Найти тему
Школа Вокала.

Великий педагог видел причины упадка искусства пения в том,что ученикам не хватает терпения при обучении искусству пения.

Станислав Максимович Сонки (1844– 1941), был истинным знатоком Итальянской школы пения, учеником Ф. Ламперти, певцом оперных театров Италии, Англии, США. Многие годы преподавал в России, где и была издана его основная работа «Теория постановки голоса в связи с физиологией органов, воспроизводящих звук».

В этом труде Сонки попытался доказать на основе научных сведений, что Великая Болонская школа является «самой рациональной и верной».

Книга явилась для своего времени выдающимся трудом, в котором была сделана попытка научно обосновать методы преподавания пения итальянской школы.

Староитальянская школа является, действительно, самой рациональной и верной, потому, что она именно и опирается на физиологические данные.
С. М. Сонки

Все издания книги С. М. Сонки содержат анатомо-физиологические очерки, снабженные многочисленными иллюстрациями, объем которых значительно возрастает от первого издания (1885) к последнему (1925).

Итак.

Первое, на что хочу обратить ваше внимание: автор всю жизнь совершенствовал свой труд!

Старая итальянская школа или Великая Болонская школа, как показывают научные наблюдения разрешает все задачи образования красивого певческого звука.
В первом, втором, третьем и четвертом издании я старался научным образом объяснить все функции гортани и резонатора при издавании певческого звука по этой методе.
В пятом издании я добавил подробную научную обработку дыхания, рекомендуемого старой итальянской школы.


Второе, что до него с научной точки зрения никто это не описывал.

Немногие из педагогов того времени занимались специальным изучением анатомии, физиологии, акустики и подводили под них строго научную базу. Именно этим, в первую очередь, выделялся Сонки на общем фоне эпохи.

Сегодня вокальное искусство пополнилось основательными исследованиями: это труды Л. Б. Дмитриева, В. П. Морозова, А. Г. Стахевича, В. И. Юшманова, С. Б. Яковенко, А. С. Яковлевой, Л. К. Ярославцевой. Некоторые из перечисленных авторов упоминали в своих исследованиях труд С. М. Сонки, но специального внимания его наследие не получило.

Дыхание - это нижнерёберное-диафрагматическое, которое принято называть диафрагматическим, до сих пор никем подробно не было описано ни с эмпирической, ни с научной точки зрения. Я решился на подробное научное описание этого типа дыхания в надежде, что принесу пользу искусству.
Этот тип дыхания- единственный!

Особое внимание в методе С. М. Сонки уделяется правильному дыханию (короткий вдох и экономный, равномерный выдох), как важнейшему условию «рациональной» постановки голоса и основе хорошей фразировки, что естественно для итальянской школы.

Не менее существенными факторами являются правильное положение губ и рта при пении разных гласных, соответствующее укладывание языка, приподнятое мягкое небо перед атакой звука, непроизвольное положение гортани, освобожденная нижняя челюсть, отсутствие мышечных зажимов, взаимосвязь и уравновешенность резонаторов, выработка ровности звучания голоса на всем диапазоне, ощущение «ядра звука» под верхними зубами, четкая дикция, отсутствие форсировки. С. М. Сонки

Третье. Автор считает причиной упадка качества вокала качество дыхания. Получается это было в период от первого издания в1885 до последнего в1925.

Я глубоко убеждён, что одно из главных причин упадка искусства пения в настоящее время является то обстоятельства, что этот дыхание не всеми учителями преподаётся ученикам, из-за чего столько хороших голосов пропадает зря.

Четвертое. Конечно, дело не в одном только дыхании и автор указывает еще на ряд причин:

  • в злоупотреблении голосом в детстве и особенно в период мутации
  • неестественной постановки голоса
  • злоупотреблении голосом в начале изучения пения
  • в преждевременной артистической деятельности, отчасти являющееся последствием направления новейших оперных произведений, отчасти вызванной тем, что учащимся не достаёт терпения для полной обработки голоса.

Вывод: Голосу надо время, а ученики слишком спешат и хотят все и сразу.

Все торопятся и тогда, и сейчас.

А у голоса свои темпы и лучше их учитывать.

Все в своё время, поэтому не спешите штурмовать высоты ,хотя это не просто.

Слушайте свой организм и если,что-то не идет, то дайте себе передышку.

«Кто идет тихо, тот идет вперед»

В основе Метода Сонки лежит строгое следование принципу постепенности в усложнении вокального материала и стремление к достижению и сохранению высокого уровня технической оснащенности певческого голоса.

Прочная основа вокальной техники всегда закладывается на первоначальных этапах обучения. Основное педагогическое кредо Сонки : «надо помогать природе, а не идти против нее».

Еще подробнее ОБ АВТОРЕ.

Сонки Станислав Максимович.

Известный вокальный педагог и методист, артист оперы (баритон).

Пению обучался в Милане у профессора Миланской консерватории Ф. Ламперти. В 1876 г. дебютировал в партии Риголетто в одноименной опере Дж. Верди. До 1884 г. выступал на оперных сценах Италии, Англии, США и других стран.

Рано был вынужден оставить сцену и в дальнейшем посвятил себя вокальной педагогике и методике. Изучал анатомию, физиологию, акустику певческого голоса, ларингологию, знакомился с методологией вокальной педагогики в Париже и в Вене.

В 1885 г. организовал в Милане курсы пения. С 1888 г. жил в России, где вел активную педагогическую работу. В 1908 г. вместе с А. Зилоти и Н. Финдейзеном организовал Общество друзей музыки; в 1911 г. организовал и возглавил Вокальное общество. После Октябрьской революции 1917 г. часто выступал с лекциями и докладами по методике сольного пения. В 1925 г. организовал научно-вокальную секцию при Ленинградском центральном доме искусств; в 1928 г. секция была реорганизована в самостоятельное научно-вокальное общество.

С. М. Сонки внес значительный вклад в историю становления русской вокальной школы; его деятельность содействовала развитию методики сольного пения в России.

С. М. Сонки также был автором статей по вопросам вокальной методики.

Например,

  • «Деятельность мышц при открывании и закрывании голосовой щели - теория напряжения голосовых струн при издавании звука»(«Русская музыкальная газета», 1909),
  • «О резонаторах звука образуемого в гортани» («Голос и речь», 1912),
  • «Педагогика пения. Преподаватели и учащиеся» («Голос и речь», 1913),
  • «Как преподают пение?» («Жизнь искусства», 1925).

В число его учеников вошли многие известные отечественные оперные певцы: С. А. Борисоглебский, С. В. Брыкин, А. Д. Вяльцева, В. И. Лазарев, А. И. Маклецкая, М. Г. Цыбущенко и другие.

Борисоглебский Сергей Алексеевич Большой театр 1895 - 1908 Мариинский театр 1892 - 1895
Борисоглебский Сергей Алексеевич Большой театр 1895 - 1908 Мариинский театр 1892 - 1895

Методы его преподавания давали превосходные результаты, что подтверждалось и специалистами, и критиками, и публичными выступлениями учеников.

Пение
3339 интересуются