376 год. Восточная Римская империя.
Тысячи переселенцев, влекомые животным страхом, двигались на запад. Неизвестный доселе народ гунны заставил их покинуть насиженные места. Преодолев огромное расстояние, они упёрлись в Дунай. Там, на другом берегу, начинались земли самого большого и могущественного государства.
На совете вождей готов-тервингов было принято решение отправить послов на противоположный берег с предложением выделить им землю. Взамен тервинги готовы давать новобранцев в римскую армию и жить по всем законам империи. Поначалу предложение готов понравилось императору Валенту. Война с персами требовала постоянного пополнения армии. Тем более, что отдельные варварские племена и раньше селились на землях империи.
Наконец местные чиновники получили от императора указание - решить "готский вопрос". Началась переправа. Однако средств для переправы катастрофически не хватало. Предоставленные чиновниками суда были малы и ветхи. Будучи переполненные, они разваливались на середине Дуная, что вело к гибели людей. А готы всё подходили и подходили. Римский историк Марцеллин так описал те события:
"...переправлялись они целыми семьями днем и ночью на кораблях, лодках, стволах деревьев. А так как река опасная ...много народа тонуло, как тех, кто при крайней переполненности судов слишком решительно плыл против течения, так и тех, кто бросался вплавь".
Когда уже переправилось несколько десятков тысяч варваров, римляне схватились за голову. Чем кормить этих людей? А на противоположном берегу вслед за тервингами пришли грейтунги. Граница была перекрыта. А в лагере переправившихся беженцев начинался голод. Марцеллин пишет:
"Пока варвары терпели голод, эти чиновники завели торг. За каждую собаку они брали по одному рабу, и среди взятых были даже сыновья старейшин".
Той тухлятины, которая доставлялась оголодавшим людям, на всех не хватало. Чтобы прокормить младших, приходилось обменивать старших детей на таких же тощих собак, как и они сами. И при всём при этом переселенцам запрещалось покидать свой лагерь. Напряжение нарастало и грозило взрывом.
Шли месяцы, а ситуация не менялась. Напряжённость перерастала в столкновения между готами и римлянами. Требования готских вождей с каждым разом звучали всё более угрожающе. Для решения всех вопросов римские военные чиновники пригласили вождей готов Алавева и Фритигерна на переговоры. Что там произошло, достоверных источников нет. Только закончилась та встреча тем, что Алавев был убит, а Фритигерн бежал.
Точка не возврата была пройдена. Полтора года издевательств дали свои всходы. Бунт варваров и страх большой войны внутри империи заставили Валента ускоренно заключить мир с персами и двинуть войска на готов. В августе 378 года император привёл армию к Адрианополю. Фритигерн сделал попытку договориться с Валентом, но готское посольство вернулось ни с чем.
Римские войска первые вступили в сражение. Валент нисколько не сомневался в победе. Он с презрением смотрел на толпы варваров. Однако оказалось не так всё просто. Едва римляне поняли, что битва началась, как на них с ближайшей возвышенности налетела конница аланов и грейтунгов. По правому флангу римлян буквально прошлись катком. Тем временем тервинги ударили в центр. Только левый фланг римлян смог устоять и продвинуться к готским фургонам. Но, получив отпор и не имея подкрепления, римляне откатились назад.
Тем временем центр имперских войск дрогнул. Началась паника. Не дождавшись поддержки, пехота беспорядочно отступала. Готы преследовали и убивали римлян. Только ночь остановила резню. Валент в окружении гвардии, которые ещё как то оказывали сопротивление, пытался спастись. Однако силы были не равны. Марцеллин запишет слова охранника императора:
"...отнесли раненого Валента в ближайший дом, чтобы перевязать, но хижину окружили варвары, обложили камышом и сожгли".
P.S.
Потеряв императора и фактически треть боеспособной армии, римляне могли только наблюдать, как готы, распространяясь по империи, грабят местное население. Через 30 лет падёт Рим, да не столица, но символ. А ещё через десять возникнет первое варварское Вестготское королевство.