Найти в Дзене
Немного Историк

Как я ходил на "Наполеона"(2023г). Впечатления от фильма

Оглавление

Нетрудно догадаться, как сильно я ждал полноценного фильма про великолепного корсиканца. Ридли Скотт постарался над трейлером, он сделал упор на батальные сцены и важнейшие события в истории молодой республики, повествование казалось многообещающим, но...что-то пошло не так.

Мысли перед просмотром

Прежде чем идти в кинотеатр, я решил изучить отзывы и внимательно почитать описание фильма. Вообще, меня удивила оценка 6.8 на Кинопоиске, которая, если не касается российских фильмов, зачастую, достаточно объективна.

Возникает справедливая мысль, в чем подвох?

Я несколько раз внимательно перечитал описание, продюсеры уверяли, что отразят весь политический путь Наполеона в фильме, а это, на минуточку, непростая задача. Это же как показать все за 160 минут? Об этом расскажу позже.

Еще в конце значилось, что политический путь Наполеона будет сопоставляться с развитием его отношений с Жозефиной. Это было что-то вроде мелкого шрифта в юридических договорах, я не придал этому значения и, как оказалось, очень зря.

Картина немного прояснилась, когда я прочитал отзывы о фильме, люди хвалили Ридли Скотта за батальные сцены и красивые пейзажи, но ругали за сценарий и любовную линию. Отзывы разнились и чувствовалось, что у людей двоякое впечатление. Мы с девушкой решили составить собственное впечатление о фильме.

Актерский состав

Тут я остановлюсь на нескольких персонажах, так как для дальнейшего повествования совершенно не нужно вдаваться в лишние детали. Как ни странно, для фильма были важны всего два персонажа - Наполеон и Жозефина.

Наполеон - Хоакин Феникс

Актер, несомненно, таланливый, есть внешние сходства с Бонапартом, но он выглядел немного не к месту первую половину фильма. Одно дело играть Наполеона в летах, а другое, в молодости. Чаще всего идут от обратного, берут актера помоложе, а затем состаривают его с течением времени. В исполнении Хоакина Феникса революционный генерал Бонапарт казался Бенджамином Баттоном, а вот император Наполеон I выглядел круто и аутентично.

Жозефина - Ванесса Кирби

Тут уже показаны последние годы Жозефины
Тут уже показаны последние годы Жозефины

В целом, актриса на роль Жозефины подходит отлично. Противоречивая внешность, не красавица и не дурнушка, на любителя, так сказать. Обычно, такие персонажи берут харизмой или интересной философией, но если оболочку подобрали толковую, то вот в голову персонажа дельных мыслей не вложили.

Остальной актерский состав

Талейран в исполнении Пола Риса мне понравился больше всего. Во-первых, он был похож внешне, а во вторых, из-за нечастого появления в сюжете выглядел нейтрально, этакий мужичок, который решает государственные вопросы по мере их поступления.

На роль Александра I пригласили Эдуара Филлипонна. Ну тут, я уж не знаю, друзья. Почему не Ивангай? Почему не Шарлотт? Можно было сразу Гогена Солнцева звать, если уж хотели показать молодого и неуверенного царя. Как-то смазано получилось. Где знаменитая плешь? В 30 лет пора бы уж ей появиться!

Ну и вишенка на торте - Абубакар Салим в роли генерала Дюма. Да, актер действительно неплохой, талантливый. Да, генерал Дюма был мулатом. Но как-то слишком темно получилось что ли... На эту роль подошел бы какой-нибудь каноничный мулат, ну или хотя бы можно было обыграть это за счет усов и бакенбард.

Сюжет

Здесь я буду краток. Очевидно, что за 160 минут практически невозможно серьезно ознакомиться с жизнью Наполеона. Ридли Скотт выбрал заезженный, но безотказный способ повествования - временные скачки. Конечно, это здорово перепрыгивать через месяца, но когда режиссер намеренно упускает важные периоды жизни великого человека, возникают вопросики.

-4

Например, я не видел ни одной кампании Наполеона в Италии, хотя это важнейшая часть его политического и полководческого пути. Конечно, показали защиту здания Национального конвента, Египетский поход, переворот 18 брюмера, коронацию и пару войн с коалицией. Но вот, что, зачем и почему нам никто не объясняет. Повествование Ридли Скотта выглядит следующим образом:

Так, чувак, смотри, помнишь того парня, ну, который был в прошлом эпизоде? Так вот, гляди, он уже вон каким крутым стал! А знаешь, он сейчас станет еще круче! Смотри, он уже заряжает пушки! Ты поймешь все по ходу, удачи!

Я люблю эту эпоху, проблем с датами и событиями не было, но вот после просмотра киноленты я получил изрядное количество вопросов от моей возлюбленной по поводу причин и итогов отдельных событий. В таком случае возникает еще одна проблема, на какую ЦА рассчитывал режиссер?

Любовная линия

Акцент на отношения Наполеона с Жозефиной просто убил все повествование, на мой взгляд. Да, их роман был очень противоречивым, непонятным, преисполненным боли и уважения друг к другу. Вот только боль я не увидел, лишь сплошная похоть и огульные признавашки друг другу в том, что каждый из них бездарь в отрыве от своей второй половинки.

-5

Очень наивно выглядит их история любви. Причем, в некоторые моменты я испытывал такие же чувства, как при просмотре комедии "Смерть Сталина", неловкость и непонимание.

Черт побери, я пришел смотреть на победы Наполеона и изменчивую французскую политику, почему 70% экранного времени посвящено каким-то мутным чувствам двух взрослых людей, напоминающих по эмоциональному развитию питерских подростков с Думской улицы?!

Взаимоотношения Наполеона с внешним миром

Все, что не касается темы лона Жозефины, упоминается очень вскользь. К большому удивлению, уже сейчас, глядя на актерский состав, я узнал имена маршалов, которые были задействованы в фильме. Понятное дело, маршала не сложно отличить от других генералов, глядя на мундир, но вот беда, в фильме ни разу Наполеон не назвал ни одного маршала по имени! Нет, я серьезно! Прям ни разу! Просто рядом с ним стояли ребята в маршальском кителе и время от времени исполняли его приказы, такие дела!

Кстати говоря, это пустая Москва. Сколько куполов насчитали? Впереди еще дюжина. Стереотипы бьют через край.
Кстати говоря, это пустая Москва. Сколько куполов насчитали? Впереди еще дюжина. Стереотипы бьют через край.

Я уже молчу про искажение событий. Кстати, а вы знали, что Бонапарт вернулся из Египетского похода, узнав об измене Жозефины? Да-да, именно это подтолкнуло его к возвращению! Вовсе не провал военной кампании, не интересные новости из столицы, не давление англичан, а именно адюльтер супруги! Мне хотелось плеваться от ярости, глядя на это!

Ой, а еще, вы знали, что Наполеон вернулся с Эльбы из-за визита Александра I к Жозефине, о котором он прочитал в газетах? Да-да, так и было! Фильм-то биографический, не забывайте! Значит почти все правда!

Все поступки императора продиктованы лишь желанием быть ближе к Жозефине, вот на такую мысль старается нас натолкнуть фильм. Возможно, так и было отчасти, но Ридли Скотт решил гиперболизировать.

Подведу итог

Скажу честно, фильм мне не понравился. Пересматривать я его не буду, даже несмотря на красивые костюмчики и батальные сцены. Меня мало что так сильно разочаровывало после последнего сезона "Игры престолов".

Имея в распоряжении такие ресурсы и огромный опыт, Ридли Скотт мог снять что-то поистине великое, но получилась мыльная опера для домохозяек и подростков. Кстати, даю прогноз, через месяц он скажет, что фильм вовсе не биографический, а художественный и использует фразу: "Я художник, я так вижу!".

У Ридли Скотта отлично получился "Гладиатор", даже невзирая на условности повествования, но с Наполеоном как-то совсем плохо.

А как вам фильм? Может я упустил что-то? Оставляйте комментарии, будем обсуждать!