Конспект занятия является частью системы работы по формированию элементарных математических представлений у воспитанников младшей группы детского сада; конспекты представлены последовательно на канале ОбРаз.
В конспектах подробно описываются слова и действия педагога в соответствии с методикой ознакомления детей дошкольного возраста с основными математическими понятиями.
Уважаемые коллеги, подписывайтесь на мой канал! Хочу быть вам полезной.
В конце статьи - "волшебная фраза" специально для Тебя на сегодня))
Занятие № 16.
Задачи:
Формировать представление о (об):
· способах установления равенства и неравенства групп предметов (приложение);
· способах словесного обозначения равенства и неравенства: «столько – сколько», «поровну», «одинаково», «больше», «меньше»
Развивать умение:
· устанавливать отношения между группами предметов практическим путем приложения;
· отвечать на вопросы «Чего больше?», «Чего меньше?» выражениями «больше», «меньше», «столько - сколько», «поровну», «одинаково»;
Продолжать развивать умение:
· различать и называть геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник;
· определять расположение объектов на листе бумаги (в середине листа, вверху, внизу, в уголках вверху, в уголках внизу), словесно обозначать их;
Воспитывать:
· интеллектуальные чувства, культуру познания;
· чувство уверенности в себе, комфорта в окружающем.
Демонстрационный материал: геометрические фигуры, при комбинировании которых получится картинка: круг – «солнце», квадрат – «стена дома», треугольник – «крыша дома», треугольник – «ёлка»; изображения гномиков (3 шт.); по 3 шт. квадратов и треугольников разного цвета.
Раздаточный материал: наглядное пособие
Ход занятия.
1. На доске выставлена «картина» из геометрических фигур: дом (квадрат и треугольник), солнце (круг), ёлка (треугольник).
– Дети, хотите я расскажу вам сказку про маленького гномика?
На доске появляется фигурка гномика.
- Жил-был гномик Вася. И были у него братья гномики. Жили они дружно. Но как-то раз напустила злая волшебница сильный ветер и разрушила домики, в которых жили братья-гномы. Тогда решил Вася пойти поискать другое место и материал для новых домиков. Шёл он, шёл, и пришёл в страну, где всё похоже на геометрические фигуры.
Воспитатель обращает внимание на доску.
- Назовите геометрическую фигуру, на которую похоже солнце? (круг)
- Назовите геометрическую фигуру, на которую похожа ёлка (треугольник).
- А домик состоит из двух фигур. Назовите фигуру, на которую похожа стена дома (квадрат).
- Назовите фигуру, на которую похожа крыша домика (треугольник).
Каждый вопрос задаётся 2-3 детям.
- «Какая интересная страна», – подумал гномик Вася. «Построю я здесь домики для себя и своих братьев».
- И пошёл гномик в магазин выбирать материал для постройки.
2. Детям предлагаются карточки - наглядные пособия.
- Посмотрите внимательно на карточку. Кто нарисован в середине листа? (гномик).
- Покажите пальчиком правой руки гномика в середине листа.
- Где нарисован гномик? (в середине листа)
- Гномик первый раз оказался в волшебном магазине, давайте поможем ему выбрать геометрические фигуры для домика.
- Какие фигуры нарисованы вверху листа? (круги, треугольник).
- Покажите пальчиком треугольник, который нарисован вверху листа.
- Какие фигуры нарисованы внизу листа? (треугольники, квадрат).
- Покажите пальчиком треугольники, которые нарисованы внизу в уголках.
- Скажите гномику Васе, где нарисован квадрат: вверху или внизу листа? (внизу).
- Где нарисованы круги? (вверху в уголках)
- Какие геометрические фигуры надо взять гномику для постройки домика?
При необходимости обращает внимание детей на доску.
- Правильно, надо взять квадраты и треугольники.
- Гномик купил квадратов и треугольников и пошёл строить дома.
3. – Давайте вместе с гномиком сделаем зарядку перед началом строительства.
Физминутка.
4. С доски убирается «картина» из геометрических фигур.
- Гномик купил вот, сколько геометрических фигур для стен домиков.
Выставляются три квадрата в один ряд.
- Как называются эти фигуры? (квадраты).
- Сколько всего квадратов? («три»).
- Какого цвета квадраты? (синий, зелёный, красный).
В другой части доски выставляются два треугольника.
- Вот сколько фигур купил гномик для постройки крыш. Как называются эти фигуры? (Треугольники).
- Как вы думаете, хватит ли крыш для всех домиков?
- Как проверить? (приложить треугольники к квадратам, чтобы получился домик)
Кто-то из детей прикладывает треугольники к квадратам.
- Всем квадратам-стенам хватило треугольников-крыш? (нет).
- Чего больше: квадратов или треугольников? (квадратов).
- Чего меньше: квадратов или треугольников? (треугольников).
- Как сделать, чтобы квадратов и треугольников было поровну? (добавить один треугольник).
Воспитатель выставляет на доску ещё один треугольник-крышу.
- Гномик, вот мы купили ещё один треугольник. Ваня, приложи его к квадрату.
- Что сейчас можно сказать о количестве квадратов и треугольников? (их поровну).
- Какие вы молодцы, помогли гномику Васе построить дома. Но, хватит ли домиков для всех. Вася, зови своих братьев. Давайте поможем ему, дети: «Братья-гномы, идите сюда!».
Воспитатель выставляет на доску (в стороне от домиков, рядом с «Васей») ещё два изображения гномов.
- Сколько всего гномов? (три).
- Как вы думаете, хватит ли всем гномам домиков? Почему ты так думаешь?
Рассуждения детей.
- Как проверить? (поставить каждого гномика возле одного домика).
Трое детей одновременно располагают по одному гномику возле (внизу) домика.
- Всем хватило домиков?
- Что можно сказать о количестве домиков и гномиков? (их поровну; домиков столько, сколько гномиков).
- И стали братья-гномы жить-поживать, да вас, детки, вспоминать и благодарить за то, что вы помогли им построить домики. Тут и сказке конец.
- Что вам понравилось в сказке про гномика?
- Назовите геометрические фигуры, из которых построили домики (квадрат, треугольник).
- Занятие закончено. Ребята, кто хочет, можете подойти к доске и дорисовать гномикам их сказку: нарисовать круглое солнышко, треугольные деревья, может быть другие предметы из геометрических фигур.