Если б я был султан,
Я б имел трех жен
И тройной красотой
Был бы окружен...
из к/ф "Кавказская пленница"
Выбирая голосового ассистента, вы прежде всего выбираете функциональные возможности тех девайсов, на которых он установлен.
Поэтому, если мы выбираем между Алисой, Салютом и Марусей, мы выбираем между устройствами Яндекса*, Сбера и Ростелекома*.
*Алиса и Маруся живут не только в колонках своих родительских брендов, но функционал голосовых ассистентов на девайсах других брендов ощутимо урезан, поэтому мы не будем их касаться здесь.
Прежде всего становится понятно, что, если вам ближе какая-то из данных экосистем, это существенная причина для выбора соответствующего голосового ассистента (далее ГА).
Например, в экосистему Ростелекома включен дочерний видеосервис Wink. Сам Ростелеком имеет тесное взаимодействие с сервисами VK group. Таким образом, если в качестве основного музыкального сервиса Вы используете VK музыку и/или Ваш интернет провайдер и поставщик телевизионного вещания – Ростелеком, стоит обратить внимание на Марусю.
В качестве приветственного подарка с покупкой капсулы и колонок с Марусей, вы получаете подписку на N месяцев на VK музыку и видео сервис Wink.
С помощью Маруси вы сможете переключать телеканалы и искать, и запускать фильмы в сервисе Wink.
С помощью Маруси вы сможете слушать и управлять воспроизведением музыки, подкастов и аудиокниг в ВК музыке. Более того, можно запускать основные плейлисты ваших друзей по VK соцсети.
Кто знаком с VK group, знает, что это не только музыка и социальная сеть VK. Сервис mail.ru дали экосистеме Маруси и интернет браузер и почтовый сервис, которыми Маруся умеет пользоваться и дает интересный функционал для потребителей этой эко системы.
У Ростелеком имеются собственные девайсы умного дома. Узкий ассортимент с акцентом на охранную систему. Полный функционал доступен только при наличии подписки.
Тем не менее, в умный дом с Марусей можно добавить список многих популярных в России брендов устройств умного дома. Их список уступает количеством только Яндексу.
Особая фишка сценариев умного дома с Марусей: возможность задавать повтор сценариев с периодичностью раз в год, а не только раз в день, раз в месяц и раз в неделю.
Маруся анонсировала возможность взаимодействия звонков и сообщений в мессенджере WhatsApp, но мне так и не удалось воспользоваться этим функционалом. Техподдержка Маруси за долгие месяцы так и не дала никакого ответа по этому поводу, так что этот вопрос повис в воздухе.
В то же время, если вы пользуетесь звонками и мессенджером от VK, данный сервис работает отлично. Разве что недоступной остается только видеосвязь. Ну и на качество звука мои абоненты, бывает, жалуются.
Кстати, друзьям в ВК можно и написать сообщения через ГА Марусю на капсулах и колонках.
Если у Вас имеется отдельная подписка на Литрес, Вы не сможете слушать на Марусе аудиокниги. Это доступно только в том случае, если у Вас оформлена данная подписка через сервис Wink. Это следует учитывать перед пролонгацией или покупкой абонемента Литрес, если Вы пользователь экосистемы Маруси.
Примечательно, что мне на ум не приходит ни одной функции, которая есть на капсуле с Марусей, например, но отсутствует на мини колонке и наоборот. За исключением уникальных аппаратных фишек, присущих исключительно капсуле – умение мурлыкать при поглаживании, и мини колонкам – показывать мимишные глазки и моргать.
Но здесь все моменты интуитивно понятны: если на капсуле нет сенсорного дисплея, на нем не может быть часов или подсветки или глазок.
Часы есть на всех мини колонках с Марусей и нет разделения на модели с часиками и без.
Аппаратное преимущество мини колонок с Марусей – аудио выход для физического подключения проводных наушников. Аналог есть только на станции Яндекс Макс и мини колонках Яндекс.
Без подписок на колонках и капсулах с Марусей недоступно прослушивание музыки из vk music. Музыку доступно слушать только выводом звука со смартфона, подключенного к колонке с Марусей по Bluetooth. Радио доступно всегда.
Управление основными бесплатными федеральными тв-каналами, если вы пользователь wink, будет доступно.
У Сбер нет собственных разработок, за исключением молодой в сравнении с Яндексом системы умного дома. Система умного дома от Сбер называется Салют. Салют также имя главного из трех персонажей экосистемы Сбера. Двух других персонажей зовут Джой и Афина.
Компания, которая занимается голосовыми ассистентами Сбера и умными устройствами, в которых они живут, называется Сбердевайсы. Сбердевайсы называют, как и всех прочих в экосистеме Сбера, - партнером.
К другим основным партнерам Сбера относятся видеосервис Окко и сервис для прослушивания медиаконтента Звук. Совсем недавно Звук назывался Сберзвук, но на момент написания статьи почти во всех названиях сервисов экосистемы Сбера исчезла приставка Сбер и сейчас существует только в сервисе Сбермаркет.
Вообще, в экосистеме Сбера три сервиса для шоппинга: Сбермаркет (акцент на продовольственные товары), Мегамаркет (аналог Озон и Wildberries) и Самокат. Среди которых можно и запутаться. Шопинг посредством сбердевайсов дело гиблое, но через обычный браузер на вашем ПК или через мобильные приложения Сбермаркет, Мегамаркет и Самокат с авторизацией через Сбер ID, имеют место быть.
Список совместимых с умным домом Салют брендов самый короткий среди трех рассматриваемых экосистем.
У Салют есть собственный хаб, работающий по zig bee протоколу, через который можно подключать напрямую некоторые устройства, работающие по нему. При отсутствии такого хаба, возможность прописки этих устройств в умный дом Сбера через сторонние приложения сохраняется.*
*Если сам бренд можно прописать в Салют.
Дополнительно к возможностям взаимодействия с ГА в рамках экосистемы Сбера я отношу Google календарь. Вводимые данные синхронизируются в Гугл календарь, из Гугл календаря Вам также доступны запланированные Вами встречи и дела. Удобно для использующих Google календарь.
И вот именно здесь я должна сравнить эту возможность с аналогичными возможностями в экосистемах Яндекса и Маруси, а точнее, с невозможностью использовать и/или синхронизировать с логично напрашивающимися сервисами – Яндекс календарем и календарем от Mail.ru. Внимание! О событиях, запланированных в Яндекс календаре и календаре от Mail.ru ГА – Алиса и Маруся – на колонках, станциях и капсулах сообщать вам не смогут!
Причем, автоматически подгружающиеся дни рождения всех ваших подписчиков на VK, будут откровенно замусоривать ваш список ненужными событиями. Поэтому от этой функции Маруси мне пришлось вообще отказаться.
Планы, напоминания и задачи, которые вы будете строить с Алисой и вовсе помещаются в некое эфемерное облако, визуального доступа к которому нет ни у кого. Настоящая загадка.
Кроме Google календаря на сбердевайсах есть собственный Сбер календарь. Вы можете планировать важное и в нем.
Иными словами, вы сможете узнавать от ГА о запланированных Вами делах и событиях из Гугл или Сберкалендаря. Но напоминания по времени на сбердевайсы из этих календарей не предусмотрены.
Вы можете просить поставить голосовые напоминание и у ассистентов Салюта и у Алисы и у Маруси.
Для звонков сбердевайсы с ГА Салют используют свой собственный сервис Джаз, и мне он показался интересным. Его единственный недостаток - низкая популярность, чаще всего на смартфонах установлены WhatsApp и Telegram. Хотя к видеовстрече может подключится любой человек со смартфоном и без приложения Джаз или Салют.
Основной и очень популярный сервис для звонков с поддержкой видео на сбердевайсах – Телеграмм. Работает он на сбердевайсах отлично. Другое дело, что видеосвязь в самом Телеграмм мало удобна и вызывает сложности. Пользователи на своих смартфонах предпочитают поэтому видеозвонки через WhatsApp, а не через Telegram.
Итак, на сбердевайсах доступны звонки через Telegram и Джаз.
Браузером по умолчанию является ныне собственный браузер Сбера, ранее называвшийся Rambler. Серфинг на сбердевайсах очень утомителен, не интуитивно понятен и может использоваться только при острой форме мазохизма.
Отличительная особенность экосистемы Сбера, не поверите, - взаимодействие со Сбербанком. Покупка медиаконтента и шопинг таким образом облегчаются.
Что примечательно, через все устройства Сбера с ГА можно управлять трансляцией и смотреть видео, для этого требуется либо иметь сбердевайс с экраном либо привязать сбердевайс к устройству с экраном (телевизор, например).
Но речь не о зеркалировании. Зеркалирование, причем только со смартфонов Huawei, поддерживается только Сберпорталом среди всех колонок и станций со всеми ГА и Сбер и с Марусей и с Алисой.*
*На момент написания статьи.
Важно! Разные сбедевайсы имеют разный функционал.
Как правило, это можно разделить на категории: сбердевайсы с собственным экраном (Сберпортал), медиаприставки (Сбербокс, Сбербокс Топ, Сбербокс Тайм), использующие сторонний экран и звуковые колонки (Сбербум и Сбербум мини).
В том числе, имею в виду доступность сторонних сервисов и приложений на этих устройствах и многое другое.
Но и это не все: большинство сбердевайсов управляется голосом без использования пульта, но часть голосом только с одновременным использованием кнопки вызова ГА на пульте. Это аппаратная особенность и с прошивками не меняется.
Система умного дома – часть приложения Салют! Умный дом, в нем не только управление умным домом, а вообще вся экосистема Сбера (кроме Сбербанка).
Все приложения, навыки, автоответчик, новости, шоппинг экосистемы, все находится в приложении Салют.
Мое субъективное мнение, что Сбер выбирает для себя позиционирование как премиального продукта с наиболее продуманным взаимодействием внутри своей эко системы.
Без подписок на видеосервисах, доступно смотреть медиа контент только на ютюб и через браузер на сбердевайсах. Музыку доступно слушать только выводом звука со смартфона, подключенного к сбердевайсу по Bluetooth.
Радио доступно всегда. Управление основными бесплатными федеральными каналами будет доступно, но с помощью голоса, как правило, никогда, только через пульт. Сбер отказывается в этом плане что-либо менять и отправляет с вопросами к техподдержке сторонних приложений: ОККО, Смотрешка, Звук.
Яндекс использует в качестве основных мультимедийных видеосервисов Кинопоиск и Яндекс музыку. Вы можете иметь разные подписки на разных сервисах либо использовать одну из Яндекс подписок.
Преимущество – возможность семейной подписки, включающей в себя до 4х человек.
Существует возможность слушать свои аудиокниги на сервисах Литрес и Букмейт. Аудиокниги на Литрес доступны через сторонний навык Алисы – Литрес. Для Букмейт есть дополнительно настраиваемая опция к подписке Яндекса, либо включенная в состав одной из существующих подписок Яндекса.
Используемый браузер – Яндекс.
Взаимодействие с сервисами у пользователя самое «размазанное» по приложениям. Так, для управления умным домом потребуется установить отдельное приложение – Умный дом с Алисой.
Список брендов умных устройств, которые можно завести в умный дом с Алисой самый впечатляющий. Но возможности управления и взаимодействия с данными умными устройствами часто мало эффективные. Если вы всерьез используете умный дом, то приходится создавать сценарии, а порой и управлять устройствами из приложений добавляемых брендов.
Если Вы захотите послушать свои книги на Букмейт (не относится к сторонним навыкам Алисы), то прежде требуется запустить приложение Букмейт, найти там название/автора аудикниги и попросить Алису или запустить уже через приложение Яндекс музыка эту книгу. Отдельно ее нужно лайкнуть или добавить в список избранного (если это требуется). Иным способом увидеть в списке слушаемые книги и свое избранное невозможно. Данные этих приложений не синхронизируются между собой (!).
Понятно, что с книгами на Литрес то же самое, но добавляется время на запуск самого навыка Литрес на Алисе и дополнительный диалог для запуска нужной вам книги.
Вообще с навыками Алисы много недоразумений. Это всегда чьи-то стартапы и очень часто не рабочие. По сторонним навыкам обращаться в техподдержку Алисы нельзя. Просто примите как данность.
Шопинг с Алисой невозможен ни в одной колонке и ни в одной станции, но есть возможность спрашивать у Алисы «Что с моим заказом в лавке?» и «Что с моим заказом на яндекс маркете?»
Зато можно с легкостью заказывать яндекс такси. Оплату нужно предусмотрительно настроить через отдельное приложение.
Ощущение, что Яндекс выпускает совершенно различные устройства, которые, как кажется большинству, должны обладать максимально схожим функционалом, но всегда нарушают ваши ожидания.
Так на одной станции у вас будет zig bee управление, на другой – нет. На одной будет запуск отдельных видов сценариев (!), а через любую другую – нет (Яндекс Миди).
Если у вас устройство с собственным монитором, это не значит, что вы сможете совершать звонки с одной станции на другую, видеозвонки через Телеграмм или управлять жестом и на том и на другом устройстве (Яндекс ТВ станция, Дуо Макс).
Если с Алисой на одной колонке вы можете познакомиться, чтобы она Вас узнавала и обращалась по имени, учитывала музыкальные предпочтения, это не значит, что на других это возможно (Дуо Макс).
О том, чтобы узнавать других членов семьи, тем более говорить не приходится (Дуо Макс).
Среди широкого спектра станций и колонок техническая возможность физически подключать проводные наушники есть только у станции Яндекс Макс и мини колонок Яндекс.
Мое субъективное мнение, что Яндекс наиболее демократичен в плане возможностей, но как все демократичное, не дотягивает до ожидаемого качества. Тем более, что цены на устройства Яндекса стали опережать даже Сберовские, и от этого внутренний конфликт между реальностью и ожиданиями критично нарастает.
Мой совет при приобретении станции или колонки Яндекс, не только внимательно читать инструкцию, но и перед покупкой уточнять напрямую в техподдержке производителя наличие или отсутствие тех или иных возможностей самого ГА и самого устройства.
На данный момент я столкнулась с различием в следующих функциях, которые могут не поддерживаться некоторыми станциями и колонками Яндекс (добавляю и то, с чем могут столкнуться и менее продвинутые пользователи):
- поиск и трансляция видео на смарт телевизоры;
- умение узнавать пользователя, персонификация по голосу;
- звонки через телеграмм;
- звонки на другие колонки/станции;
- поддержка zigbee протокола;
- поддержка активации сценариев по голосу;
- поддержка управления жестами;
- наличие/отсутствие анимации (часы, смайлы и анимация при общении);
- световые эффекты, Led-панель;
- возможность подключения через Bluetooth всех колонок и станций Яндекса (актуально для смарт тв на базе Яндекс и янтекс тв станций);
- возможность подключаться через Bluetooth к смарт телевизорам и к Яндекс тв станциям (не все колонки и станции могут подключаться к смарт телевизорам через bluetooth);
- наличие/отсутствие слота для подключения коаксиального кабеля (актуально для моделей телевизоров на базе Яндекса и Яндекс тв станций);
- наличие/отсутствие аудио-выхода для проводных наушников;
- наличие/отсутствие слота для подключения Eternet кабеля.
Уточняйте перед приобретением.
Без подписок музыка будет доступна только через трансляцию звука со смартфона на колонку/станцию через Bluetooth. Радио доступно всегда.
Без подписок остаются доступны просмотр кино и видео через youtube и браузер на колонке и станции, если она поддерживает функцию трансляции видео.
Есть важный аспект потребительских свойств для выбора среди колонок, станций и капсул с ГА Сбера, Яндекса и Маруси, - что для детской аудитории?
В этом плане у Яндекса кроме как среди сторонних навыков ничего нет.
Сбер предлагает целую детскую комнату с 3D сказками и отдельный раздел для геймеров от младшей детской аудитории до взрослых любых возрастов.
Маруся, с учетом отсутствия работы в видео формате, вообще максимально нацелена на детскую аудиторию. Это проявляется и во внешнем мимишном виде колонок, разнообразии цветов, так и в самом поведении и главных умениях самого ГА. Маруся умеет читать сказки, рассказывает обо всем на счете из школьной программы и знает ответы на все вопросы почемучек. Может знакомить со звуками животных, музыкальных инструментов и еще бесчетное количество навыков, которые не могут быть полезными никому, кроме как детям.
Возможно, что главным фактором, стимулирующим к покупке конкретного устройства, сработает именно сам характер ГА. Это немаловажно. Именно характер, голос и манера общения будут сопровождать любое ваше взаимодействие с устройством – домиком вашего ГА.
Алиса – всегда дерзкая и местами нахальная. Но ее голос приходится по душе большинству людей, особенно мужской аудитории. Мне, как женщине, не импонирует бесцеремонность и порой нежелание ГА подчиняться своей хозяйке, проявляя свой характер.
Вы можете обращаться к устройствам с Алисой, сменив имя на Яндекс. Это работает сразу для всех устройств вашего профиля, а, значит, если вы обладатель нескольких устройств Яндекса, с трудностями столкнетесь.
Маруся не имеет альтернатив имени. Ее главными недостатками являются принципиальная тугоухость и бедный лексикон. В беседе Маруся после своего ответа навсегда забывает то, что вы спрашивали или говорили перед этим и для поддержания диалога использует только заученные фразы, лишенные какого-либо содержания.
Ее преимуществом является максимальная доброжелательность. В любом случае если она растеряется, Маруся вас либо похвалит либо сделает комплимент либо извинится. Плохого слова вы от нее никогда не дождетесь.
У Салюта три персонажа, и все три, Салют с мужским голосом, Джой и Афина, - имеют отличительные черты характера, манеру общения, свой голос и свое имя, на которое откликаются. Это удобно, если поблизости размещены два сбердевайса. Джой среди всех самая веселая, а ее голос близок к голосу Алисы. Но все три персонажа, как и Маруся, никогда не огрызнутся в ответ. В персонажах используются разные речевые модели, поэтому ответы на один и тот же вопрос могут отличаться у каждого из них. Самые неординарные ответы дает Джой.
Ко времени написания статьи давно анонсированы GPT диалоги и с Алисой и с Салют, но по моему скромному мнению, они не заслуживают никакого внимания, чтобы серьезно к этому относится.
В моем опыте нет действительно удачных диалогов ни с одним из ГА и на данный момент я смотрю на них только как на оболочку функций, которыми пользуюсь. ГА далеко до очеловечивания и поэтому самое важное для меня в них доброжелательность, хороший слух, точное выполнение команд, возможность решать бытовые задачи (напоминания, таймеры, часы, почта, умный дом) и использовать для досуга (видео, музыка). Возможно, в один прекрасный день взаимодействие с ГА станет более осмысленным и полным, что даст тему для новой статьи.
Именно с этой позиции я и составила данный обзор, чтобы всем было легче определиться, какое же именно устройство и какой голосовой ассистент подходит именно вам!
#сбердевайсы
#умный дом
#алиса
#маруся
#джой
#голосовой ассистент
#искусственный интеллект
#gpt
#искусственный разум