2023-й год выдался настолько странным в плане кассовых сборов того или иного фильма, что изначально даже самым матёрым аналитикам было очень трудно определить, соберёт определённый проект нужную сумму для "отбития" бюджетных затрат, или же с треском провалится. В этом году по части сборов обваливались очень многие картины: начиная от авторских и артхаусных работ от тех же А24, заканчивая полномасштабными дорогими блокбастерами и кинокомиксами от Marvel и DC. Но в данном рейтинге я решил отобрать конкретно 15 самых главных "неудачников" года, которые так и не смогли набрать в прокате нужную сумму для "выхода в ноль". Приятного прочтения!
15. "Подземелья и драконы: Честь среди воров"
Бюджет - 150 млн долларов
Мировой бокс-офис - 208 млн долларов
Предсказуемый провал, и он не был бы так обиден, если б сам фильм вышел картонной бесхребетной пустышкой. "Честь среди воров" же получилась крайне увлекательным и лёгким приключением на один разок, которое не требует от себя чего-то большего, но при этом смотрится с такой задорностью, которой позавидуют любые современные кинокомиксы от крупных студий. Увы, но фанатская база "Подземелий и драконов" - это поколение восьмидесятых или девяностых, поэтому очевидно, что в 2023-м году на полноценный масштабный фильм по данной франшизе пойдёт мало кто из зрителей. Фильм не окупил себя в прокате, однако благодаря огромной зрительской любви и хорошим показателям просмотров на стримингах, сегодня есть все шансы на запуск в разработку полноценного сиквела
14. "Особняк с привидениями"
Бюджет - 150 млн долларов
Мировой бокс-офис - 117 млн долларов
Самый непримечательный фильм студии Disney за весь 2023-й год, и мало кто изначально верил в его успех: учитывая сокрушительный провал того же оригинального "Особняка" 2003-го года с Эдди Мёрфи в главной роли. Однако, что странно, продюсеры в конце этого года так и не отчитались о провале новой версии "Особняка": да, в прокате лента мощно обвалилась уже на второй уик-энд, но ситуацию скорее всего смог выправить быстрый выход на стриминговом сервисе Disney+, как и в случае с "Подземельями и драконами"
13. "Синий Жук"
Бюджет - 104 млн долларов
Мировой бокс-офис - 129 млн долларов
Warner Bros. изначально не ставили на "Синего Жука" никаких ставок (я напоминаю, что по первоначальным планам фильм должен был выйти сразу на стриминговом сервисе HBO Max, но в последний момент его отправили в большой кинотеатральный прокат), поэтому преодоление цифры мировых сборов в сто миллионов долларов уже можно назвать мало-мальским успехом: несмотря на то, что лента всё же с треском провалилась в прокате, студия ничего от этого не потеряла, поскольку на "Жука" банально не тратились столько, сколько на того же второго "Шазама" или уж тем более на "Флэша". Никакого маркетинга, никакой рекламной кампании, и хоть фильм и не вышел в ноль под конец своего проката, всё же для Warner сегодня "Синий Жук" - самый спокойный "неудачник" года
12. "Операция "Фортуна": Искусство побеждать"
Бюджет - 50 млн долларов
Мировой бокс-офис - 49 млн долларов
Многие читатели возможно сейчас удивятся, но Гай Ричи давно стал культовым режиссёром только на территории стран СНГ: за рубежом же он никогда не пользовался особой популярностью (напоминаю, что те же "Джентльмены" не заработали по миру больше 150 миллионов). И это коснулось двух новых проектов Ричи, первый из которых - "Фортуна", примитивный и обыденный комедийный боевичок с шаблонной историей, карикатурным экшеном и слабыми актёрскими работами. В мире лента вышла на два месяца позже, чем в России, и не заработала практически ничего, не превзойдя даже цифры бюджета в 50 миллионов долларов
11. "Переводчик"
Бюджет - 55 млн долларов
Мировой бокс-офис - 21 млн долларов
Следом за "Фортуной" идёт и следующий фильм Гая Ричи в этом году - на сей раз военный боевик "Переводчик" с Джейком Джилленхолом и Даром Салимом в главных ролях. В мировом прокате лента сокрушительно и мощно провалилась, в связи с сильной конкуренцией, неактуальностью имени Ричи за рубежом и достаточно типичной для американской нации историей, которая не подарит зрителям никаких новых впечатлений. Однако положение кое-как смог выправить быстрый выход ленты на стриминге: с момента премьеры в кинотеатрах не прошло и одного месяца, как "Переводчик" уже появился в сети в цифровой версии. Просмотры в интернете, вроде бы как, помогли последнему фильму Ричи собрать более или менее приличную сумму (о которой продюсеры сегодня тем не менее умалчивают), но всё же большинству зрителей уже давно понятно, что карьере некогда великого постановщика сегодня катится под длительный откос
10. "Создатель"
Бюджет - 80 млн долларов
Мировой бокс-офис - 104 млн долларов
На самом деле в провале нового фильма визионера Гарета Эдвардса нет ничего удивительного: "Создатель" изначально вышел в прокат очень тихо и незаметно, практически с нулевым маркетингом и слабой рекламной кампанией на просторах интернета, телевидения и стримингов. Многие про ленту услышали непосредственно уже после её появления в цифровом виде, после того самого сокрушительного провала в стенах кинотеатров: картина кое-как преодолела отметку в сто миллионов долларов, на чём резко остановилась и принесла авторам здоровенные убытки. Вы можете как угодно относиться к "Создателю", но в этом провале есть и частичка грустного: студии в очередной раз поняли, что массовые зрители не интересуются оригинальной фантастикой, не подвязанной к каким-либо крупным франшизам
9. "Шазам! Ярость богов"
Бюджет - 125 млн долларов
Мировой бокс-офис - 133 млн долларов
Да, анонс перезапуска киновселенной DC за соавторством Джеймса Ганна был довольно сильным пиар-ходом и бустом для будущей эры кинокомиксов, однако те же Ганн и Сафран совершенно не подумали головой, что этот анонс сильно отразится на кассе четырёх не вышедших проектов из линейки "старой" DCEU Уолтера Хамады: в первую очередь речь идёт о сиквеле "Шазама". Очевидно бы, что лента не собрала большую сумму в мировом прокате, но больше всего на её сборы повлиял именно анонс Ганна. Зачем тратить лишние деньги и идти в кинотеатр на просмотр филлерной картины, события и сцены после титров которой не будут иметь никакого смысла уже через пару годиков?
8. "Ренфилд"
Бюджет - 65 млн долларов
Мировой бокс-офис - 26 млн долларов
Ситуация идентичная "Создателю": "Ренфилд" с Николасом Холтом и Ником Кейджем вышел в прокат настолько тихо и незаметно и собрал настолько маленькую сумму, что его "выкинули" на стриминговые сервисы уже через парочку недель после официальной премьеры в кинотеатрах. И уже только после появления в цифровом виде большинство зрителей узнали про существование такой кинокартины в принципе. Проблема провалов подобных фильмов заключается только в одном: авторы почему-то наотрез отказываются тратить на пиар и рекламу хоть какие-то деньги, а вышкой маркетинга остаются лишь два трейлера на ютуб-канале студии. Глядишь с нормальным пиаром фильм бы и собрал в прокате чуть больше сегодняшней суммы
7. "65"
Бюджет - 40 млн долларов
Мировой бокс-офис - 60 млн долларов
На самом деле у данной картины были все шансы окупиться в прокате, если бы сами авторы не забили болт на собственное детище и состряпали бы его хотя бы в удобоваримой форме. Увы, "65" трескается по всем параметрам с самого своего начала, а зрителей в кинотеатры было банально нечем завлечь: в актёрском составе, помимо достаточно не популярного в массах Адама Драйвера, не было крупных эстрадных лиц, режиссёры - ноунеймы с одним-двумя проектами за всю карьеру, а тема с динозаврами и доисторическим миром конкретно приелась массам ещё в середине эпохи нулевых. На что вообще рассчитывали авторы данного "произведения искусства"?
6. "Заветное желание"
Бюджет - 200 млн долларов
Мировой бокс-офис - 126 млн долларов
Удивительно, что самый провальный год для студии Disney являлся по совместительству ещё и празднованием столетия со дня основания компании легендарным Уолтом Диснеем. Мультик "Заветное желание" же окончательно показал истинное "мышиное" лицо Боба Айгера и его компаньонов: продюсерам и боссам абсолютно по барабану на качество своих выходящих проектов, лишь бы они приносили хорошие деньги в прокате, а уже после - на стримингах и в качестве покупок мерчендайза. "Желание" - самый ленивый, пустой, безликий и бездушный мультфильм Disney за последние несколько лет, и это здорово сказалось на тех же сборах: подобные анимационные истории для современного зрителя больше не актуальны. Что же Disney будут делать дальше? Вопрос времени
5. "Следующий гол - победный"
Бюджет - 14 млн долларов
Мировой бокс-офис - 7 млн долларов
Многострадальный спортивный долгострой великого и ужасного Тайки Вайтити готовился к выходу ещё в 2020-м году, но постоянно откладывался: то из-за пандемии коронавируса, то из-за сильной конкуренции в прокате, то из-за масштабных переработок и досъёмок, то из-за забастовок сценаристов и актёров. В ноябре этого года "Следующий гол" наконец-то вышел в кинотеатрах, однако зрительский интерес к данной ленте уже окончательно погас. Фильм не получил никакого маркетинга и пиара, а знали о нём во время выхода буквально единицы. Да и на стриминги картину выпускать явно не спешат: учитывая то, что в большом прокате спортивная комедия Вайтити собрала сущие гроши, при и так скромном бюджете
4. "Все страхи Бо"
Бюджет - 35 млн долларов
Мировой бокс-офис - 11 млн долларов
Тот фильм, из-за которого студия А24 начала медленно продумывать план по дальнейшему перемещению ракурса в другое направление: более массовое и масштабное. В мае этого года Ари Астер представил зрителям своё самое гигантское трёхчасовое кинополотно, состоящее из вереницы сплетённых в единое целое жанров, актёрских перформансов, и задористым метафоричным системным повествованием. Однако в прокате "Бо боится" не получил никакой широкой огласки: лента стала ещё одним громким провалом для А24, которые на сей раз не стали терпеть подобное, а ясно для себя решили: больше продюсеры студии не будут тратить такие большие деньги на подобные экспериментальные или провокационные проекты
3. "Флэш"
Бюджет - 200 млн долларов
Мировой бокс-офис - 270 млн долларов
Уже легендарный и настолько мемный долгострой киновселенной DC, на который было поставлено сколько надежд, что фильм в принципе не смог оправдать ни одну из них. "Флэш" - это сырой, впопыхах недоделанный, сумбурный, графонистый и рваный блокбастер, который может удивить лишь некоторых зрителей щепоткой приторного фансервиса. Большинство фанатов DC действительно ждали сию ленту с первого же дня её анонса, однако во время выхода в кинотеатральный прокат роль уже сыграли очень низкие оценки первых посмотревших: авторы пообещали нам "величайший кинокомикс в истории кинематографа", а по итогу вышел пресный и сырой боевичок качества четвёртой фазы киновселенной Marvel. Подобное сарафанное радио моментально отпугнуло две трети потенциальных зрителей от просмотра данного произведения искусства, посему "Флэш" стал в этом году для DC главной головной болью
2. "Капитан Марвел 2"
Бюджет - 220 млн долларов
Мировой бокс-офис - 203 млн долларов
Но не одним гигантским провалом "Флэша" богат 2023-й год: "порадовать" ненасытную публику смог и Кевин Файги со своим очередным легендарным проектом. Но если сольник Барри Аллена изначально ждало большое количество людей, которых банально отпугнуло ужасное сарафанное радио, то вот сиквел "Капитана Марвел" не ждал, кажется, вообще никто. Изначально было ясно, что лента покажет себя в прокате даже хуже, чем та же пресловутая "Квантомания" (которая, к слову, вошла в топ-10 самых кассовых фильмов 2023-го, несмотря на достаточно маленькую сумму сборов, но об этом уже в следующей статье на данную тему), но никто даже предположить не мог, что по итогу окончания бокс-офиса "Марвелы" не доберутся даже до цифр производственного бюджета. Уже на третий уик-энд продюсеры Marvel перестали отчитываться журнальным изданиям о кассовых сборах, что означает только одно: ситуация на фронте никак не изменилась
1. "Неудержимые 4"
Бюджет - 100 млн долларов
Мировой бокс-офис - 38 млн долларов
Главный неудачник уходящего года, про которого сегодня даже не вспомнит большинство зрителей, настолько четвёртые "Неудержимые" тихо и незаметно прошли в мировом прокате, хотя, вроде бы как, являются прямым продолжением достаточно известной в начале эпохи десятых кинофраншизы. Причины провала всё те же, что и у "игроков" строчками выше: отсутствие внятного маркетинга или большой рекламной кампании, плюс ужасное сарафанное радио на почве отвратительного приёма фильма у кинокритиков и первых посмотревших ленту зрителей. "Неудержимые 4" по итогу проката стали настолько провальным проектом, что Lionsgate по-прежнему подсчитывают убытки с данного, позволю себе сказать это слово, боевика
- Остальные итоги года: