Летом 1793 года во Франции вспыхнуло восстание федералистов, во главе которого стояла партия жирондистов, недовольная радикализацией Великой Французской революции. Когда в Национальном конвенте группа депутатов попыталась ограничить в правах наиболее радикальных якобинцев, именовавших себя монтаньярами, зал собрания взорвался негодованием и череда репрессий последовала против несогласных. Жирондистам пришлось бежать из столицы на север страны и взяться за оружие. Таким образом, молодая Французская республика, воевавшая сразу на нескольких фронтах, столкнулась с угрозой новой гражданской войны.
Войсками федералистов командовал Жорж Феликс де Вимпфен, успешный генерал, зарекомендовавший себя как неподкупный, деятельный и непритязательный командующий, пользовавшийся популярностью в войсках. Принадлежность такой влиятельной фигуры, как генерал де Вимпфен, к восставшим, вызывало обоснованные опасения Национального конвента. Парижские депутаты условились действовать решительно.
Как только федералисты обозначили свои намерения, Национальный конвент распорядился направить в Северную и Арденнскую армии директивы о приоритетности борьбы с мятежниками. Так как основные силы восставших собирались в Нормандии, бригадному генералу Шарлю Гийому Сеферу было приказано сместиться на северо-запад и выступить против федералистов. В этой операции Гийом Мари-Анн Брюн, возглавил авангард.
Командующий войсками федералистов, генерал де Вимпфен, попытался перекрыть пути поставок продовольствия в Париж, устремившись к небольшому городку Вернон, находившемуся на берегу Сены. Мятежникам не удалось собрать достаточно сил для марша на столицу, поэтому решено было брать Париж измором, дожидаясь сентября, когда пройдет пора сбора урожая, а затем, призвав достаточно добровольцев, продолжить свой поход против якобинцев. Федералисты захватили Шато-де-Брекур, в 8 километрах от Вернона и встали на отдых.
Республиканский генерал Сефер смог опередить противника и занял город первым. Он имел в распоряжении не более полутора тысяч солдат, уступая врагу в численности примерно в три раза. Рассчитывать на лобовую атаку не приходилось, но и хитрые маневры были невозможны, так как противник укрепился в замке. Именно в этот непростой момент на сцену выходит молодой капитан-адъютант Гийом Мари-Анн Брюн.
Изучив расположение сил противника, Брюн предложил неординарный и рискованный тактический маневр. В распоряжении бригады генерала Сефера находились две легкие пушки, Гийом предположил, что если их удастся незаметно вывести на линию огня, то эффект неожиданности вкупе с грохотом пушек пошатнет боевой дух противника. Но для полной реализации плана необходимо было направить все войска к Шато-де-Брекур, чтобы внушить федералистам, будто бы бригада генерала Сефера всего лишь авангард Арденнской армии Конвента.
В ночь с 13 на 14 июля 1793 года генерал Сефер с пехотными и кавалерийскими частями направился в обход замка, а Гийом занял высоты на востоке от Шато-де-Брекур с артиллерией. С наступлением рассвета будущий маршал распорядился начать огонь. По приказу молодого капитан-адъютанта стрельбу вели по каменным постройкам, при разрушении зданий поднималось много пыли, скрывавшей истинную численность республиканской артиллерии.
Тем временем, бригада генерала Сефера медленным маршем двинулась к городу. Увидев врагов на горизонте, федералисты запаниковали. В замке царила полная неразбериха. Солдаты де Вимпфена бросали оружие и беспорядочно бежали в разные стороны.
Дерзкий план Гийома Мари Анн-Брюна сработал. Разрозненные федералисты уже не представляли опасности для Национального конвента. Необученные добровольцы после дерзкого штурма Шато-де-Брекур разошлись по домам и больше не заикались о политике.
В ходе обстрела погибло всего лишь восемь солдат федералистов и один республиканец. Есть предположение, что победу при Шато-де-Брекур одержали богатые винные погреба замка, перед которыми мятежники не смогли устоять, именно поэтому гул пушек наутро вызвал такую серьезную панику. Ввиду небольших потерь это сражение впоследствии назвали «Битвой без слез», возможно, еще и потому, что одной из сторон было очень весело накануне сражения.
Победа при Шато-де-Брекур подавила восстание федералистов в зародыше. Войска конвента восстановили контроль над Нормандией. Кровожадные якобинцы торжествовали, а молодой капитан-адъютант, Гийом Мари-Анн Брюн, радовался своей первой успешной самостоятельной операции.
После успешного сражения, капитан-адъютант Брюн вернулся в Северную армию, но об этом уже в следующей статье!
Предыдущая статья:
Самая первая статья: