Найти тему
Школа Вокала.

10 полезных цитат от известных певцов и педагогов для начинающего вокалиста.

1.Про пользу слушания своих аудиозаписей.

Сара Брайтман-британская певица и актриса, исполнительница популярной музыки, одна из ведущих мировых исполнительниц в жанре классического кроссовера. Артист ЮНЕСКО во имя мира (2012).

Я не могла слышать свой голос со стороны. А наш учитель все время говорил, чтобы мы слушали свой голос в записи, и это действительно сильно помогло.
Просто ты не слышишь себя так, как слышит тебя посторонний человек. Иногда это хорошо, иногда это плохо. И поэтому нужен человек, который хорошо тебя знает, чтобы сказать, двигаешься ты вперед или у тебя что-то не получается, это особенно важно для оперных певцов.
Сара Брайтман
Сара Брайтман

2. Про отрицательные факторы и их влияние на голос.

Кристин Линклэйтер - известный американский педагог по вокальному мастерству. По методике Линклэйтер занимаются большинство театральных школ Америки.

Душевное волнение передает импульс дыханию, в ответ же дыхательные мышцы сдерживают этот импульс и мешают свободному течению дыхания.
Существует тонкая связь между эмоцией и дыханием.
Если дыхание от эмоции не свободно, то ответственность при извлечении звука во многом ложится на тонкие мышцы гортани. Эти мышцы, не предназначенные для подобного процесса, они напрягаются и расстраивают свободную игру голосовых складок.
Напряжение в гортани блокирует связь голоса между резонатором горла и грудным резонатором, препятствуя звучанию в грудном резонаторе.
Напряжение корня языка, мягкого нёба, лица и шеи мешает свободному использованию носового и головного резонаторов, препятствуя звучанию в среднем и верхнем регистрах.
Когда дыхание не свободно и не может подкрепить звучание, язык пытается компенсировать эту недостаточность и его артикуляционные способности ухудшаются. Привычные психологические зажимы также часто мешают четкой артикуляции губ.
Кристин Линклэйтер
Кристин Линклэйтер

3.Про певческий выдох.

Мария Эдуардовна Донец-Тессейр -советская оперная певица и известный педагог ,профессор киевской консерватории по классу вокала (с 1953), народная артистка Украинской ССР (1965).

Процесс певческого выдоха она сравнивала со струей фонтана, которая благодаря своему постоянному напору, может удерживать легкий мячик. Мячик не падает, все время поддерживаемый струей воды. Так и звук никогда не должен "падать", его беспрерывно поддерживает струя дыхания. Если фраза большая, то вы поджимаете живот снизу, этим усилием подается остаток дыхания и вы можете спокойно довести фразу до конца.

Мария Эдуардовна Донец-Тессейр
Мария Эдуардовна Донец-Тессейр

4.О том, что ты все делаешь сам.

Мадонна-американская автор-исполнительница, поп-певица, танцовщица, музыкальный продюсер, а также актриса, режиссёр и детская писательница. Самая коммерчески успешная исполнительница в истории по версии «Книги рекордов Гиннесса»

Я свой собственный эксперимент, и свое же произведение искусства.
Чтобы добиться поставленной цели, нужно быть внимательным, дисциплинированным и готовым к ежедневной тяжёлой работе.
Мадонна.
Мадонна.

5.Про учителя и ученика.

Бернд Вайкль — австрийский оперный певец, баритон, наиболее известный выступлениями в операх Рихарда Вагнера.

"Учителю и ученику необходимы «супер-уши», чтобы прислушиваться друг к другу, и безграничное терпение, чтобы следовать всем поправкам при ошибках."
Бернд Вайкль
Бернд Вайкль

6. Что надо, чтобы стать успешным, востребованным певцом.

"Одним талантом не обойдёшься, говорит Валерия Брейтбург (старший преподаватель РАМ им. Гнесиных,  музыкальный руководитель постановок мюзиклов и эстрадных шоу).

В первую очередь

  • это упорство,
  • это труд,
  • это воля,
  • это желание всё время развиваться, обучаться.

Не все студенты понимают это. Многим кажется, что получить успех очень просто — достаточно попасть в какой-то известный проект, оказаться в нужное время в нужном месте и всё. Вот она, и удача, и слава пришла.

Но мой жизненный и профессиональный опыт показал, что это не так. Удача приходит как некое испытание, испытание на будущее. Если тебе повезло, воспринимай это как некий лотерейный билет, который ты выбрал. Дальше ты должен работать на эту удачу, развиваться.

Развиваться — это значит постоянно находиться в творческом тонусе.

Ты должен все свои профессиональные компоненты, весь свой ресурс оттачивать непрерывно, настраивать как некий инструмент. Ты должен интересоваться, запоминать, устранять пробелы, которые у тебя имеются. Ты должен развиваться интеллектуально, быть на острие атаки ко всему тому, что происходит нового в твоей профессии. Изучать и анализировать постоянно!"

Валерия Брейтбург
Валерия Брейтбург

7.О том, что певческое искусство – это искусство внутренне слышать, а внутренний слух – это мышечный слух.

Александр Павлович Зданович (1902–1982) – оперный певец, заслуженный артист РСФСР, кандидат искусствоведения, профессор кафедры сольного пения Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки.

"Внутренне слышать -это умение внутренним слухом уловить тончайшие движения и при помощи мышечных движений преобразовать эти движения в певческий звук.
Эта способность представить себе правильный певческий тон определяется на основе жизненного опыта от музыкальных впечатлений, умений, привычек, от знаний навыков, от прошлых следов памяти, от живого воображения."
Александр Павлович Зданович
Александр Павлович Зданович

8. Про осознанное восприятие своего звучания.

Цитирую себя.

"Слуховые ощущения от спетого звука надо научиться воспринимать скорее не со своей субъективной оценкой, как нравиться-не нравиться, а объективно :

  • что было осознанно сделано, чтобы звук получился нужного мне качества
  • что не доделано
  • что надо еще доделать, дотянуть, докрутить для этого.

Что это вам даёт?

  1. Тогда вы сознательно, а значит чутко и внимательно воспримите свой звук.
  2. Тогда вы понимаете что делать и делаете как вам надо.
  3. Тогда на слух все звуки вам не кажутся одинаковыми, вы слышите малейшие ньюансы и меняете их осознанно.
  4. Тогда вы становитесь мастером своего звука и ваш звук -ваша ответственность перед собой в первую очередь и перед тем, кто вас услышит.

Вы совершенствуете свое звучание и вам постоянно открываются новые грани мастерства, поскольку совершенству нет предела."

9. Про опору.

Менабени Анджелика Георгиевна-певица и педагог написала "Методику обучения сольному пению."

Опора дыхания ни в коем случае не должна пониматься как нечто неподвижное, застывшее. Это —«нгра» дыхательных мышц, четко координированное взаимодействие их во время сокращения, т. е. движения. Опора должна быть пластичной, упругой, гибкой, чтобы обеспечить быстрое изменение подскладочного давления в зависимости от сменяющихся звуков.
Опора дыхания -это умение поддерживать необходимое для голосообразованния подскладочное давление выдыхаемого воздуха.
Начинающие не умеют держать до конца фразы дыхание, не пропевают все звуки на опоре. Дыхание у начинающих бывает вялое или форсированное. Вялое дыхание - это неразвитые мышцы, недостаточный вдох, вялый выдох, поэтому и в звуке нет опоры. Форсированное дыхание связано с чрезмерной активизацией дыхательных мышц, вдох шумный, с перебором дыхания, выдох с излишним напором. А некоторые певцы долгие годы так и не могут понять, что же такое "петь на дыхании".
Правильная дыхательная опора позволяет певцу контролировать поток воздуха и использовать его эффективно для поддержки звука. Она обеспечивает стабильность и силу голоса, позволяя певцу выразиться с уверенностью и эмоциональной глубиной.
книга
книга

10. Про эталонное звучание.

Владимир Коробка-педагог, композитор, аранжировщик, продюсер вокала и саунд-продюсер на всех сезонах шоу «Фабрика звёзд»

Эталонный звук изобилует множеством характерных приемов и красок: раздувания и затихания звука; часто встречаются резкие изменения окраски звука тембрально; звук то близкий, то глубокий , то узкий, то широкий ,много переходов от грудного к микстовому и фальцетному звучаниям, иногда эти переходы бывают очень резкими; используются разного рода эффекты (сипы, хрипы, раздвоенность звука и т. д.); звук то пустой, то тембрально насыщен.
Отмечалось, что эталонному звучанию свойственно хорошо развитое микстовое и фальцетное пение. Диапазон такого микстового и фальцетного пения очень большой, а по тембру эти режимы мало отличаются от грудного голоса. Тембральная однородность, похожесть разных тесситурных режимов — престижный момент для певцов в нашем жанре. Работая над звуком, необходимо стремиться к такой однородности звучания.
Владимир Коробка
Владимир Коробка

И еще добавлю к этим 10 полезным цитатам:

У нас в вузах и вообще у педагогов принято развивать голос одновременно на упражнениях и на произведениях. У этой системы есть существенный недостаток: при "неустоявшемся" голосе сложно петь даже простые песни. Поэтому первое время пойте больше упражнений и не спешите петь песни. Потом вы быстрее пойдете вперед, потому что все поставите в нужное место.

Если вы хотите стать настоящими певцами-профессионалами, людьми, разбирающимися в музыке, в качественном вокале, музыкально и интеллектуально развитыми, будьте готовы к многочасовым тренировкам, к постоянной работе над развитием голоса и слуха, к определенному образу жизни певца, который отличается от обычного.

Три слова по-итальянски: «Tu sei cantante», что значит: ты - певица.
Это означает, что ты должна жить иначе, чем другие люди. Должна беречь силы, не делать многое из того, что обычно делают другие молодые женщины, всегда тепло одеваться и особенно тщательно заботиться о себе.
Лучано Паваротти.
Лучано Паваротти.
Лучано Паваротти.