Найти тему
Спроси учителя

Зри в корень!

Оглавление

Однажды меня постиг педагогический казус. Я спросила ученика: "Почему ты не проверил слово и написал птИнец"? А он ответил: "Я проверил! ПтИца!" Я ответила, что забор плетнём не проверяют, мол. Но ребёнок не виноват! Для него птенчик и птичка - родственники...

Подчас довольно сложно в русском языке различить чередование в корне и не менее сложно подобрать проверочное слово, не промахнувшись. Это на бумаге легко написать, что, дескать, корень содержит основное лексическое значение всех однокоренных слов! А на практике?

На практике всё гораздо сложнее. Почему такие слова, как принёс, унёс, разнёс и вынес - однокоренные, а сидел и сел нет? Как здесь разобраться? Почему выздороветь нельзя проверить словом выздоравливать? А болото и заболачивать почему? Что за ерунда! Ведь лексическое значение в корне одно и то же!

Попробуем чуть-чуть приоткрыть завесу тайны.

Все слова в русском языке можно разделить на три группы:

корень содержит чередование;

корень не содержит чередование и есть проверочное слово к нему;

корень не содержит чередования, но проверочное слово подобрать нельзя.

Во-первых, если вы не знаете, как слово написать, смотрите в словаре толковом! См. здесь об опасности орфографического словаря для бестолковой проверки.

Во-вторых, надо прочно выучить все корни, в которых наблюдается чередование, и знать, как их "проверить". Только правилом! Ни в коем случае не подбираем корень с проверяемой ударной гласной, потому что проверка наша окажется "вредной".

Корни с чередующимися гласными:

-2

Помните, что корни имеют определённое значение. Например, в словах гореть, загорать есть чередование, в словах: горевать (горе), гористый (горы) - никакого чередования нет, так как они не имеют отношения к высокой температуре. Зато творог, творчество, стихотворение и тварь - все происходят от глагола творить.

-3

В этой группе необходимо обратить внимание на корень -СКОЧ-(-СКАК-). Необходимо различать значения и написания слов: заскОчить и заскАкать.

Я заскАчу – начну скакать.
ЗаскОчу – зайду ненадолго.
ПерескАчу – обгоню.
ПерескОчу - перепрыгну
-4

Опять же обратите внимание на значение корней. Замер - замирал (остановился). Но замерял (примерка), примирял (мир) - чередования нет.

-5

Но это ещё не все чередования в русском языке.

-6

Конечно, вероятно, никто не станет проверять словом "смять" сминать, чтобы написать после проверки: "Смянать". Но вот написания типа смЕнать встречаются. Так что не лишним будет запомнить, что Е и А не чередуются между собой в русском языке.

И последнее чередование, которое вызывает много вопросов.

-7

Подбирая однокоренные слова для проверки, убедитесь, что они действительно однокоренные!

Выше приведены основные случаи чередования гласных в корнях слов. Если вам покажется, что вы открыли в русском языке новое чередование, сначала убедитесь в том, что корни на самом деле имеют общее лексическое значение!

-8

Желаю удачи! Подписывайтесь на канал, задавайте свои вопросы.