- Мда, неутешительные размышления, - усмехнулась Кира с горьким сарказмом. - Неужели только неблагоприятные условия жизни подталкивают человечество к эволюции. К развитию. А как же то утверждение, что человек произошел от обезьяны, взявши палку в руки, и, начав трудиться? Что труд облагораживает? Что только труд делает человека человеком? Значит, мы все ошибались? Значит, нам обманули? В детстве? А-а-а-а!? Значит ли это, что человек произошел именно от той обезьяны, которая, лишившись комфортного существования, уже не смогла сорвать банан с ветки, поскольку бананы вымерзли? Тогда можно конкретизировать учение Дарвина, и акцентировать внимание на том, что человек эволюционировал из обезьяны из-за холода. Из-за изменившихся в худшую сторону условий жизни. То есть, в первую очередь из-за холода, повлекшего за собой необходимость трудиться. Правильно?
Марк Генрихович весело рассмеялся, глядя на спутницу удивленными глазами.
- Вот-вот, дорогая моя! Так и есть! Вы абсолютно правы! В ЭТОМ я с Вами полностью согласен. Значит, не человек начал в последствии осваивать неблагоприятные для жизни территории. А ХОЛОД сам захватил те земли, на которых безбедно проживали обезьяны. И все-таки, обратите внимание на этот удивительный водопад! - без перехода и смысловой связки прекратил он свои разлагольствования на вечную тему происхождения человека. Научную. И ... Духовную.
- Я очень люблю водопады, мой дорогой друг,- сразу же поддержала новую тему разговора она. - Я люблю реки. И очень люблю водопады. Этот ОЧЕНЬ красив! Напоминает мне новогодний дождик, струящийся в реке. Хотя самое главное его отличие, это, конечно, пышная тропическая растительность вокруг. А ВЫ не были на НАШИХ приморских водопадах? - не отрывая взгляда от серебряного потока журчащей воды, поинтересовалась Кира.
- К сожалению, нет, душа моя, - слегка рассеянно, задумался он. - Как-то не приходилось. Видите ли, сам я не таежник. Не лесной человек. Не знакомый с этой стороной жизни. Я - примитивный горожанин. А вот так, чтобы с кем-то собраться и поехать посмотреть на наши местные дальневосточные чудеса ... У меня-то, к сожалению, и компании-то такой никогда не было. Нет знакомых таежников.
- Что Вы, Марк Генрихович! У нас в Приморском крае даже несколько знаменитых на всю Страну водопадов. Мы с Вами в летний период обязательно съездим. Начнем с ближайших, со Штыковских. Там невероятно красиво! Скалы, как будто бы вырезаны рукой человека в огромные кубы и, составлены осторожночко друг на друга. Как детский конструктор "Лего". Вам понравится! Я в этом уверена! А потом потихоньку будем дотягиваться до дальних. Один из самых дальних -это Черный Шаман на Амгу. Самый высокий из всех. Только вот я не помню, в России или все-таки на Дальнем Востоке. И с высотой могу ошибиться - или сто семьдесят метров, или двести семьдесят. Я уверяю Вас, наши водопады очень хороши и зрелищны! Правда, клещей очень много в тех местах. Я их сильно боюсь. Надо правильно выбирать время поездки. Ближе к августу. Или даже лучше в сентябре. Когда они менее активны. Весной очень опасно.
- Я надеюсь, душа моя, что Вы меня обязательно познакомите с чудесами нашей Дальневосточной тайги, - с жаром воскликнул мужчина, отводя объектив фотоаппарата в другую от водопада сторону, и, направляя его на изумрудную лужайку. - Мне кажется, что таежные путешествия мне понравятся так же сильно, как морской круиз на Принцессе. Просто я никогда раньше не думал об этом. Не знал, что можно путешествовать по нашей тайге.
Парк был великолепен. Посреди природной пышной тропической растительности, сделанный руками человека, парк привлекал внимание своей ухоженностью. Хотя было не совсем понятно, зачем парк в джунглях? С какой целью люди его создали? Если все равно здесь никого нет. Никто не гуляет. Никаких лавочек для отдыха.
- Может быть, приносят с собой коврики, расстилают и отдыхают прямо на травке? - спросила она спутника, любуясь изумрудной, коротко подстриженной травкой. - Приносят коврик, бутерброд, книжку. И отдыхают на этом прекрасном месте?
- Не думаю, - тут же возразил Марк Генрихович, сосредоточенно созерцая окрестности, и, отрицательно покачав головой. - Кому здесь отдыхать? Торговцы с базарчика явно этого делать не будут. Им условия жизни и быта не позволяют. Путешественникам с Принцесс, таким, как мы с Вами, на это времени жалко. Потому что у нас всего четыре часа на здешнюю остановку. А местные, судя по всему, живут очень далеко отсюда. И предпочитают другие места отдыха.
Марк Генрихович еще раз обернулся вокруг своей оси, пристально вглядываясь во все стороны, наслаждаясь кусочком искусственно созданной красоты в условиях пышных джунглей.
- Скорее всего, дорогая Кира, этот парк имеет чисто эстетическое назначение, - сделал мужчина еще пару-тройку удачных снимков. - Никто здесь не отдыхает. А так, чтобы глазу приятно было посмотреть, из природной полянки сделали парк, слегка приведя его в порядок. Облагородив, так сказать. Вот смотрите, и лестница куда-то ведет. Или откуда-то, - обратил он внимание женщины на достаточно современное сооружение из железа и бетона.
- Обычная такая городская лестница, - скептически скривив подкрашенные розовой помадой губки, пробормотала она. - Ничем не примечательная. Разве только тем, что находится в парке, ... который в джунглях, ... которые на Ямайке. Я бы никогда не обратила на нее внимание. Куда, интересно, она ведет ... , - Кира резко обернулась к спутнику, продолжающему фотографировать все подряд. - Знаете, дорогой мой, мне всегда интересен один и тот же вопрос. Например, еду я по шоссе, и в лес уходит примыкающая красивая дорога. А меня разбирает любопытство. Мне сразу становится невыносимо интересно, куда ведет эта красивая дорога. Что там в конце ее пути? И хочется немедленно поехать, и посмотреть. Но, в силу того, что постоянно торопишься, и не успеваешь, и едешь куда-то по срочным делам, мне так ни разу и не удалось осуществить свое желание, удовлетворить свое любопытство. А подобных красивых дорог встречается у нас на пути бесконечное множество.
- Вот и сейчас Вам точно так же хочется уточнить, куда же ведет эта лестница, правильно?- довольно рассмеялся мужчина. - И у нас опять нет на это времени, поскольку стоянка на Ямайке крайне короткая. И не хотелось бы опоздать на корабль. А посмотреть еще много чего необходимо?
- ВЫ правы, дорогой друг, все ТАК и есть, - улыбнулась она ему в ответ. - И еще! Хотелось бы уточнить для Вас один момент по факту нашего здесь пребывания! Мне всегда очень обидно, когда я вижу, какие растения растут у них в тропиках просто на обочинах дороги. Вот, смотрите, эта пальма похожа на Цикус, который я уже многие годы выращиваю дома, а он все не цветет и не цветет. Конечно, может, это и не он, но очень похож. А рядом, смотрите, плоские и длинные листы. Это, по видимому, банана-три, банановое дерево. Хотя, банан - это и не дерево вовсе. Говорят, просто трава. Я столько времени искала росточки. С трудом купила у нас в городе в магазине два малыша. А они отказались у меня расти и погибли. Здесь же растут просто так. Как бурьян. И никто за ними не ухаживает, - вздохнула она с огорчением, вглядываясь в глубину кустистых зарослей, пытаясь на вид по форме листьев определить знакомые растения, которые мы у себя в России называем "комнатными". И выращиваем для красоты.
- Ну, здесь они дома, - мягко улыбнувшись, усмехнулся Марк Генрихович, успокаивающе похлопав ее по плечу. - Дома им хорошо. Видимо, дома лучше. Даже и без лишней заботы. И без тщательного ухода. Только потому, что ты живешь дома. Там, где тебе хорошо.
- Какая простая логика в Ваших словах, Марк Генрихович, - легонько повела плечом под его рукой Кира. - Значит, наш ДОМ там, где нам ХОРОШО. Или, напротив, ТАМ, где нам хорошо, там и ЕСТЬ наш дом. А? Противоречие на лицо. Или нет никакого противоречия?
- Мда ... Вы, оказывается, еще и демагог, душа моя, - добродушно акцентировал свое внимание на этом моменте мужчина. - Вы лучше посмотрите, какие плоды на дереве. Это дерево или пальма? Что это за плоды? Как Вы думаете? Папайя? Гуава? Я совсем не разбираюсь в тропических фруктах. А, впрочем, и неважно! Сейчас важнее принять очень ответственное решение. У нас с Вами до отплытия всего два часа. До города на такси сорок минут езды. И обратно сорок. Стоит ли нам ехать на осмотр города, который мы видели издалека, или пойдем на пляж, и попробуем искупаться, позагорать еще и на ямайском бережку?
- Вывод очевиден, - огорченно вздохнула она - К сожалению, ехать в город смысла нет. Слишком времени мало. Мы не успеем ничего осмотреть, а вот риск опоздать на корабль очень большой. На таксистов - никакой надежи, никакой гарантии! Зря мы с Вами на этот рынок соблазнились. И не купили ничего. И время потеряли. А можно было город осмотреть, хотя бы беглым взглядом. И для Вашего фотоаппарата нашлась бы работа. Вдруг там есть и промышленное развитие, и технический прогресс? А мы просто на людей наговариваем. Почем, зря?
- Ну, а что нам переживать, душа моя? Не надо расстраиваться! - взглянул на нее Марк Генрихович наивным детским взглядом, округлив при этом глаза. - То, что не успели сейчас, сделаем в следующий раз! Будет ради чего вновь сюда вернуться! Зато следующее наше путешествие организуем с учетом ошибок и недочетов данного опыта.
Кира весело рассмеялась, с легким укором глядя на него.
- Мы еще только-только начали путешествовать, а Вы уже планируете следующее плавание на белоснежном кораблике? ВЫ - неутомимый спутник! Можно только позавидовать Вашей энергии и жизнерадостности.
Марк Генрихович с готовностью закивал головой, соглашаясь с ней во всем.
- Так и есть, дорогая Кира! Чего ради нам с Вами теперь дома сидеть? Надо научиться распределять время таким образом, чтобы большая его часть уходила именно на путешествия. Дома мы и так с Вами всю жизнь просидели. А сейчас для нас пришло время путешествий! Приключений! Развлечений!
На этой самой воодушевленной ноте и доставил их таксист на морской пляж, предназначенный, в основном, для пассажиров Принцесс, жаждущих дикого отдыха на песчаном пляже Ямайки. Местные здесь не отдыхали. Слишком далеко добираться. Местные здесь только работали. Выдавали пляжные принадлежности. Собирали с туристов оплату за посещение. Продавали местные напитки, фрукты и сладости.
В море впадала прозрачная речушка, в которой хотелось бы ополоснуться после морских купаний. Чтобы морская вода, высыхая, не раздражала кожу, оставаясь на ней светлыми белесыми соляными разводами.
Кира, раздевшись, и, сбросив вещи на песочек, поспешила к воде. Надеясь, что купание будет таким же освежающим и приятным, как в Майами. Но ожидания не оправдались. Коснувшись пальчиками ноги мутноватой воды, она ощутила, что вода слишком теплая. Невероятно высокой температуры. Для моря.
- А мутная, очевидно, потому что народу очень много, - пояснила она Марку Генриховичу, стоящему у нее за спиной. - Народ ходит туда-сюда и воду баламутит.
- Не похоже, - возразил мужчина, и отрицательно покачал головой, осторожно заходя в воду по колено. Густой ил, толстым слоем покрывающий все дно, мгновенно всколыхнулся, еще больше замутив теплую воду. - Ну, вот Вам и разгадка, - обернувшись к спутнице, с пониманием опять кивнул он головой. - Дно очень илистое. Ила сантиметров десять. Знаете, дорогая моя, у меня был такой неприятный опыт купания в нашем море, за Шкотово. Вот у них такое же илистое дно, несмотря на открытую бухту. Невозможно купаться! Только ила там еще больше. Сантиметром тридцать. Совершенно неприятное ощущение, как будто принимаешь грязевые ванны. Вам будет удобнее подождать здесь, на берегу. Я пройду дальше, разведаю обстановку. Надеюсь, что на глубине ила нет.
Но, к сожалению, надежды не оправдались. Глубины не было. Все дальше и дальше от берега шла бесконечная отмель. Примерно по грудь. Кое где по пояс. Более того! Кира неоднократно наступала ногой на скользкие ветки, хворостинки, плавающие в густом илу. Босые ступни неприятно саднили.
- Как-то странно, а? - пробормотала она вполголоса, обращаясь к Марку Генриховичу, но, нисколько не надеясь, что он, ушедши далеко вперед, ее услышит. - Приехать за тридевять земель к теплому, почти горячему морю Ямайки, и с грустью и тоской вспоминать холодное, прозрачное Японское море с его скалистыми берегами.
Мужчина тихонечко захихикал, прижав ладошку ко рту, и, продолжая осторожно пробираться через толщи ила к более глубокому и дальнему пространству, еще надеясь, найти достаточно чистую воду, чтобы окунуться.
- Вот еще немного, Марк Генрихович, и Вы достигните Принцессы, - ободряюще кивнула ему головой Кира. - Придется матросам затягивать Вас на борт баграми. Только вот одежда и документы наши остались на берегу. Так что придется возвращаться обратно по этой вязкой грязи. И споласкиваться в прохладной речушке. Кстати, - хитренько хихикнула теперь уже она. - У речушки стоит табличка - Заходить в воду и купаться категорически запрещено! Видимо, много желающих. Или местные аборигены таким образом охраняют свое право на продажу воды всем желающим смыть ил местного пляжа перед возвратом на Лайнер. Дабы не тащить всю грязь Ямайки в каюту.
- Вынужден согласиться с Вами, душа моя, что все-таки лучшее место, которое мы сегодня лицезрели, это, как раз, прохладный прозрачный водопад, в котором неплохо было бы и освежиться, а? Как Вы считаете?
- Нам приходится только хихикать над собственными разочарованиями, дорогой мой, - улыбнулась она. - А самый главный вывод, который мы сегодня должны с Вами сделать, это то, что не стоит на слово и безоговорочно верить турагенствам и гидам. Иногда необходимо и своей головой пользоваться. В качестве исключения. Интуицией, так сказать. Тогда бы мы с Вами не растратили драгоценное время на местном базарчике, и не поплелись в эту грязь. Я почти уверена в том, что город нам бы понравился больше.
- Вы правы, душа моя. В этом я с Вами полностью согласен. Но если бы мы не посетили деревенский базар, и не окунулись в это илистое море, мы бы не испытали негативных ощущений. Не на чем было бы строить сравнительный анализ. Как говорится, отрицательный результат - тоже результат! А вот в следующий раз будем очень качественно выбирать между тем, что настойчиво предлагают нам туроператоры и нашими собственными желаниями, - пообещал он своей спутнице, поддерживая ее за руку. И они побрели из горячего мутного моря на песчаный берег, где песка было так же много, как ила на дне морском.
Миниатюрка по теме.
Иллюстрации сгенерированы нейросетью с помощью приложения Яндекса "Шедеврум" https://shedevrum.ai