От штаба Верховного Главнокомандующего
8-го марта 1916 года
Западный фронт
Южнее Двинскаго района оживленные артиллерийские бои продолжаются.
В районе восточнее Тверечь контратака противника на Великое Село отбита.
В районе к востоку от Годуцишки, нашими войсками взята передовая линия окопов противника у Буцилишки.
При взятии предмостного укрепления у с. Михальче нами захвачено 2 орудия, число других трофеев выясняется. Большинство защитников укрепления погибло в рукопашной схватке.
Оживленные пехотные и артиллерийские бои продолжались.
Наша артиллерия удачно обстреляла район севернее Минцюны, где было обнаружено накапливание противника. Потушив огонь неприятельских батарей в районе Мешкеле, наши войска овладели линией неприятельских окопов на участке Минцюны—озеро Секлы.
В районе Вилейты — Можейки (севернее м. Поставы) начались ожесточенные пехотные бои; неприятель вел сильные контратаки против наших войск, выбивших местами противника из его окопов и захвативших при этом пулемет.
В районе Черняты—Лотва (севернее оз. Мядзиол) после усиленной огневой подготовки неприятель атаковал наше расположение. Атака была отбита нашим огнем.
У юго-западного берега озера Нарочь бой продолжался успешно для наших войск. Несмотря на выпущенные немцами газы и губительный огонь, наши войска, преодолев три линии проволочных заграждений, стремительными атаками последовательно взяли три линии неприятельских окопов.
Попытки контратак противника были остановлены нашим огнем с применением нами снарядов с удушливыми и ядовитыми газами. Наши трофеи: германцев 17 офицеров, более тысячи нижних чинов, 12 пулеметов, прожектор и бомбометы.
В районе Сморгони велась сильная перестрелка. Участок, прилегающий к р. Вилии, обстреливался неприятелем сильным огнем.
В районе Делятичи — Барановичи появлялись германские аэропланы над нашим расположением.
В районе Московско-Брестского шоссе и севернее д. Телеханы оживленная перестрелка. В районе к юго-востоку от Колки наши разведчики захватили неприятельскую заставу.
Кавказский фронт
Наступление наших войск продолжалось.
8-го марта в Персии, после боя, нами занят г. Исфаган.
На Приморском фронте наши части, после боя продвинулись еще на несколько верст в западном направлении.
Северный фронт
8-го марта.
В рижском районе у сел. Плакаеен и в районе южнее острова Далена наши войска имели столкновения с сильными отрядами неприятеля.
В якобштадском участке нами с боя занята деревня и лес, восточнее Августингофа, а равно и лес между лесн. Дукернек и д. Дельвинек, в раионе Бушгоф.
Под Двинском перестрелка продолжалась.
Юго-западный фронт
8-го марта.
Значительных боевых столкновений не было.
Франко - англо - бельгийский фронт
ГАВР, 5-го (18-го) марта. Бельгийское сообщение. Действия артиллерии стали более напряженными на нашем фронте, в особенности в раионах Диксмюда и Коордсхоте.
ЛОНДОН, 5-го (18-го) марта. Официальное сообщение английской главной квартиры во Франции:
«Довольно сильная артиллерийская перестрелка происходила к югу и северо-востоку от Лооса. К юго-востоку от Ипра происходили бои при помощи ручных гранат».
ПАРИЖ, 5-го (18-го) марта. Официальное сообщение от 5-го марта, 3 час. дня:
«В Аргоннах, в секторе Кург-Шосс, происходила успешная для нас минная борьба. К западу от р. Маас мы сосредоточенным огнем обстреливали германские траншеи у возвышенности «265» и в лесу Корбо; неприятель не отвечал. На восток от Мааса происходила ожесточенная бомбардировка в районе Во, и с перерывами в других пунктах этого сектора, а также в Вевре и на подступах к Муленвиллю, Годиомону и Эпаржу. К северо-востоку от С.-Миэля наши дальнобойные орудия в течение всей ночи обстреливали дорогу из Апремона в Виньель, на которой были замечены неприятельские полки, направлявшиеся к северу. На остальном фронте не произошло ничего существенного.В течение вчерашнего дня, невзирая на туманную погоду и низкие облака, наши воздухоплавательные отряды произвели в районе Вердена 29 полетов в погоню за врагом, во время которых 32 раза вступали в бой с неприятелем, причем один фоккер был, по-видимому, серьезно поврежден. В ночь с 4 на 5—отряд из 17 аэропланов сбросил 54 снаряда большого калибра, из коих 40 над железнодорожной станцией в Конфлане и 14 над вокзалом гор. Меца. Снаряды попали в цель; на железнодорожном полотне были замечены многочисленные взрывы, а на Мецком вокзале вспыхнули в трех местах пожары. Наши аэропланы на своем пути подверглись ожесточенному обстрелу, но возвратились невредимыми. Во время разведочного полета другой воздухоплавательный отряд сбросил 10 снарядов над аэродромом в Диэз и 5 над станцией Арнавиль».
ПАРИЖ, 5-го (18-го) марта Официальное сообщение от 11 час. веч. 5-го марта:
«В Бельгии наша артиллерия разрушила неприятельские траншеи в районе Бесинге. Между Уазой и Эном мы обстреляли артиллерийским огнем германский отряд, направлявшийся к Вассану на северо-западе от Суассона. К западу от р. Маас неприятель подверг довольно ожесточенному артиллерийскому огню район леса Буррю у р. Монтзевилля.На правом берегу, после усиленной артиллерийской подготовки, неприятель направил в течение дня ряд атак на местность, расположенную между селением Во и лесом к югу от фермы Одремон. Атаки были остановлены нашим встречным огнем и неприятель нигде не мог достигнуть наших траншей. Наши батареи развили сильный огонь на всем протяжении фронта, в особенности в Вевре, где их огнем вызван взрыв склада снарядов в лесу Моранвилль.В Лотарингии германцы предприняли атаку против наших позиций в районе Тиавилль. Некоторые неприятельские части, успевшия проникнуть в нашу выдвинутую траншею, были тотчас же выбиты нашей контратакой. Около 7 час. вечера германцы выпустули два снаряда большого калибра в сторону Бельфора.»
ПАРИЖ, 5 го (18-го) марта. Агентство Гаваса сообщает:
«Германцы в районе Во возобновили в субботу наступление, которое в четверг, несмотря на пятикратные яростные атаки, окончилось полной неудачей. Этой новой попыткой германцы стремились пробиться к склонам возвышенности, на северной части которой расположен Годромонский лес, близ возвышенности Пуавр, которая также находится в наших руках.Новый натиск был парализован уже в самом его начале сосредоточенным огнем нашей артиллерии. Последняя осыпала штурмовавшие густые колонны германцев градом снарядов и нанесла им такие потери, что им не удалось подойти к траншеям. Впрочем, атака германцев была вообще менее стремительной и менее упорной, чем предшествовавшие, из чего видно, что дух неприятельских войск понижается с каждым днем. Натиску неприятеля несомненно суждено разбиться о Верденскую крепость».
Итальянский фронт
РИМ, 5-го (18-го) марта. Официальное сообщение итальянской главной квартиры от 5-го марта:
«В гористой части театра военных действий продолжался сильный артиллерийский бой. Наши батареи рассеяли колонны неприятельской пехоты, двигавшиеся по направлению к Ландро, в верховьях Риенца. Наша артиллерия возобновила также обстрел железнодорожной станции Тоблах, причинив значительные повреждения и вызвав пожар. Неприятельская артиллерия усиленно обстреливала, с своей стороны, наши позиции на высотах Санта-Мария, в области Тольмино.Вчера на всем фронте продолжались столкновения пехотных частей, сопровождавшиеся с обеих сторон артиллерийским огнем. Во всех своих действиях неприятель проявлял большую осторожность, широко применяя светящиеся бомбы и ракеты. Неприятельские аэропланы сбросили несколько зажигательных бомб в окрестностях Пунта-Добба, в Панцарском заливе, не причинив вреда».
Война в колониях
ЛОНДОН, 5-го (18-го) марта. Официальное сообщение, 3-го марта:
«Турецкий отряд, сопровождаемый тремя германскими офицерами, атаковал британский передовой пост у Имада, в 10 милях от Адена; он был энергично отражен и преследовался на протяжении четырех миль. На следующий день мы нашли 17 турок убитых; наши потери—1 индусский солдат убит, 1 британский офицер и 16 солдат ранены».
Война на море
КОПЕНГАГЕН, 5-го (18-го) марта. Агентство Вольфа сообщает:
«Сегодня утром на строящейся железной дороге Гезундбруннен—Нейкельн провалился свод туннеля под р. Шпрее. Весь туннель залит водой. Недосчитываются 1 рабочего и 2 женщин».
ЛОНДОН. 5-го (18-го) марта. Агентство Ллойда сообщает: «Голландский пароход «Раlembang», шедший на о. Яву, потоплен миной в Северном море. Экипаж спасен».
Предлагаю вниманию уважаемых читателей очередную публикацию приквела про дядю Прохора. Публикации "про Степку" теперь будут продолжать выходить по понедельникам и пятницам, а публикации этого цикла - по средам.
На следующее утро первым Проню навестил лекарь, регулярно приходящий в реабилитационный узел Екатерины Ивановны для осмотра выздоравливающих инвалидов. Игнату Матвеевичу, появившемуся спустя несколько минут после начала первого визита, пришлось с четверть часа нетерпеливо прогуливаться в саду. Наконец доктор ушёл, околоточный занял его место за столом, получил стакан чая и попросил бумагу и карандаш. Он начал рисовать и одновременно рассказывать:
- Я сегодня с утра опять был на месте... Нашел следы крови, где бежал последний уцелевший разбойник до своей лошади... Так что он скорее всего ранен... А теперь смотрите, Прохор Лукич! Вот тут находятся три деревни с той стороны дороги, в которых мог скрыться уцелевший налетчик... Вот тут место на дороге, где они напали на автобус... Вот расстояния от этих деревень до городка и расстояние от места нападения на автобус до городка... Вчера, когда мы вдвоём заняли свою позицию в кустах, налетчики уже тоже были на месте... Понимаете?..
- Пока нет...
- Мы исходим из того, что налётчикам дали вчера окончательную "команду" выдвигаться только тогда, когда автобус прибыл обратно в узел, не раньше. Не сидели же они в своей звсаде с утра или тем более с ночи... При вчерашней погоде можно было замёрзнуть за несколько часов. А никаких следов костра я в округе не обнаружил...
- То есть вы полагаете?...
Околоточный опять стал писать и говорить одновременно:
- Смотрите... Вот примерное время прибытия буса в городок, вот время нападения на него... Правильно?
Проня напряг память и неуверенно кивнул. Про себя он отметил свой очередной промах. Прапорщик, руководя операцией, не следил вчера точно за временем. Околоточный воодушевленно продолжил:
- Если мы пересчитаем эти расстояния с учетом средней скорости движения буса и верховых на отрезки времени, то получается, что в любом случае не остаётся времени, которое нужно, чтобы верховому доставить депешу из городка ни в одну из этих деревень даже если он будет нестись во весь опор... У разбойников оставалось бы всего от получаса до трёх четвертей часа на передачу этой депеши. Им же не телефонировали в конце концов из городка в какую-то из этих деревень?..
- Не телефонировали... Скорее всего...
- Ну, тогда как им смогли так быстро за тот отрезок времени передать депешу?
Наступила короткая пауза, которую прервал Проня:
- Голубь?..
- Точно!.. Если почтовый голубь летит со скоростью шестьдесят верст в час, то тогда времени хватает ему долететь даже до самой дальней от городка из этих трёх деревень.
- Пошли искать голубятню?
- Вы пойдёте со мной?.. Очень обяжете!... Но как же ваша рука?..
- Рука моя прогулкам по городку не помеха. Лекарь мне советовал больше гулять...
Вблизи реабилитационного центра оказалось две голубятни. Через два часа Игнат Матвеевич, уже сидя за столом в трактире, чесал голову, запивал горячий сбитень пирожками с капустой и рассуждал вслух:
- Как установить связь между подозреваемыми из узла с одной и голубятен? Спровоцировать их на передачу депеши как в прошлый раз, думаю, во второй раз не получится... Что-то нужно другое придумать...
Проня, налегая на творожную запеканку (доктор советовал ему из-за перелома есть больше молочных продуктов), заметил:
- Я бы теперь зашёл с другой строны, применив ваш метод ещё раз...
- Это как?
- До голубятни из узла ведь нужно тоже ещё добраться... Мы с вами проверили, что на это уйдёт, если даже идти быстрым шагом или бежать минут пять-семь, не меньше... Да ещё столько же времени нужно будет на обратную дорогу... И кто из наших подозреваемых смог бы это физически сделать позавчера?..
- Кто?
- Глаша не могда отлучиться на десять минут, она почти всё время прислуживала за столом... Остаётся кухарка и истопник... Истопник входил и выходил вчера из залы три раза, это я точно помню... Так что он тоже скорее всего не имел времени на передачу депеши. Остается кухарка...
- Но она должна быть во время трапезы хозяйки, тем более, с гостями всё время на кухне... Мало ли что ещё понадобиться!..
- Но у кого-то из них мог быть ещё сообщник в узле, которого они могли использовать для передачи депеш...
- Мог...
Проня расплатился. Игнат Матвеевич вытер рот салфеткой и резюмировал:
- Я постараюсь узнать, не вызывая подозрений, чьи эти голубятни и навещу вас ещё раз вечером с вашего позволения. Обменяемся мнениями...
Проня попрощался с околоточным и совершил короткий послеобеденный моцион. На глаза ему попался куда-то бежавший мальчик Гриша. Вернувшись в узел прапорщик очередной раз попросил разрешения у Екатерины Ивановны посетить хозяйскую библиотеку и выбрать "себе книжку почитать". В качестве подготовки к вечернему визиту околоточного Проня взял том "Птицы" из серии Брэма "Жизнь животных" издания 1911 года.
Игнат Матвеевич постучал в дверь флигеля уже после наступления темноты. Он был сильно уставший, но опять весело возбуждённый. Теперь он не прятался, а сидел за столом, пил чай с баранками и рассказывал:
- Хозяин первой голубятни Спиридон Гаврилович Бокий, разводит и поставляет голубей в армию. В городке он обосновался сразу после начала войны. Вдовец. Разводит и другую домашнюю птицу. Это его основной вид деятельности. Связь с узлом, которую пока только удалось установить, заключается в том, что объедки с кухни узла отправляются в его хозяйство. За это он поставляет по льготным ценам в узел птицу из своего хозяйства.
Вторая голубятня принадлежит Спиридону Богдановичу Хромову. Он сапожник, а голубями занимается "из любительства". В августе четырнадцатого он потерял ногу в боях в Восточной Пруссии, проходил реабилитацию в узле, в начале прошлого года хозяйка помогла ему приобрести сапожную мастерскую. Говорят, сапожник он очень хороший... Изготовляет по заказам из узла кожаные элементы протезов... Живёт один, хотя имеет несколько учеников и подмастериев. Он младше голубятника-профессионалиста на пять лет.
- И какие выводы из этого следуют?
- Погодите, Прохор Лукич, с выводами... Я ведь почему припозднился. Мотался во все три деревни, там поискал голубятни. Голуби ведь должны же куда-то прилетать. Так вот, в только в двух деревнях сейчас есть голубятни, в третьей тоже раньше была, но сгорела прошлой зимой вместе с домом...
- Так может быть просто нагрянуть с обыском в те дома, в которых остались голубятни? Раненый разбойник должен же скрываться где-то поблизости. Много шансов найти следы его пребывания...
- А если наши предположения не верны?.. А если раненый разбойник всё-таки сумел из деревни уйти или, наоборот, уже преставился?.. К местым фельдшерам никто с огнестрельными ранениями за эти дни не обращался. Я их опросил... Так что следователь наверняка потребует более веских оснований для проведения обысков...
- Тогда я предлагаю нам пойти "ва-банк"...
- Это как?..
Проня посвятил околоточного в свой "вечерний план". Игнат Матвеевич в целом с планом согласился, только сначала наотрез отказался лезть под кровать. Проня с трудом удалось его убедить, что разговорить мальчика ему быстрее и легче удастся одному. Увидев постороннего человека, тот может застесняться и "замкнуться".
Гриша пришёл как всегда с тазиком воды и со свежим полотенцем. Проня, посылая его несколько раз до этого в галантерейную лавку, знал, что мальчик практически не грамотен и умеет считать только до 12. Поэтому том Брэма лежал на столе и был открыт на странице с самым красивым рисунком голубя. Привлечь внимание мальчика к рисунку не составило особого труда. Прапорщик прочитал вслух надпись под рисунком и несколько абзацев, посвященных описанию и повадкам птицы. Затем начался очередной вечер "вопросов и ответов":
- Голубей, значит, любишь, Гриша?
- Люблю, дядя Прохор! Особенно вот таких, как на картинке...
- Часто бегаешь небось на них смотреть?
- Ага...
- Не ругаются на тебя, когда ты со двора убегаешь без дела?
- А я и по делу бегаю туда... Меня тетя Агафья, которая на кухне главная, часто с записками посылает... У них же с дядей Спиридоном шуры-муры, любовь одним словом!..
Под кроватью что-то зашуршало. Гриша воскликнул:
- Ой, кто это тама?..
- Мышь наверное...
- Я мышей страсть как боюсь!.. Вам надо мышеловку, дядя Прохор, поставить...
- Поставлю, если принесёшь... А в записках-то этих что?..
- Там цифирьки обычно ну и разные слова... Тетя Агафья время пишет, когда сможет освободиться и прийти... Чтобы дядя Спиридон успел там подготовиться, то да сё... А слова эти про любовь-морковь, так тётя Агафья говорила... Ятобы дядя Спиридон мол всегда помнил, как она его любит.
- А ты время по часам определять умеешь?
- Не-а.. Я только по петухам...
Под кроватью опять раздался шорох. Гриша совсем напрягся:
- Ой, а вдруг там не мышь, а крыса?.. Я скоренькко сейчас же хозяйского Тишку принесу, он знатный крысолов у нас!..
Послесловие автора к художественной части этой публикации
Оставив сегодня "открытый финал" в отношении того, кто может быть злодеем из двух голубятников, предлагаю уважаемым читателям принять участие в квесте на эту тему и обоснованно ответить на следующий вопрос.
В какую их двух голубятен бегал Гриша с "криминально-любовными записками"?
Вечная Слава и Память всем защитникам Родины!
Берегите себя в это трудное время!
Подпишитесь на канал , тогда вы не пропустите ни одной публикации!
Пожалуйста, оставьте комментарии к этой и другим публикациям моего канала. По мотивам сделанных комментариев я готовлю несколько новых публикаций