К первой категории будут относится программы, как мы их называем, "учетные". Они позволяют оцифровать основные процессы и зафиксировать финальные результаты работы. В первую очередь, это программы на базе 1С (Бухгалтерия, БИТ.Строительство, УСО2 и т.д.). Также в эту категорию стоит отнести программы, которые чаще всего устанавливаются на компьютер пользователя и служат ему помощником в его специфических задачах, например, программы для автоматизированного проектирования, программы для осмечивания, планировщики и т.д.

Вторая категория (уровень) программ напралена на повышение эффективности взаимодействия между людьми. Это достигается благодаря использованию мобильных и облачных технологий, когда люди коммуницируют через свои смартфоны и сеть Интернет. Именно фокус на снижение затрат при обмене актуальной информацией о рабочем процессе является ключевым отличием от первой категории программ, где самое основное это получить фиксацию текущего состояния. И на этом месте у вас может возникнуть важный вопрос: "а можно ли совместить два этих класса продуктов, чтобы извлечь максимальную выгоду?" Ответ: конечно, можно и даже нужно!

Третий и финальный уровень это точечные локальные улучшения конкретных бизнес-процессов с использованием новейших и пока еще не массовых технологий, которые кратно повышают производительность, точность и качество работы. К таким технологиям в строительстве принято относить лазерное сканирование, дроны, роботы, смешанная реальность, искусственный интеллект и другие. Без данных технологий работа возможна, но с ними она существенно эффективнее.

Эффективное взаимодействие - единственное доступное средство для существенного снижения себестоимости

Что же может дать максимальный эффект? Где скрыты большие резервы роста эффективности? Опираясь на 10 летний работы в отрасли и внедрения в сотнях компаний, могу точно сказать, резервы повышения эффективности скрыты в организации взаимодействия людей. Строительные компании являются заложниками советского прошлого, которое оставило в наследство много норм и правил, а также абсолютный культ выстраивания отношений через "бумагу", то есть бюрократию. Альтернативой, к сожалению, стало так называемое "ручное управление", которое в моменте позволяет добиться результата, но оставляет после себя вызженное поле.

-2

Гораздо лучше, если для решения деловых вопросов люди будут обмениваться информацией в рабочих программах через сеть Интернет, а не писать письма или звонить по телефону. Потому что при таком новом подходе будут, во-первых, оставаться цифровые следы, которые позволят создать реального цифрового двойника предприятия для последующего анализа и улучшений, а, во-вторых, позволят людям ускорить в десятки раз обмен актуальной и полной информацией.

Еще один важный плюс перехода "эффективное взаимодействие" это максимизация производительности сотрудников благодаря исключению избыточной двойной работы, которой грешат многие учетные системы. Вашим сотрудникам не нужно вбивать в несколько мест одну и ту же информацию, не нужно готовить и форматировать еженедельные и ежемесячные отчеты, не нужно форматировать и заполнять уведомления, предписания, акты, претензии и другие документы. Программа извлечет нужные данные и сама сформирует необходимый заказчику или государственным органам нужный документ. Останется только подписать его на бумаге с помощью электронной подписи.

Самый большой эффект от данного подхода достигается, когда организация достигает определенной цифровой культуры и становится готовой перейти на управление процессами на основе данных, а не на основе документов. Это крайне важный переход, который обязательно должен произойти. Цифровизация позволяет докопаться до сути и разобрать по косточкам сутевые составляющие процесса. Вычленить то, что является информационным ядром. А это, конечно, объекты реального мира, а не зафиксированное их состояние на бумаге (журналы, акты, КСки и т.п.). Участники процесса строительства работают с материалами, которые обладают определенными характеристиками, рабочими, машинами, самими работами со сроками, объемами и стоимостью, замечаниями к этим работам и так далее. Но это уже тема для отдельной статьи и она точно назрела.

Остаемся на связи!