2023-й выдался для кинематографа очень противоречивым годом: одни проекты собирали относительно маленькие суммы в мировом прокате, но вмиг становились грандиозными успехами, а другие получали свыше полумиллиарда долларов, но оборачивались для крупных студий колоссальными кассовыми провалами. Следует помнить, что половина тех проектов, которые будут перечислены в данном рейтинге, - своеобразные "неудачи" для той или иной компании, поэтому не следует думать, что абсолютно все фильмы так или иначе окупали свои гигантские затраты (в статье это расписано отдельно по пунктам). В рейтинге мы рассматриваем больше достижимые суммы, по величине самих кассовых сборов. Приятного прочтения!
15. "Крид 3"
Бюджет - 75 млн долларов
Мировой бокс-офис - 275 млн долларов
Мало кто верил в успех третьего "Крида", особенно на фоне провала предыдущей части. Да и давайте будем честны: франшиза "Рокки Бальбоа" с её ответвлениями, на поприще современных деконструкций спортивного жанра, мало кому нужна. Однако благодаря неплохому сарафанному радио, получившемуся благодаря очень хорошим оценкам от первых посмотревших фильм кинокритиков, лента смогла окупить свой бюджет и даже выйти для авторов в ноль. Пускай уже и без Сильвестра Сталлоне, но "Крид 3" доказал, что спокойно может существовать в прежнем виде и дальше. Один только вопрос: как долго?
14. "Индиана Джонс и колесо судьбы"
Бюджет - 295 млн долларов
Мировой бокс-офис - 384 млн долларов
Да, по сути говоря пятый "Индиана Джонс" - это колоссальный провал для студии Disney, который принёс компании невероятно огромные убытки. Однако 2023-й год выдался настолько скудным по части кассовых сборов, что в рейтинг по итогу вошла даже парочка сильных провалов. "Колесо судьбы" просто физически не могло окупиться при таком огромном растянутом бюджете (видимо авторы подумали, что в этом году повторится ситуация с "Королевством хрустального черепа", который даже при наличии посредственного сарафана всё равно стал самым кассовым фильмом во всей франшизе), да и роль свою сыграла ещё и сильная конкуренция в прокате, а также незаинтересованность публики в возвращении конкретно самого Инди
13. "Мег 2: Впадина"
Бюджет - 129 млн долларов
Мировой бокс-офис - 395 млн долларов
А вот сиквел "Мег" напротив собрал для своих авторов достаточно неплохую сумму в мировом прокате, невзирая на "предсказания" аналитиков до премьеры картины. И очень большую роль для бокс-офиса сыграл Китай, недаром "Впадину" (или "Бездну", переводы всё же могут несколько отличаться) разрабатывали совместно с Америкой. Как итог, "Мег 2" доказал, что "подпивасному" весёлому жанру не может помешать собрать хорошую сумму даже отвратительный приём у критиков, если фильм выходит в нужный для своей окупаемости сезон (а конкретно - начало августа), а антагонистом в нём выступает огромная акула
12. "Трансформеры: Восхождение Звероботов"
Бюджет - 195 млн долларов
Мировой бокс-офис - 439 млн долларов
На удивление, "Звероботы" показали достаточно сильную устойчивость в мировом прокате, несмотря на противоречивые отзывы, сильную конкуренцию и отсутствие популярности общей франшизы. Новые "Трансформеры" смогли выйти в ноль, поэтому прямо сейчас в разработку запущено полноценное продолжение "Звероботов" и ещё парочка отдельных спин-оффов - как полнометражных, так и анимационных. И если изначально на прямой сиквел "Бамблби" не ставил никто из фанатов, то теперь Paramount готовы делать из него отдельную новую киновселенную, совместно с кроссовером "G.I. Joe"
11. "Джон Уик 4"
Бюджет - 90 млн долларов
Мировой бокс-офис - 440 млн долларов
Франшиза про "Джона Уика" давно перестала быть приземлённым и дешёвым боевиком: бюджет последней части разросся до невиданной для подобного рода фильмов цифры в 90 миллионов. На четвёртого "Уика" было поставлено буквально всё, и лента не смогла обмануть ожидания зрителей, если даже не больше: мы получили идеальный с точки зрения визуала, постановки и экшена боевик, который радует глаз каждым новым шотом, трюком, перестрелкой и уж тем более дракой. Лента установила для франшизы новый кассовый рекорд в прокате, а поэтому на четвёртом "Уике" вселенная не заглохнет: в сентябре вышел первый телевизионный спин-офф серии, "Континенталь", а в июне следующего года к выходу готовится полноценное полнометражное ответвление - "Балерина" с Аней де Армас
10. "Человек-муравей и Оса: Квантомания"
Бюджет - 200 млн долларов
Мировой бокс-офис - 476 млн долларов
Что удивительно, так это то, что "Квантомания" спокойно входит в "десятку" самых кассовых фильмов 2023-го года, но для Marvel Studios третий "Человек-муравей" сегодня считается одним из самых громких провалов за всю современную историю студии. Увы, Кевин Файги со своей компанией подумал, что зрители в очередной раз схавают постную, бездушную, серую и дешёвую историю о противостоянии супергероя с суперзлодеем на фоне дешёвых "задников" и посредственной графики, но те же самые зрители показали Файги в лицо средний палец. "Квантомания" доказала, что прежние фанаты MCU уже выросли, и более не готовы терпеть настолько хамское отношение в свою сторону от лица некогда любимого бренда
9. "Элементарно"
Бюджет - 200 млн долларов
Мировой бокс-офис - 496 млн долларов
Ещё один проект Disney, который входит в "десятку" самых кассовых фильмов 2023-го года, но для самой студии не является полноценным успехом. Хотя ещё до конца не ясно, смог ли "Элементарно" отбить все свои огромные затраты на стриминговом сервисе Disney+: кинотеатральный прокат же выразил незаинтересованность публики в очередном банальном анимационном шаблоне от "мышиной" студии, вследствие чего мультфильм даже не перешёл отметку в полмиллиарда долларов, что для Боба Чапека, при заявленном бюджете в 200 миллионов долларов, - разумеется, полная катастрофа
8. "Миссия невыполнима: Смертельная расплата. Часть 1"
Бюджет - 290 млн долларов
Мировой бокс-офис - 567 млн долларов
К сожалению, седьмая "Миссия: невыполнима" всё-таки окончательно провалилась в кинотеатральном прокате, и причина этому ровно одна: невыносимая конкуренция с "Барбигеймером". Некие "умы" из студии Paramount в один момент резко подумали, что боевик с Томом Крузом сможет выстоять против маститых Кристофера Нолана и Греты Гервиг, однако, "на удивление", не выстоял. И может быть при более низком бюджете кассовые сборы размером почти что в 600 миллионов долларов показались бы для создателей картины невероятным успехом, однако затраты на первую "Смертельную расплату" вышли чрезвычайно огромными: к этому приложили руку и пандемия коронавируса, из-за которой съёмки пришлось останавливать, и многие переносы ленты в прокате
7. "Русалочка"
Бюджет - 250 млн долларов
Мировой бокс-офис - 569 млн долларов
Немногие думали, что полнометражный ремейк "Русалочки" с Холли Бэйли в принципе доберётся до цифр своего производственного бюджета, не то что превысит их: но ситуация случилась кардинально противоположная. Но опять же, несмотря на достаточно удобоваримые кассовые сборы, особенно после такой негативной реакции на трейлеры проекта в интернете, и уж тем более критики исполнительницы главной роли, для Disney "Русалочка" превратилась всего лишь в ещё один провал 2023-го года: пускай и не такой сокрушительный, как "Квантомания" или "Марвелы"
6. "Человек-паук: Паутина вселенных"
Бюджет - 150 млн долларов
Мировой бокс-офис - 690 млн долларов
А вот и чуть ли не главный бэнгер всего 2023-го года: сиквел "Через вселенные" показал настолько сильную устойчивость в прокате, о какой сегодня могут только мечтать те же проекты Marvel Studios, и причина этому только одна: запредельное качество самого мультфильма. Многие посмотревшие ленту вмиг окрестили её лучшим проектом про Человека-паука за всю историю существования персонажа, а оценки кинокритиков на популярных киноагрегаторах рвали и метали абсолютно каждого конкурента в прокате. Да и нельзя забывать, что бюджет второй части составил "крохотные" 150 миллионов: почему же "крохотные"? Да потому, что просто уму непостижимо, как авторы смогли создать такой запредельный уровень визуала и анимации, наняв столько талантливых аниматоров (я напоминаю, что это рекорд для анимационного жанра в целом), и уложиться в такие мелкие, по меркам тех же Marvel, цифры бюджета. Действительно успех, который, надеемся, с лихвой превзойдёт долгожданная третья часть
5. "Форсаж 10"
Бюджет - 340 млн долларов
Мировой бокс-офис - 705 млн долларов
Вы сейчас удивитесь, но для студии Universal десятый "Форсаж" сегодня считается кассовым провалом: да таким, что его отправили на стриминговые сервисы спустя всего лишь три недели после официального выхода в кинотеатральном прокате! Да, 700 миллионов долларов - это огромное число, но только не для создателей новой части похождений Дома Торетто: бюджет "десятки" составил нехилые 340 миллионов, для отбития которых (а заодно и полноценного выхода в ноль) в прокате надо было собрать почти миллиард! На что вообще изначально рассчитывали авторы? И укоротят ли продюсеры бюджеты для последующего за "десяткой" спин-оффа о Люке Хоббсе и полноценной одиннадцатой части? Покажет только время
4. "Стражи Галактики. Часть 3"
Бюджет - 250 млн долларов
Мировой бокс-офис - 845 млн долларов
В тот самый момент, когда киновселенная Marvel отчаянно нуждалась в каком-нибудь успехе, в студию с ноги ворвался Джеймс Ганн, который буквально уделал в сопли все предыдущие проекты MCU одними третьими "Стражами". Изначально триквел вообще не оправдывал надежды авторов на хорошие кассовые сборы: сумма за предпродажи билетов не превышали сумму той же "Квантомании", а премьерные показы в первые дни проката прошли относительно тихо. Однако уже дальше свою роль сыграло отличное сарафанное радио: практически все зрители в один миг заявляли, что это тот самый Marvel, который мы так любили и почитали раньше. И спустя одну-две недели в кинозалы ломанулись уже и остальные люди, принёсшие в копилку Ганну и его команде почти 850 миллионов долларов. А для 2023-го года, и для самих MCU - это невиданный ранее ни для кого успех
3. "Оппенгеймер"
Бюджет - 100 млн долларов
Мировой бокс-офис - 952 млн долларов
И всё-таки мем "Барбигеймер" отлично помог фильму Кристофера Нолана в прокате, если даже не полностью обеспечил ему две трети всей огромной кассы. "Оппенгеймер" - это самый кассовый байопик с возрастным рейтингом R в истории кинематографа (ранее данную позицию удерживал "Снайпер" Клинта Иствуда, которого лента Нолана опередила уже на третьей неделе проката): просто уму не видано, чтобы почти чистый миллиард долларов собрал не какой-то масштабный блокбастер или популярный кинокомикс, а трёхчасовое разговорное (и наполовину чёрно-белое) кино об архитекторе ядерной боеголовки. "Оппенгеймер" доказал крупным голливудским студиям, что не нужно бояться и подстраиваться под массовую аудиторию, когда вы создаёте приземлённый и не похожий ни на что другое проект, отличимый от того, что ранее видели в массе. Невероятный успех, а заодно и чуть ли не самый прибыльный проект 2023-го года
2. "Братья Супер Марио в кино"
Бюджет - 100 млн долларов
Мировой бокс-офис - 1 млрд 361 млн долларов
Illumination снова "выстрелили" невероятно кассовым и успешным проектом, на сей раз никак не подвязанным к мультипликационной серии "Гадкий я". "Марио в кино" в очередной раз доказал, насколько сильно люди любят главную франшизу Nintendo про усатого сантехника, попавшего в игровой кубический мир, что готовы обеспечивать ей кассу даже в случае мелкого анимационного фильма, состряпанного всего лишь за одну сотню миллионов долларов (меньше чем у той же "Паутины вселенных"). Вы можете как угодно относиться к "Братьям Марио", однако это первый за долгое десятилетие мультфильм, который стал чуть ли не самым кассовым проектом за весь год! Когда вы ещё видели подобное со времён "Холодного сердца" и "Миньонов"?
1. "Барби"
Бюджет - 100 млн долларов
Мировой бокс-офис - 1 млрд 442 млн долларов
И Universal Pictures, и Warner Bros. должны на руках носить создателя мема "Барбигеймер": в первую очередь за то, что этот человек обеспечил обоим проектам колоссальную сумму в мировом прокате. Тот же фильм Греты Гервиг и вовсе стал настоящей сенсацией в кинематографе, а заодно и самым обсуждаемым в интернете и СМИ фильмом за последние несколько лет! Лента, никак не подвязанная ни к какой франшизе, не получившая особо сильной рекламной кампании (по сравнению с теми же массовыми дорогими блокбастерами, к примеру), в итоге утёрла нос всем боссам крупных голливудских студий. Это действительно феномен, который, надеемся, запустит в Голливуде цепочку новых оригинальных и не похожих ни на что другое творений, в отрыве от желаний жадных продюсеров и реакций на мнение массовой аудитории
Остальные итоги года: