Продолжение серии статей, посвящённых 90-летию московского троллейбуса.
Дальнейшим развитием конструкции ярославских троллейбусов явилось применение полуметаллического кузова обтекаемой формы взамен деревянного на старом шасси с максимальной унификацией узлов и механизмов. В результате удалось снизить массу машины до 8000 кг. Первый опытный экземпляр такого троллейбуса, получивший название ЯТБ-4А, поступил во второй троллейбусный парк Москвы в июне 1939 года и 17 июня вышел для опытной эксплуатации на маршрут №2. Машина была окрашена в зелёный цвет с бежевой обводкой подоконного пояса и бежевым «галстуком» на передке. Первый опытный ЯТБ-4А получил московский инвентарный номер 700.
11 сентября 1939 года в столицу прибыл второй опытный ЯТБ-4А. Вместе с первым троллейбусом, он вышел на маршруты №№2,4 2-го парка.
Как свидетельствовала газета «Московский транспортник», до конца 1939 года в Москву должны были поступить 18 ЯТБ-4А. Но серийное производство новых троллейбусов задерживалось. На 1 января 1940 года на инвентаре треста «Мостроллейбус» по-прежнему числилось 2 ЯТБ-4А.
Два первых серийных ЯТБ-4А поступили в Москву 1 ноября 1940 года в третий троллейбусный парк. По состоянию на 1 января 1941 года в Москве было 3 ЯТБ-4А (судьба одного опытного ЯТБ-4А, убывшего за 1940 год, пока остаётся неизвестной).
Нумерация серийных ЯТБ-4А в Москве началась с №800. По сравнению с опытными машинами, в конструкцию кузова внесли ряд изменений. Так, на передок вернулось окошко номера маршрутоуказателя. По линии маршрутоуказателей на передней части кузова разместились круглые габаритные огни.
Полностью на производство новой модели ЯАЗ перешёл в январе 1941 года. 8 новеньких ЯТБ-4А поступили в Москву с завода 7 марта 1941 года. Эти и последующие серийные ЯТБ-4А направлялись только в 3-й троллейбусный парк, где ставились на маршруты, проходящие по самому центру столицы: №№2, 3, 4, 7, 15. Серийные ЯТБ-4А несли на себе светло-зелёную окраску с бежевыми обводами окон.
27 марта в Москве было уже 13 ЯТБ-4А, 4 апреля – 20, 10 мая – 28. Последнее сообщение в мирное время о троллейбусах ЯТБ-4А прозвучало в газете «Московский транспортник» в номере за субботу, 21 июня 1941 года: «По улицам Москвы сейчас курсируют 28 новых троллейбусов ЯТБ-4А. В ближайшие дни столица получит ещё 10 новых троллейбусов».
Согласно довоенных планов, до конца 1941 года Москва должна была получить 70 ЯТБ-4А. Но вмешалась война. Последние 5 новых ЯТБ-4А 3-й парк получил 12 сентября 1941 года. Их поставили на маршруты №№4 и 15.
Во время Великой Отечественной войны часть троллейбусов ЯТБ-4А была эвакуирована из Москвы в Куйбышев. В 1941-1945 гг. было утрачено 6 ЯТБ-4А. На 1 января 1946 года в городе числилось 37 машин данной модификации.
По решению Моссовета от 31 июля 1945 г. авиазавод №82 Наркомата авиационной промышленности в Тушино начал производственно-восстановительный ремонт троллейбусов ЯТБ-4 и ЯТБ-4А, возвращённых в 1943 году из эвакуации в Куйбышев, и до того момента не работавших. При этом часть троллейбусов ЯТБ-4 при прохождении КВР получали новые кузова, аналогичные кузову ЯТБ-4А, которые строились здесь же, на заводе №82. При этом все ЯТБ-4, переделанные в ЯТБ-4А, получали инвентарные номера 800-го порядка вместо «родных» 600-сотых и 700-сотых.
В период с 25 августа 1945 по 17 сентября 1946 гг. Тушинский завод произвёл ремонт 100 троллейбусов ЯТБ-4 и ЯТБ-4А, после чего полностью переключился на постройку новых троллейбусов МТБ-82. За это время число ЯТБ-4А в Москве увеличилось до 57.
В 1948 году переделкой ЯТБ-4 в ЯТБ-4А занимался также МТРЗ. В 1948 году 33 ЯТБ-4 модернизированы в ЯТБ-4А, а их общее число в Москве выросло до 90.
В отличие от своих предшественников, ЯТБ-4А оказался сравнительно надёжной и долговечной машиной. Массовые списания троллейбусов данной модели в Москве начались только в 1950 году.
Последним пассажирским ЯТБ-4А в Москве был троллейбус инвентарный №842, завершивший свою карьеру в 3-м парке на маршруте №13 в 1952 году.
Статья написана по материалам и при консультативной помощи Сергея Анатольевича Тархова ©, за что ему огромное спасибо.
Предыдущие статьи цикла:
Троллейбус имени Лазаря Кагановича
Первый отечественный трёхосный троллейбус
Канал в Телеграм Всё, что движется от восьми авторов Дзена, пишущих на транспортную тематику.
Спасибо за внимание.