Преподобный Савва Освященный
18 декабря по новому стилю
Кто побывал на Святой Земле, особенно в составе паломнических групп, непременно должен был посетить Великую Лавру или монастырь Саввы Освященного, который вот уже на протяжении 1500 лет является оплотом православия на Ближнем Востоке. Все паломнические маршруты обязательно проходят через эту величайшую святыню православного мира. В ней подвизались, помимо основателя, такие столпы Православия, как св. Иоанн Дамаскин – автор большинства церковные песнопений и прочих богослужебных текстов, св. Стефан-чудотворец и многие другие.
Лавра находится в центре Иудейской пустыни на западном склоне потока Кедрон. В древности здания, скиты, кельи монахов и прочие сооружения занимали оба склона, растянувшись примерно на два километра.
В обители строгий устав. Принимают пищу один раз в день и не моются. Однако Божьим устроением в монастыре удивительно чистый воздух и никаких посторонних запахов никогда не бывает.
Основана обитель в пятом веке в период наибольшего рассвета монашества величайшим подвижником, устроителем монашеского жития преподобным Саввой, которого за его великие монашеские подвиги назвали Освященным.
Как повествует житие святого, составленное святителем Димитрием Ростовским, преподобный Савва родился в тридцать первый год царствования греческого императора Феодосия Младшего в стране Каппадокийской, в селе Муталаска, в Малой Азии (территория нынешней Турции). Родители преподобного, Иоанн и София, были люди благородные и благочестивые. Когда ребенку минуло пять лет, они отправились в Александрию. Иоанн находился на царской службе и имел высокий воинский чин. По Божию провидению, Савва был оставлен родителями на попечение дяди Ермия, брата его матери. Отроку приходилось много терпеть от сварливой и своенравной жены дяди и, наконец, он вынужден был уйти к другому дяде - брату своего отца Григорию, жившему в соседнем селе. Вследствие этого возникла вражда между дядями Саввы. Родители его долго оставались в Александрии, а Ермий с Григорием ссорились между собою, и каждый из них хотел не столько иметь у себя отрока, сколько попользоваться имуществом его отца. Блаженный отрок, еще с юного возраста отличавшийся зрелым разумом, видя раздоры и свары своих дядей, отказался от всего имущества и удалился в находящийся неподалеку монастырь святой Флавианы. Мальчику шел тогда восьмой год. Он вскоре изучил псалтирь и прочие книги Священного Писания, преуспевал в добрых делах и во всем следовал иноческому уставу.
По прошествии некоторого времени дяди Саввы примирились и попытались уговорить его вернуться в отцовское имение, чтобы в дальнейшем вступить в брак. Но он отверг все их предложения.
Он так преуспел в посте и молитвах, что был удостоен дара чудотворений.
Однажды произошел такой случай. Один брат тамошней обители, который имел послушание печь хлебы, сильно промок от дождя. Время было зимнее, солнце не светило, и ему негде было просушить одежду. Тогда он решил положить ее в хлебную печь на дрова и забыл о ней. Немного времени спустя, братия собрались печь хлебы и затопили печь, не зная, что пекарь положил туда посушить одежду. Когда дрова уже сильно разгорелись, пекарь вспомнил о своей одежде и очень горевал о ней. Был тут и блаженный Савва. Увидев опечаленного брата, он, осенив себя крестным знамением, бесстрашно вошел в топившуюся печь. И вот совершилось явное чудо. Как некогда отроки в печи вавилонской не сгорели по своей вере (Дан., гл. 3), так и отрок Савва вышел из печи невредимым с нетронутой огнем одеждой брата в руках. Его собственная одежда также осталась неопаленной. Иноки, увидав такое чудо, ужаснулись, и говорили друг другу: «Каков будет этот отрок в будущем, если он, будучи совсем юным, уже сподобился от Бога такой благодати!»
В 17 лет Савва принял монашеский постриг.
Проведя десять лет в обители Флавианы, он решил пойти в Иерусалим поклониться святым местам, посетить отцов, живших там в окрестной пустыне, и найти себе место для пустынножительства. Он прибыл в монастырь святого Пассариона и был принят архимандритом Елпидием и поручен руководительству некоего старца Каппадокийского. Затем он направился в обитель преподобного Евфимия Великого. Но преподобный Евфимий направил Савву к авве Феоктисту, настоятелю близлежащего монастыря со строгим общежительным уставом. В той обители пробыл преподобный Савва послушником до 30-летнего возраста.
В этом монастыре подвизался один брат по имени Иоанн. Родом он был из Александрии. Однажды он получил известие о смерти своих родителей и стал докучать игумену Феоктисту частыми просьбами, чтобы тот отпустил его в Александрию. Он просил также отпустить с ним и Савву, поскольку они были дружны и последний мог оказать ему необходимую помощь в дороге. Феоктист уступил настойчивым просьбам инока и отпустил его и Савву в Александрию. Когда они прибыли в этот город, сразу стали хлопотать по устройству оставшегося после умерших имения. И вдруг случилось непредвиденное. Родители блаженного Саввы, проживавшие в Александрии, встретив иноков, узнали в одном из них своего сына. Со слезами они начали уговаривать Савву снять чёрные одежды и надеть светлые, последовать примеру отца и поступить на военную службу. Савва тоже был растроган такой неожиданной встречей, однако, придя в себя, сдержал в себе естественную любовь к родителям, отверг их настойчивые мольбы и слёзы и привел им слова из Священного Писания: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10:37-38). Затем он добавил: «Как же я могу предпочесть вас Богу, военную службу мирскую - воинству духовному? Если и земные цари карают воинов, убежавших из полков, то тем более Царь Небесный не пощадит тех, которые вписались в Его славное воинство и потом убегают из избранного полка».
На прощанье он еще более резко прибавил:
«Если вы будете продолжать уговаривать меня покинуть прекрасное воинство Христово, то я не буду более называть вас своими родителями».
Тогда Иоанн и София, увидев, что сердце сына их непреклонно, перестали его уговаривать и с горькими рыданиями, скрепя сердцем, отпустили его. При расставании они просили его взять что-нибудь на дорогу и предложили ему сорок золотых монет, однако он ничего не хотел брать. Чтобы совсем не обидеть своих родителей, он решил взять три монеты, которые, возвратившись в монастырь, отдал в руки игумену Феоктисту.
После смерти старца Феоктиста, его преемник благословил преподобного Савву затвориться в пещере. Лишь в субботу святой покидал затвор и приходил в обитель, участвовал в Богослужении и принимал пищу. Савва подвизался в пещере в течение 5 лет.
Жизнь его в пещере проходила таким образом: пять дней он постился, не вкушая ничего и не выходя из затвора; занимался он плетением корзин и непрестанно молился. С наступлением субботы, рано утром, выходил из пещеры в монастырь, неся с собою пятьдесят сплетенных им корзин. В субботу и воскресенье участвовал в общей молитве и, подкрепив свое тело пищею, вечером в воскресенье опять уходил в пещеру, захватив необходимое количество финиковых ветвей для дальнейшей работы.
Преподобный Евфимий внимательно следил за жизнью молодого инока и, видя, как он духовно возрос, решил взять его с собой в пустыню Рув, что у Мертвого моря, на весь Великий пост. Они вышли в 14-й день января и пребывали в ней до Вербного воскресенья. Преподобный Евфимий называл святого Савву молодым старцем и заботливо воспитывал его в высших иноческих добродетелях.
Когда преподобный Евфимий отошел ко Господу, святой Савва ушел из Лавры и поселился в пещере близ обители преподобного Герасима Иорданского (память 4 марта). Через несколько лет к преподобному Савве стали собираться ученики - все, кто хотел иноческой жизни. Так возникла Великая Лавра. По указанию свыше (через огненный столп) иноки устроили в пещере церковь.
Преподобный Савва основал еще несколько обителей. Многие чудеса были явлены по его молитвам: среди Лавры забил источник, во время засухи пролился обильный дождь, происходили исцеления больных и бесноватых. Преподобный Савва написал первый устав церковных служб, так называемый "Иерусалимский", принятый всеми Палестинскими монастырями.
Святой мирно преставился к Богу в 532 году.
Житие преподобного было написано его современником Кириллом Скифопольским. В 1256 году мощи св. Саввы были вывезены в Венецию и помещены в церковь Сан Антонио. 12 ноября 1965 года мощи были возвращены обратно в Великую Лавру. В Венеции остался монашеский крест преподобного, основу которого составляет часть Животворящего Древа, оправленная в серебро. Мощи св. Саввы почитаются как нетленные. Об этом пишет составитель его первого жития Кирилл: «Тело его до настоящего дня сохранилось во гробе в целости и нетлении. Это я сам своими глазами видел в прошедший индиктион». Нетленные мощи преподобного Саввы в начале XII века видел и русский паломник игумен Даниил.