Найти в Дзене
История без купюр

Главные лица «золотого века» испанской игровой индустрии

Восьмидесятые – это в первую очередь энтузиасты и пионеры, которые делали игры с нуля. Знакомимся с основными персонажами. Каменный век Исторически первые видеоигры в Испании написали в EFO SA (Electronica Functional Operativa SA). Компания в общем-то создавалась для серьезных вещей: пытались выпускать телевизоры, микроволновки, цифровые часы и прочие бытовую электронику. Но затем инженер компании Фернандо Яго (Fernando Yago) посмотрел на безумный бум игровых автоматов и предложил плотнее заняться ими. В 1978 году Яго создал микросхему, которая оказалась намного дешевле, чем у конкурентов, потом собрал прототип автомата. Но теперь под нее требовалось игрушки. Платить сторонним разработчикам компания не могла, тогда Яго сел и сам написал первую игру «Destroyer» (1980), а затем еще несколько: «Altair» (1980), «Draco» (1981) и «Clean Octopus» (1982). В общем, ничего сверхоригинального, «Clean Octopus», например, был клоном «Pac-man». Однако в Испании автоматы продавались вполне успешно,
Оглавление

Восьмидесятые – это в первую очередь энтузиасты и пионеры, которые делали игры с нуля. Знакомимся с основными персонажами.

Обложки игр "золотого века"
Обложки игр "золотого века"

Каменный век

Исторически первые видеоигры в Испании написали в EFO SA (Electronica Functional Operativa SA). Компания в общем-то создавалась для серьезных вещей: пытались выпускать телевизоры, микроволновки, цифровые часы и прочие бытовую электронику. Но затем инженер компании Фернандо Яго (Fernando Yago) посмотрел на безумный бум игровых автоматов и предложил плотнее заняться ими.

Фернандо Яго (справа) - самый первый в Испании. Источник: Яндекс.Картинки
Фернандо Яго (справа) - самый первый в Испании. Источник: Яндекс.Картинки

В 1978 году Яго создал микросхему, которая оказалась намного дешевле, чем у конкурентов, потом собрал прототип автомата. Но теперь под нее требовалось игрушки. Платить сторонним разработчикам компания не могла, тогда Яго сел и сам написал первую игру «Destroyer» (1980), а затем еще несколько: «Altair» (1980), «Draco» (1981) и «Clean Octopus» (1982). В общем, ничего сверхоригинального, «Clean Octopus», например, был клоном «Pac-man». Однако в Испании автоматы продавались вполне успешно, какое-то количество удалось даже экспортировать. После этого EFO SA вспомнила о своих великих целях, увлеклись созданием «отечественного» компьютера и быстро разорились.

Made In Spain или Zigurat

Примерно в это же время компания Indescomp занялась продвижением в Испании приложений для Sinclair ZX80, а потом и для других мини-компьютеров. Здраво рассудив, что для расширения ассортимента нужны еще игры, они наняли четырех молодых программистов: Карлоса Гранадос (Carlos Granados), Фернандо Рада (Fernando Rada), Камило Села (Camilo Cela), и Пако Менендес (Paco Menéndez). Первая же их игра «Fred», про археолога в поисках сокровищ, принесла им деньги и известность. Хотя в отличие от братьев Руис из Dinamic ребята долго не решались на самостоятельное плаванье, оставаясь под крылом Indescomp.

Скриншоты «Fred». На мой взгляд, довольно занимательная игра.
Скриншоты «Fred». На мой взгляд, довольно занимательная игра.

Параллельно в компанию обратился Пако Суарес (Paco Suarez) с небольшой игрой «Bugaboo» (то есть блоха в переводе), написанной для Sinclair ZX81. Indescomp игра понравилась, но скоро должен был выйти ZX Spectrum и ее надо было чуть доработать. Поручили это Пако Портало (Paco Portalo), помимо адаптации к новой модели, он оптимизировал еще немного физику. В этой аркаде блоха выбирается из лабиринта пещер на далекой планете, постоянно падая вниз. Игра получилась довольно увлекательной и собрала позитивных отзывов в Европе, отлично продаваясь в Испании и Великобритании.

Игры Zigurat. Mystery of the Nile (1986),  Paris-Dakar (1988), Comando Quatro (1989)
Игры Zigurat. Mystery of the Nile (1986), Paris-Dakar (1988), Comando Quatro (1989)

Гранадос с друзьями выпустили «Mystery of the Nile», продолжение «Fred» и решили все же по примеру Dinamic уйти в большой бизнес. И организовали компанию Zigurat. Правда сохранить состав не удалось. Пако Суарес и Пако Менендес подумали, посовещались и ушли создавать Opera Soft. Zigurat изначально собирался сосредоточиться на распространении и продвижение игр, прежде всего сторонних разработчиков. Они все же выпустили еще 16 проектов для ZX Spectrum, но ничем ярким уже не запомнились, а в 90х вообще скатились до аркадных автоматов.

Opera Soft

Намного интереснее получилась жизнь у организованной в том же 1986 году Opera Soft. Помимо Суареса и Менендеса, в студию пришли Гонзо Суарес (Gonzalo "Gonzo" Suárez) и Карлос Диас Кастро (Carlos A. Díaz de Castro). Первый отвечал за программирование, а второй за графику практически у всех проектов компании. Кроме того, удалось привлечь к сотрудничеству художников: Альфонсо Аспири и Хуана Хименеса Лопеса. Кстати, Гонзо Суарес – это тот самый, который запустил в 90х «Commandos».

Скриншоты «Livingstone supongo», «Goody» и «La abadía del crimen»
Скриншоты «Livingstone supongo», «Goody» и «La abadía del crimen»

С такой командой были созданы сразу несколько культовых игр. Прежде всего, «Livingstone supongo» (1986), «The Last Mission» (1987) – она добралась и до нас, «Goody» (1987) и «La abadía del crimen» (1988). Последнюю игру не удалось продать за пределами Испании, но необычная для того времени изометрическая графика запомнилась поклонникам надолго. До сих пор ее активно обсуждают. И если в первые годы Opera Soft выпускала всего 2-3-4 игры, то в 1989 году бахнула сразу восьмью проектами. Увы, начало девяностых и переход на 16-бит не выдержали и они. Команда распалась уже в 1992 году.

Topo Soft

Изначально компания оказалась в более привилегированном положении. Ей не пришлось начинать с «гаража», она сразу получила значительные инвестиции, так как была дочерней фирмой Erbe Software. В 1987 году крупнейший дистрибьютер Испании всего связанного с программирование и видеоиграми вывел разработчиков в Topo Soft, крупно демпингнул, снизив стоимость игр более чем в два раза, и выпустил сразу три неплохие игрушки: «Stardust», «Spirits» и «Survivor». Это позволило довольно легко занять около 50% рынка.

Скриншоты «Spirits» (1987)
Скриншоты «Spirits» (1987)

Вот только если Erbe Software все же довольно легко справилось с окончанием золотого века испанских видеоигр, то их дочка производство видеоигр к 1992 году свернула. Хотя успела отметиться такими проектами как «Mad Mix Game» (1988), «R.A.M.» (1990) и «Lorna» (1990). А еще Topo Soft запомнилась тем, что предпочитали каждый раз привлекать в проекты фрилансеров, а не сбивать постоянную команду. Благодаря чему многие будущие игроделы так или иначе пересекались с этой компанией.

В этом перечни компаний, не хватает только Dinamic Software. Без нее и братьев Руис представить восьмидесятые просто невозможно. Им посвящен отдельный рассказ.