2023-й год в плане кинематографа смог порадовать нас не только качественным авторским или фестивальным кино/артхаусом, но и массовыми блокбастерами: сложно выделить конкретно двадцатку определённых сцен из многих кинолент этого года, поскольку почётного места в сегодняшнем рейтинге заслуживают очень многие представители, помимо распределённых ниже. Однако автор канала всё же попытался выбрать самые красивые, изящные по постановке, оригинальные и креативные экшен-сцены из кино 2023-го года, которые либо сносили нам крышу своей крутизной и эпосом, либо же заставляли нас вспоминать одно главное правило искусства: кино - многогранно. Приятного прочтения!
1. Драка возле Арки в Париже - "Джон Уик 4"
Да, франшиза Чада Стахелски с Киану Ривзом удивляла своих зрителей постановкой новых головокружительных трюков на протяжении целях девяти лет, но именно четвёртая часть, ознаменовавшая для основной сюжетной линии данной вселенной своеобразный финал, вывела экшен на новый уровень. Вследствие чего весь третий акт четвёртого "Уика" превратился в один-единый заводной аттракцион из потрясающего экшена. Взять бы для начального примера хоть драку в Париже около её знаменитой Триумфальной арки, где в бой пошли все подручные предметы, в том числе и проезжающие возле героев автомобили. Сложно не получить удовольствие от данного момента, особенно когда на фоне играет пробирающий электронный трек Gesaffelstein
2. Джон против Киллы в клубе - "Джон Уик 4"
Да, сцена в клубе из четвёртой части "Уика" во многом является повторением отличного экшен-момента из того же самого клуба в самой первой части Дэвида Литча. Однако авторы квадриквела даже тут не ударили в грязь лицом, усовершенствовав динамику, хореографию боёв и постановку на самый максимальный уровень. Противостояние Джона и Киллы ощущается "массивным" и невероятно динамичным, особенно в те моменты, когда визионеры фильма подрубают на полную активность все свои таланты, умело вертя светом, неоном и камерой, фокусируясь на самых оригинальных и необычных ракурсах, вследствие чего просмотр данной сцены даже во второй раз после первого может оставить после себя в экстазе
3. Сцена от потолка одним кадром - "Джон Уик 4"
Но если многие фанаты вселенной Чада Стахелски могли ожидать от четвёртой части сцен по типу бойни в клубе или противостояние на дорожной трассе прямо посреди ночного центра Парижа, то вот дань уважения "Hotline Miami" и прочим играм-слэшерам с геймплейным видом "сверху-вниз" оказалась поистине неожиданной абсолютно для всех. В какой-то момент фильма Стахелски и Ривз решили добить оставшихся в экстазе зрителей, продемонстрировав им потрясающую непрерывную несколькоминутную сцену схватки Джона Уика с "шестёрками" маркиза внутри небольшого дома. Напоминаю: всё снималось на натуре, без спецэффектов и зелёного экрана, и, что главное, одним кадром. Действительно искусство
4. Гоустфейс в супермаркете - "Крик 6"
Франшиза "Крик" всё время своего существования славилась относительной камерностью и приземлённостью происходящих событий: до шестого фильма обезумевший маньяк под маской Гоустфейса ещё ни разу не выходил за пределы маленького дома или квартиры, творя беспредел на улицах города. Но последняя часть кардинально изменила это правило: так, забежавшие в местный нью-йоркский круглосуточный магазин главные героини, Сэм и Тара, действительно на миг подумали, что оторвались от убийцы: в конце концов, не будет же он палить себя настолько глупым способом. Однако в тот же момент в супермаркет входит и Гоустфейс, что и для персонажей картины, и для зрителей - шок: маньяк закалывает двоих мужчин из очереди, а позже стреляет из дробовика во владельца магазина, только чтобы потом экшен-сцена превратилась в плавную, медленную и напряжённую: ту, в которой героини оказываются запертыми в одном маленьком уличном помещении с маньяком, без права выбраться незамеченными
5. Игры Солнцеворота - "Подземелья и драконы: Честь среди воров"
Как же долго фанаты настольной ролевой вселенной "Dungeons & Dragons" ждали полномасштабный дорогой фильм по мотивам франшизы: в этом году голливудские творцы исполнили хотелки преданной фанбазы серии, а у "Чести среди воров" получилось выстрелить сразу двумя способами: стать лёгким приключением для обычных зрителей, и приятным фансервисным подарком для поклонников. А Игры солнцеворота, представленные в третьем акте ленты, буквально являются одним огромным любовным посланием ко всем фанатам "D&D": море фансервиса и приятных пасхалок, увлекательное повествование, чередующиеся локации, приятный юмор, хорошая постановка и положение операторской работы. Фильм сработал неплохо, даже как среднестатистическое развлечение. И данная сцена тому подтверждение
6. Коридор - "Восстание зловещих мертвецов"
Многие боялись, что "Восстание" окончательно утратит всё очарование духа атмосферы оригинальных фильмов Сэма Рэйми, однако, в отличие от "Чёрной книги", авторы новой ленты всё же попытались перенести в её кое-какие детали первоначальной трилогии "Зловещих". Больше всего этот дух восьмидесятых чувствуется в "коридорной сцене", почти что целиком снятой крупными планами. Одержимая демонскими силами Элли буквально выгрызает глаз своего соседа и выплёвывает его прямиком в рот другу погибшего: не наблюдаете дух той самой чёрной комедии? Кровавая, изящная, напряжённая и невероятно красивая сцена, снятая почти что полностью сквозь объектив дверного глазка квартиры
7. Сцена одним кадром - "Стражи Галактики. Часть 3"
В то время, как у поголовно всех проектов киновселенной Marvel происходит массовая стагнация по технической части, в студию с ноги врывается гений Джеймс Ганн, который одной только несколькоминутной сценой в своих третьих "Стражах" утёр нос всем предыдущим фильмам и сериалам четвёртой и пятой фазы MCU. Разумеется мы сейчас говорим про легендарную однокадровую схватку состава главных героев с монструозными боди-мутантами в коридоре перед кораблём Высшего Эволюционера. Под уже культовый трек "No Sleep Till Brooklyn" Ганн показывает все таланты ведения боя с точки зрения абсолютно каждого члена состава Стражей Галактики, уводя камеру в такие интересные и подробные ракурсы, какие сегодня не часто встретишь даже в других экшен-боевиках. Такого мы у Marvel больше не увидим
8. Перестрелка на дамбе - "Переводчик"
Пускай "Переводчик" Гая Ричи даже близко не имеет права сравниваться с остальными великими работами режиссёра, однако как самостоятельное произведение в отрыве от имени британского постановщика он работает достаточно цельно и неплохо. Особенно же может впечатлить третий акт ленты, в котором герой Джейка Джилленхола отчаянно пытается спасти персонажа Дара Салима и его семью с афганской дамбы, вызвав подкрепление в виде американского военного самолёта, обстреливающего террористов издалека. Чем-то данный момент даже может напомнить всеми любимую миссию "Божья кара" из "Call of Duty 4: Modern Warfare"
9. Схватка на мосту из пятой части - "Форсаж 10"
Да, экшен в последних "Форсажах" стал уже настолько дуболомным, что многие попросту не включают его в списки подведения итогов того или иного года. В десятой, юбилейной, части тоже сложно найти какие-то особо запоминающиеся "графонистые" моменты, однако в плане драматургии (какой-никакой) сильнее всего играет сцена на том самому мосту, где в пятой части усилиями Доминика Торетто и Люка Хоббса был убит Эрнас Рейес. Именно в этом моменте новой картины главный герой осознаёт, что сынок Рейеса всегда был на два шага впереди него, и злодей Джейсона Момоа уже давно отточил до мелочей каждую деталь своего безукоризненного плана по свершению мести. Доминик только чудом остаётся в живых: лишь потому, что Рейес захочет поквитаться с ним позже, более жестоким способом
10. Предательство на плотине - "Форсаж 10"
Следует помнить, что десятый "Форсаж" - лишь начало огромного финала, некий двух-с-половиной-часовой пролог к окончательной концовке основной линейки этой давней долгой франшизы, поэтому третий акт "десятки" авторы оборвали чуть ли не на самом интересном месте: Данте Рейес просчитал план мести вплоть до мелочей, заведя Доминика и его сына, Брайана, на роковую дамбу, где злодей планировал свершить над противником окончательный акт возмездия. В самолёт подоспевших на помощь друзей Доминика стреляет герой Алана Ричсона, работавший на Рейеса ещё с самого начала ленты, а плотину подрывает сам Данте: теперь у Дома и его сына остались считанные секунды до окончательной детонации строения и того, пока их не накроет огромная водная волна. Как же они спасутся? Увы, узнаем ещё очень не скоро
11. Погоня Пауков - "Человек-паук: Паутина вселенных"
Думаю мало кто из фанатов по-настоящему ждал сиквел "Через вселенные" ради цельной глубокой истории. Нет, большинство было вне себя от ожидания ровно из-за двух факторов оригинальной первой части: потрясающего визуала и фансервиса. И то, и другие аниматоры подали нам на блюдечке с золотой каёмочкой в сцене погони сотен Людей-Пауков за Майлзом Моралесом по всему Лобби: от центра управления Мигеля О`Хары до крыши скоростного космического поезда. Дошло даже до того, что после выхода мультфильма в цифровом качестве, многие ютуберы делали длинные видео, где внимательно рассматривали тот или иной кадр на предмет нахождения определённой отсылки, пасхалки или очередной летящей на заднем фоне версии Паучка. Напоминаю: в этом мультфильме присутствует около 280 различных вариантов главного героя!
12. Майлз и Мигель на скоростном поезде - "Человек-паук: Паутина вселенных"
"Паутина вселенных" - это настоящий долговечный подарок всем заядлым гикам и поклонникам киновселенной Marvel, который ещё раз доказал, что кинокомиксы чисто физически не могут устареть: просто к ним нужно искать правильный подход, даже со стороны анимации. Но сиквел "Через вселенные" прокачался не только в визуальном, но и в сценарном плане: точка кипения конфликта Майлза Моралеса и Мигеля О`Хары наступает тогда, когда эти двое оказываются на скоростном, летящем за пределы Новы-Йорка, поезде. В этой сцене идеально практически всё: бесподобная озвучка актёров, потрясающая анимация, отличное развитие характера главного героя и его окончательное уверование в собственные силы и превосходство
13. Однокадровая двадцатиминутная сцена - "Тайлер Рейк: Операция по спасению 2"
В последнее время жанр боевиков давно перестал стагнировать и быть каким-то "подпивасным" трэшем (хотя, безусловно, таковые представители сегодня тоже существуют и даже имеют собственную преданную аудиторию): каждая студия или стриминговая компания хочет сделать намного более продвинутый, креативный, изящный и красивый фильм подобного жанра, сиквел "Тайлера Рейка" же здесь так же не исключение. Так, во время пиар-кампании ленты авторы активно рекламировали ту самую двадцатиминутную однокадровую сцену, которая "сорвёт башню всем зрителям". Сорвала ли? Определённо да!
14. Спасение из поезда - "Миссия невыполнима: Смертельная расплата. Часть 1"
Кристофер МакКуорри и Том Круз не изменяют себе, продолжая радовать ненастную аудиторию своей главной карьерной кинофраншизы реалистичными и зрелищными экшен-сценами. В первой "Смертельной расплате" можно выделить множество подобных моментов, к примеру как та же погоня по ночным улочкам Венеции, но больше всего хочется отметить именно финальный экшен-сегмент фильма: Итан Хант и героиня Хейли Этвелл застревают на свисающем с края взорванного моста поезда, и пытаются выбраться из него с помощью подручных предметов, а оператор в это же время буквально сходит с ума и показывает нам такие виртуозные кадры, снятые с разных ракурсов, что моментально возникает чувство дежавю по какому-нибудь "Началу" Кристофера Нолана
15. Испытание "Тринити" - "Оппенгеймер"
Самая реалистичная сцена из всего данного рейтинга. По причине своего реализма: "Оппенгеймер" - не выдуманная история, в отличие от всех остальных мест сегодняшнего топа, а полностью реальная, с реальным нематериальным антагонистом в лице ядерного оружия. Большего всего хочется отметить сцену с первыми в истории ядерными испытаниями, под кодовым названием "Тринити". То, как в этом моменте Кристофер Нолан поигрался с ожиданиями зрителей и со звуком своего кинодетища, заслуживает отдельной похвалы, и как же идеально режиссёр через экран передал всё напряжение и безысходность главных героев, осознавших, что они создали самое опасное оружие за всю мировую историю человечества. В этой сцене идеально абсолютно всё: звук, монтаж, переходы, визуал, восприятие, операторка - всё поставлено на таком уровне, чтобы даже самый предвзятый сноб в кинозале почувствовал себя некомфортно и максимально сильно вжался в кресло
16. Война между Кенами - "Барби"
В этот рейтинг просто был обязан войти перформанс Райана Гослинга в образе Кена из недавней "Барби": в особенности это касается той самой "мини-войны" между всеми Кенами в Барбилэнде, которых специально рассорили Барби, дабы вернуть в город толику демократии, избавившись от автократии своих "парней". Вся данная сцена специально поставлена настолько наиграно и нарочно, что от неё моментом хочется улететь в истерику: в особенности от оммажей на многие военные фильмы, по типу того же "Спасти рядового Райана". А фоновый трек самого Гослинга "I`m Just Ken", во время которого ребята комично бьют друг друга воображаемым оружием, оставляет от этого момента в полном катарсисе. До тех пор пока не начинается танцевальная сцена, где градус шедевральности накаляется до максимального предела
17. Битва между людьми и роботами - "Создатель"
Да, вы можете как угодно относиться к полностью оригинальному творению Гарета Эдвардса, но одного огромного достоинства вы точно не сможете отрицать: в "Создателе" присутствует по праву потрясающий визуал. И особенно отчётливо работа с ним чувствуется во время сцены с нападением американских военных на беззащитных роботов и жителей деревушки в Новой Азии, прикрывающих своих железных друзей в собственных домах и укрытиях. В этом же у "Создателя" и заключается оригинальная фишка: экшен в этом фильме - медитативный и плавный, а не быстрый и резкий, как в представителях данного рейтинга свыше
18. Драка в коттедже - "Убийца"
В этом году в большое кино триумфально вернулся гений-визионер (а по совместительству ещё и гений сценарный) Дэвид Финчер, который продемонстрировал весь свой неутраченный потенциал в "Убийце" с Майклом Фассбендером. В этой картине можно отметить много по-настоящему крутых и напряжённых моментов, но поскольку в статье речь идёт об экшене, то скажу пару слов про потрясающую сцену драки между Киллером и Брутом в коттедже последнего, где в плюс к моменту работает всё: и шикарный монтаж звука, и невероятная и сочная операторская работа, и болотно-зелёный тёмный цветокор, и динамичная боевая хореография. Прекрасная сцена, которая наконец даёт нам тот самый экшен, который мы так сильно хотели получить ещё с самого старта просмотра
19. Игры - "Голодные игры: Баллада о змеях и певчих птицах"
В приквеле "Голодных игр" авторы подтянули самую важную составляющую оригинальной квадрологии: техническую часть самих основных состязаний. В "Балладе о змеях и певчих птицах" создатели явно отточили руку на полную, представив во время начала Игр очень много интересных и оригинальных операторских ракурсов между персонажами, несколько достаточно длинных однокадровых пролётов, хорошее напряжение и быструю динамику, которая не ощущается настолько сумбурной, как в тех же оригинальных "Голодных играх". Да, этот момент всё ещё достаточно далёк от идеального, но по крайней мере постановка Игр в "Балладе" вообще не режет глаза, как это было в той же первой части основной франшизы
20. Аустерлицкое сражение - "Наполеон"
Опять же, к последнему "творению" Ридли Скотта можно относиться по-разному, но мало кто из зрителей будет спорить с тем фактом, что сэр Дед всё ещё умеет в отличную постановку массовых и масштабных баталий. "Наполеон" даже в этом случае не стал исключением: Аустерлицкое сражение выглядит красиво, изящно, жестоко и масштабно. Всё в лучших традициях старых пеплумов дедушки Скотта. Жаль только, что во всём фильме подобные сцены можно посчитать по пальцам одной руки: а больше времени отводится не нужным для повествования любовным утехам главного героя и его страданиям по своей жене. Состояла бы хоть половина "Наполеона" из сцен наподобие Аустерлица - и цены бы этой ленте не было
- Остальные итоги года: