Найти тему
История без купюр

Почему начался «золотой век» испанской игровой индустрии

Чтобы в Испании вдруг начался игровой бум, удивительным образом совпало сразу несколько факторов.

Предыстория

Сейчас все как-то привыкли, что слова миниатюрность и электронное устройство – это про Японию. В восьмидесятых все было намного интереснее. Все началось с того, что в далекой Англии жил сэр Клайв Синклер. Человек незаурядный и многогранный. Но сейчас нас интересует не его карьера в покере, а его деятельность на ниве создания разнообразных девайсов. В основе всех его продуктов была одна идея: предлагать на рынок устройство максимально миниатюрные и дешевые.

Сэр Клайв Синклер и его минителевизор. Источник: Яндекс.Картинки
Сэр Клайв Синклер и его минителевизор. Источник: Яндекс.Картинки

Сейчас, конечно, сложно представить, как в Великобритании можно делать что-то дешевое. А вот Синклеру тогда это удавалось. Среди его несомненных успехов: первый в мире карманный калькулятор Sinclair Executive, миниатюрный радиоприемник (чуть меньше спичечного коробка) Micromatic и ПК Sinclair ZX81. О каждом из них можно долго рассказывать, но в нашей истории ключевая роль досталась другому продукту Синклера – мегапопулярной персоналке ZX Spectrum.

Официально было продано более 5 млн ZX Spectrum. Вот только простота устройства, доступность компонентов и их небольшая стоимость породила целую волну клонов, так что сказать точно, в скольких домах он стоял. В СССР/СНГ появилось около пятидесяти клонов. Большинство обычная кустарщина, но все же. Вот у меня был одесский Вега-64. Одно сказать можно точно: именно ZX Spectrum для многих в Европе стал первым шагом в мир IT-технологий и компьютерных игр.

Sinclair ZX81 и ZX Spectrum. Последний на 128 кб Источник: Яндекс.Картинки
Sinclair ZX81 и ZX Spectrum. Последний на 128 кб Источник: Яндекс.Картинки

Появление ZX Spectrum стало знаковым и для Испании. Да в мире самым продаваемым персональным компьютером оставался Commodore 64. Вот только почти 600 долларов, которые за него хотели, была достаточно серьезная сумма. А Испания в начале 80х была не такая богатая как США. Британский BBC Micro был подешевле и тоже неплох, но все равно требовалось 400 долларов на покупку. И тут появляется ZX Spectrum, на ценнике которого сверкалало всего 125 фунтов стерлингов, то есть примерно 220 долларов, а функционал был довольно неплохим.

Конечно же, ZX Spectrum был не единственной платформой, на которой испанцы выпускали игры. Наоборот, компании старались охватить как можно больше. Но именно он дал необходимую массовость.

MicroHobby

Итак, Sinclair ZX Spectrum дал испанским энтузиастам, молодым и как правило совсем небогатым, необходимую базу. Требовалась какая-то площадка для обмена мнений и опыта, повышения квалификации. Интернет тогда только начал продираться к пользователям, поэтому его функции взял на себя журнал MicroHobby, который начал выходить в 1984 году. Для посвященных компьютерным играм СМИ того времени содержание его было довольно нестандартным.

Журнал MicroHobby. Источник: Яндекс.Картинки
Журнал MicroHobby. Источник: Яндекс.Картинки

Там можно было прочитать обучающие статьи, буквально печатали куски книг по программированию, много уделялось аппаратной части, в том числе публиковались схемы для расширения стандартного ZX Spectrum (Типа, нет денег на джойстик? Соберем!), проводились конкурсы для создателей игр. Каждый выпуск дополнялся кассетой с играми. И все материалы были написаны языком понятным для подростков, которые были основной его аудиторией. Все это дало огромный для такого испанского тематического издания – каждую неделю продавали 100 тысяч копий. Как это выглядело можно посмотреть на сайте MicroHobby Forever, где ностальгирующие олдскулы собрали сканы всех номеров.

Лично я не буду говорить, что MicroHobby был основным триггером для наступления золотого века у испанских игроделов. Но в отличие от Micromanía, ее прямого конкурента и товарища, все же издатель у них был общий – HobbyPress, MicroHobby сосредоточились не только на игроках, но и на создателях игр. При этом буквально разжевывала материал, заманивая подростков в программирование.

Художники

Игры испанских компаний многим запомнились просто сногсшибательными обложками. Сейчас многие тогдашние подростки признаются, что покупали игры, только чтобы посмотреть, что там с такой иллюстрацией. Повезло с национальной художественной школой. Талантливых художником в стране хватало, «так сложилось исторически». А возможностей заработать на искусстве было немного. Что тут сказать, большинство иллюстраторов и создателей комиксов работало издавались где угодно, но не в Испании. Поэтому были по-хорошему голодными.

Обложки Аспири: Nonamed (1986), : Phantomas 2 (1986) и Stardust (1987) Источник: Яндекс.Картинки
Обложки Аспири: Nonamed (1986), : Phantomas 2 (1986) и Stardust (1987) Источник: Яндекс.Картинки

Как сказал в одном из своих интервью Альфонсо Аспири: «Я открыт для работы, если это касается фантастики, фэнтэзи, героического фэнтези и так далее. Однажды мне позвонила компания Dinamic Software с 16-летним директором. Им нужна была обложка для игр. Я сделал обложку. Это была «Rocco». Тут надо учитывать, что Аспири – это не новичок, а к тому времени довольно известный автор комиксов, два его проекта «Lorna» и «Mot» были популярны в Европе и даже получили мульсериалы. Из них потом кстати сделали игры. Среди других авторов можно отметить Хавьера Кано (Javier Cano), Хосе Мария Понсе (José María Ponce), Хавьера Кубедо (Javier Cubedo) и Луис Райо (Luis Royo).

Энтузиасты

Восьмидесятые в игровой индустрии – это те блаженные временна, когда игру мог создать один человек. Поэтому роль конкретных личностей в буме испанской игровой индустрии – просто огромная. И прежде всего надо вспомнить братьев Пабло, Нача и Виктор Руисы (Pablo, Nacho and Victor Ruiz). Они создали Dinamic Software буквально на заднем дворе своего дома. Не менее важный вклад в индустрию внесли и другие энтузиасты: Фернандо Яго, Пако Суарес, Карлос Гранадос, Пако Менендес и Пако Портало. Про них я расскажу тут и тут.