Восьмидесятые – это в первую очередь энтузиасты и пионеры, которые делали игры с нуля. Знакомимся с основными персонажами.
Каменный век
Исторически первые видеоигры в Испании написали в EFO SA (Electronica Functional Operativa SA). Компания в общем-то создавалась для серьезных вещей: пытались выпускать телевизоры, микроволновки, цифровые часы и прочие бытовую электронику. Но затем инженер компании Фернандо Яго (Fernando Yago) посмотрел на безумный бум игровых автоматов и предложил плотнее заняться ими.
В 1978 году Яго создал микросхему, которая оказалась намного дешевле, чем у конкурентов, потом собрал прототип автомата. Но теперь под нее требовалось игрушки. Платить сторонним разработчикам компания не могла, тогда Яго сел и сам написал первую игру «Destroyer» (1980), а затем еще несколько: «Altair» (1980), «Draco» (1981) и «Clean Octopus» (1982). В общем, ничего сверхоригинального, «Clean Octopus», например, был клоном «Pac-man». Однако в Испании автоматы продавались вполне успешно, какое-то количество удалось даже экспортировать. После этого EFO SA вспомнила о своих великих целях, увлеклись созданием «отечественного» компьютера и быстро разорились.
Made In Spain или Zigurat
Примерно в это же время компания Indescomp занялась продвижением в Испании приложений для Sinclair ZX80, а потом и для других мини-компьютеров. Здраво рассудив, что для расширения ассортимента нужны еще игры, они наняли четырех молодых программистов: Карлоса Гранадос (Carlos Granados), Фернандо Рада (Fernando Rada), Камило Села (Camilo Cela), и Пако Менендес (Paco Menéndez). Первая же их игра «Fred», про археолога в поисках сокровищ, принесла им деньги и известность. Хотя в отличие от братьев Руис из Dinamic ребята долго не решались на самостоятельное плаванье, оставаясь под крылом Indescomp.
Параллельно в компанию обратился Пако Суарес (Paco Suarez) с небольшой игрой «Bugaboo» (то есть блоха в переводе), написанной для Sinclair ZX81. Indescomp игра понравилась, но скоро должен был выйти ZX Spectrum и ее надо было чуть доработать. Поручили это Пако Портало (Paco Portalo), помимо адаптации к новой модели, он оптимизировал еще немного физику. В этой аркаде блоха выбирается из лабиринта пещер на далекой планете, постоянно падая вниз. Игра получилась довольно увлекательной и собрала позитивных отзывов в Европе, отлично продаваясь в Испании и Великобритании.
Гранадос с друзьями выпустили «Mystery of the Nile», продолжение «Fred» и решили все же по примеру Dinamic уйти в большой бизнес. И организовали компанию Zigurat. Правда сохранить состав не удалось. Пако Суарес и Пако Менендес подумали, посовещались и ушли создавать Opera Soft. Zigurat изначально собирался сосредоточиться на распространении и продвижение игр, прежде всего сторонних разработчиков. Они все же выпустили еще 16 проектов для ZX Spectrum, но ничем ярким уже не запомнились, а в 90х вообще скатились до аркадных автоматов.
Opera Soft
Намного интереснее получилась жизнь у организованной в том же 1986 году Opera Soft. Помимо Суареса и Менендеса, в студию пришли Гонзо Суарес (Gonzalo "Gonzo" Suárez) и Карлос Диас Кастро (Carlos A. Díaz de Castro). Первый отвечал за программирование, а второй за графику практически у всех проектов компании. Кроме того, удалось привлечь к сотрудничеству художников: Альфонсо Аспири и Хуана Хименеса Лопеса. Кстати, Гонзо Суарес – это тот самый, который запустил в 90х «Commandos».
С такой командой были созданы сразу несколько культовых игр. Прежде всего, «Livingstone supongo» (1986), «The Last Mission» (1987) – она добралась и до нас, «Goody» (1987) и «La abadía del crimen» (1988). Последнюю игру не удалось продать за пределами Испании, но необычная для того времени изометрическая графика запомнилась поклонникам надолго. До сих пор ее активно обсуждают. И если в первые годы Opera Soft выпускала всего 2-3-4 игры, то в 1989 году бахнула сразу восьмью проектами. Увы, начало девяностых и переход на 16-бит не выдержали и они. Команда распалась уже в 1992 году.
Topo Soft
Изначально компания оказалась в более привилегированном положении. Ей не пришлось начинать с «гаража», она сразу получила значительные инвестиции, так как была дочерней фирмой Erbe Software. В 1987 году крупнейший дистрибьютер Испании всего связанного с программирование и видеоиграми вывел разработчиков в Topo Soft, крупно демпингнул, снизив стоимость игр более чем в два раза, и выпустил сразу три неплохие игрушки: «Stardust», «Spirits» и «Survivor». Это позволило довольно легко занять около 50% рынка.
Вот только если Erbe Software все же довольно легко справилось с окончанием золотого века испанских видеоигр, то их дочка производство видеоигр к 1992 году свернула. Хотя успела отметиться такими проектами как «Mad Mix Game» (1988), «R.A.M.» (1990) и «Lorna» (1990). А еще Topo Soft запомнилась тем, что предпочитали каждый раз привлекать в проекты фрилансеров, а не сбивать постоянную команду. Благодаря чему многие будущие игроделы так или иначе пересекались с этой компанией.
В этом перечни компаний, не хватает только Dinamic Software. Без нее и братьев Руис представить восьмидесятые просто невозможно. Им посвящен отдельный рассказ.