Найти тему
История без купюр

Братья Руис, Dinamic Software и «золотой век» испанской игровой индустрии

Оглавление

Чудеса случались и в реальной жизни. Особенно часто – в восьмидесятых. He-Man заработал миллиард, Майкл Джексон стал белым… История о том, как три брата-подростка запустили игровую индустрию в целой стране – это тоже про волшебство.

Dinamic Software, тогда и сейчас. Источник: Яндекс.Картинки
Dinamic Software, тогда и сейчас. Источник: Яндекс.Картинки

Подростки и Sinclair ZX81 – страшная сила

Когда выходили первые испанские игры, в небольшом семейном шале «Mansión Dinamic» весело, с выдумкой, подвижными и инженерными играми росло четверо братьев Руис Техедора: Виктор, Пабло, Начо и Губи. Последний в нашей истории участие принимал косвенное, так как увлекался футболом. Совсем как в анекдотах, где самый младший был… футболистом. Они были еще подростками, когда родственники подарили Sinclair ZX81 и это буквально изменило их жизнь. При этом три брата удивительно дополняли друг друга. Все занимались программированием, но Пабло был прирожденным организатором, Виктор – больше увлекался технической частью, а Начо – творчеством.

Семейное "гнездо" Руисов. Источник: Яндекс.Картинки
Семейное "гнездо" Руисов. Источник: Яндекс.Картинки

Вначале братья не были амбициозными. Они мечтали создать клуб игроков без какой-либо коммерческой цели. Но Виктор очень увлекся текстовой бродилкой «The Hobbit» и как бы между делом все трое постепенно написали свой вариант адвенчура – «Yenght: La Fuente de la Juventud». В общем, игра в целом напоминала другие того периода, за одним исключением. Герой должен был найти источник молодости за определенное время, иначе наступал неумолимый «game over». С уже готовой игрой они решили, что клуб они переросли и надо создать коммерческую компанию.

Первая реклама Dinamic Software. Источник: Яндекс.Картинки
Первая реклама Dinamic Software. Источник: Яндекс.Картинки

То есть в 1984 году они созрели до идеи продавать «Yenght». Steam’а тогда не было, издателю они были неинтересны… Благо у них был первоначальный капитал. Пабло и Виктор написали роман «Спасите дракона» для литературного конкурса и выиграли 40 тысяч песет. Вот их-то они и вложили в рекламу в журнале «ZX». В ней был купон, который надо было заполнить и послать домой братьям. В ответ они обещали выслать игру.

Осталось подождать несколько очень нервных недель пока не выйдет журнал, а почтальон не принесет письма с первыми заказами. Нет, слава не обрушилась на них в виде мешков с письмами. Вначале их было всего около тридцати. Братья прямо дома распечатывали обложки и записывали на кассеты игру. Но уже через несколько месяцев количество продаж достигло нескольких сотен. Пора было переходить на новый уровень и юридически оформить Dinamic Software.

Dinamic Software

Именно тут проявился организационный талант Пабло. Ведь практически сразу они столкнулись с государственной бюрократией, на чем жизнь Dinamic могла и закончится. В Казначействе просто не знали, как ее оформить. Не было в Испании компаний – разработчиков игр и категории такой тоже не существовало. И братьям отказали. Но Пабло проявил настойчивость и попросил оформить их хоть как-нибудь. В результате Dinamic Software ненадолго по документам стала металлургической компанией. Так или иначе, но дело пошло.

Скриншоты «Video Olympics». Заставка, первая игра - забег на 100 метров. Источник: Яндекс.Картинки
Скриншоты «Video Olympics». Заставка, первая игра - забег на 100 метров. Источник: Яндекс.Картинки

В первый год они написали еще пять игр, кроме «Yenght». Причем на любой вкус. Еще одну адвечур «Saimazoom», классический для 80х экшен «Babaliba», пошаговую военную стратегию «Mapsnatch» и даже спортивный симулятор «Video Olympics». И довольно неплохого качества, что отметили в тематических СМИ. В MicroHobby похвали их все. Другие создатели игр в Испании даже удивлялись, как Dinamic Software умудряется выпускать так много проектов? Секрет был прост. Первые же заработанные деньги братья пустили в покупку полноценных ПК, на которых и писали игрушки. Другие игроделы использовали для этого ZX Spectrum или в лучшем случае Commodore 64. Но главный прорыв студии был впереди.

Пабло Руис был амбициозным, но умел взглянуть на свою работу со стороны. В 1985 году, когда к релизу готовилось сразу две игры – «Abu Simbel Profanation» и «Rocco», он увидел их слабую сторону. Обложки, которые делали братья и первые сотрудники Dinamic Software, откровенно не дотягивали. К тому времени «Video Olympics» стала первым европейским хитом компании, было продано 300 тыс. копий, а смотреть на кассеты было страшно. И тогда Пабло рискнул и обратился к Альфонсо Аспири – одному из лучших иллюстраторов Испании, работающего в жанре фантастики, чтобы он сделал их по-настоящему крутыми. И Аспири не подвел.

Обложка первой игры Dinamic и той, над, которой потрудился Аспири. Источник: Яндекс.Картинки
Обложка первой игры Dinamic и той, над, которой потрудился Аспири. Источник: Яндекс.Картинки

Первой игрой, для которой Аспири сделал обложку, была игра про боксера «Rocco». У игры изначально были проблемы с лицензией и оригинальность. Вначале ее назвали «Rocky», но его пришлось поменять, чтобы хоть как-то дистанцироваться от фильмов Сталлоне. Сама игра уж очень напоминала аркадный автомат «Punch-Out!!». Но в целом приняли «Rocco» очень хорошо. В Англии она стала второй по продажам. И немалая заслуга в этом и обложки Аспири. С тех пор сотрудничество с профессиональными иллюстраторами стало неизменным стандартом для испанских студий.

Издатель

Бизнес Dinamic Software пошел в гору. Они даже сняли офис в знаменитой La Torre de Madrid, на 29 этаже в самом центре города. У компании появились сотрудники, репутация в Европе и выход на торговые сети. Про ночные загулы и яркую жизнь звезд индустрии ничего сказать нельзя, в прессе об этом не писали. Но, как и многие вдруг разбогатевшие компании, братья начали плодить дочерние структуры. Они открыли Future Stars и Aventuers AD, передав последнему разработку всех квестов, занялись игровыми автоматами, запустили интернет-провайдера и небольшую сеть магазинов по продаже видеоигр.

Мадридская башня. Источник: Яндекс.Картинки
Мадридская башня. Источник: Яндекс.Картинки

Пользуясь хорошими связями в торговых сетях, они решили сами выступить издателями, помогая новым авторам и студиям выйти на рынок. Первой подобной игрой стала «Dustin» (1986) – забавная аркада про бегство из тюрьмы. Первыми в Испании братья привлекли в игровую индустрию звезд. Для «Fernando Martin Basket Master» уговорили засветить имя известного испанского баскетболиста Фернандо Мартина. Уговорили, правда, с большим трудом. Игра получилась слишком сложной, многие фишки и хитрости большинство пользователей так и не разгадала. Но даже так оказалась самой продаваемой в истории Dinamic Software.

Другим хитом стала текстовая бродилка «Don Quijote» (Дон Кихот по-русски), по крайней мере в Испании она продавалась хорошо. Хитами стали Game Over (1987), Freddy Hardest (1987), Turbo Girl (1988), After the War (1989). А потом все как-то неожиданно закончилось.

16-битный волнорез

Думаю, многие в игровой индустрии Испании понимали, что прогресс не будет стоять на месте. Собственно, Atari ST и Commodore Amiga вышли в 1985 году. Так что братья Руис прекрасно понимали к чему стоит стремиться. Они даже начали портировать свои игры на новые платформы еще в 1987 году. Подвели их экономика. За Atari ST просили 800 долларов, Amiga 500 обошлась бы в 700 долларов. Спрос в стране на них был довольно ограниченным. Дешевых китайских девайсов еще не было, сэр Клайв Синклер к тому времени разорился, микрокомпьютеры на основе 8-битных технологий постепенно уходили в прошлое.

Геймплей «Fernando Martin Basket Master»

Испанцы перестали покупать старые игры, а новых ПК было совсем немного. Продажи в игровой индустрии резко пошли вниз. Безболезненно перейти на новые технологии, как в США, не получилось. В какой-то момент братья Руис решили Dinamic Software продать. Формально появилась новая компания Dinamic Multimedia, в которой они получили только 30%. Остальное оказалось в руках издателя MicroHobby -Хосе Игноцио Гомес-Центурион (José Ignacio Gómez-Centurión). Они продолжили создавать игрушки, особенно прославились серией PC Fútbol. Футбольный менеджер стал культовым в Испании, и вторым по популярности в Европе в девяностых. В Россию добралась его английская версия: PC Premie. Но это уже другая история.

Дальше рассказываю почему испанским играм удалось выстрелить и кто еще принял участие в золотом веке.