Найти тему
Русский язык без боли

Кто должен знать русский язык

Я подписана на тг-канал одного антрополога. Автор часто просит своих подписчиков делиться опытом, рассказывать истории, которые произошли с ними или их знакомыми, – так антрополог, можно сказать, ходит в экспедиции, собирает материал у народа.

Недавно антрополог спросила, сталкивались ли её читатели с ксенофобией любого рода, в любых контекстах.

Одна подписчица рассказала:

"Я раньше переводила короткометражное кино и под одним из них написали в комментариях "Перевела на русский Гузель Аюпова - смешно". Якобы русский язык знают только русские)"

У комментария, конечно же, набралось много возмущённых реакций.

Я тоже повозмущалась. А потом даже немного посмеялась, потому что была уверена, что это всё ерунда, несуразный случай, который мог иметь место лишь однажды – и очень далеко от меня, где-то в комментариях к одному из каналов, которые я читаю. Я же с таким не сталкивалась, в моей жизни такого не было... А комментарий, который оставили под работой той переводчицы, это исключение из правил.

Но пару недель назад один мой ученик произнёс что-то вроде "у нас тогда ещё учительницей русского языка была армянка, представляете". И сказал он именно в том самом ужасном смысле: армянка не может быть учительницей русского языка.

Что произошло? В обоих случаях – и с моим учеником, и с той подписчицей – людей оценивали не по их опыту, не по их знаниям и умениям, а по тому, кто они есть изначально, предзаданно.

Поменять пол сложно, поменять национальность, наверное, невозможно, а поменять страну рождения уж точно не выйдет, потому что если у нас и появились пластические операции, которые много чего меняют во внешности, то возвращаться во времени и менять биографию мы всё-таки не научились))

И выходит, что переводчицу с именем Гузель и преподавателя русского языка армянку восприняли в первую очередь как представителей другой национальности, а не как специалистов. И выходит, что представители других национальностей ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ что-то могут делать, а что-то не могут. Вот русский язык они знать или преподавать, выходит, не могут.

Это эссенциализм, представление о том, что определённые черты закреплены за людьми из определённой группы. И поменять эти черты невозможно, потому что такими уж мы все родились (согласно эссенциализму, конечно же :)

К слову, этот мой ученик – большой умница. Он очень хорошо и, главное, с удовольствием учится, он талантливый, любит писать тексты и в целом заниматься творчеством. Я обожаю уроки с ним, всегда их жду и люблю с ним поговорить о жизни. И, конечно же, я не буду давить на него и читать лекции об эссенциализме, он не дурак и всё понял с первого раза. Да и вряд ли хоть кому-то из учеников стоит читать такие лекции...

Для меня важно, что на том уроке и в тот момент я смогла отреагировать и сказала, что преподавать русский язык может тот, кто выучился на это самое преподавание, то есть любой человек, – и ученик со мной согласился.

Но я задумалась. Раньше мир взрослых представлялся мне как мир разумных людей, таких людей, которые не совершают странных (в моём понимании) ошибок. И уж когда Я узнала, что человек любой национальности может владеть любым языком, если как следует выучится, то для ОСТАЛЬНЫХ это знание тоже становится истиной.

Оказалось, что нет. Очень грустно. Буду, как могу, аккуратно рассказывать ученикам, что Другой или Чужой – это тоже человек, такой же, как и они, и обладает этот человек теми же возможностями. Буду рассказывать и буду сама к этому привыкать.