Дизельное топливо, масла и другие виды горюче-смазочных материалов запрещено держать в емкостях, изготовленных в кустарных условиях из подручных материалов. Это связано с особенностями обращения с опасными веществами, к которым относятся указанные продукты нефтепереработки. Поэтому на рынке промышленных хранилищ присутствуют специализированные металлоизделия — резервуары для топлива, обеспечивающие безопасность его хранения и удобство последующего применения.
Требования к резервуарам, предназначенным для хранения дизельного топлива
Существует ряд требований, предъявляемых к таре:
- стойкость к механической нагрузке, деформации, ударам;
- герметичность;
- соответствие указанным в ГОСТ габаритам, максимальной вместимости и комплектующим.
И стационарные, и мобильные резервуары для дизельного топлива должны отвечать этим нормам, чтобы исключить риск нанесения вреда окружающей среде и персоналу, работающему с дизельным топливом. Это решается повышением герметичности и надежности хранилищ, что предотвращает вероятность утечки содержимого.
Наблюдаются случаи, когда установленные с соблюдением всех правил монтажа и соответствующие нормам безопасности хранилища эксплуатируются с нарушением правил ТБ. Неосторожность и безответственность работников, допущенных к обслуживанию, способны привести к загрязнению почвы, воды и атмосферы при заборе нефтепродуктов из цистерны или переливе их в другую тару.
На всю имеющуюся на предприятии тару и ГСМ у руководства должны быть документы и сертификаты, подтверждающие соответствие нормам пожарной и экологической безопасности и соблюдение регламента обслуживания. Их предъявляют во время проверок, организуемых разными ведомствами, а если разрешительная и подтверждающая документация отсутствует, на компанию и управленческий персонал налагают штрафные и ограничительные санкции.
Емкости для хранения дизельного топлива: типы, виды, материалы, объем
В список разрешенных к использованию емкостей для топлива входит несколько типов изделий, изготовленных из разных материалов. Форма и технические характеристики тоже могут различаться. Для безопасного использования нефтепродуктов предназначена тара, изготовленная из следующих материалов:
- металл;
- пластик;
- пластик в сочетании со стеклом.
Третий тип представляет собой пластиковую тару со стеклянными элементами.
Стальные изделия
Материал для производства металлических баков для дизельного и прочего топлива — листовая и рулонная сталь толщиной 1–10 мм. Поставки углеродистого, нержавеющего и хромоникелевого стального проката идут изготовителям резервуарного оборудования с отечественных и зарубежных сталеплавильных заводов. Из востребованных марок отмечают AISI 304, AISI 201, AISI 430, отличающиеся следующими свойствами:
- высокая коррозионная стойкость;
- прочность;
- пластичность.
Стальные резервуары в основном поставляются в собранном виде, но сооружения большой вместимости сваривают на месте из-за отсутствия возможности транспортировки целиком такого крупногабаритного объекта. Сборка хранилища идет из заранее подготовленных и подогнанных комплектующих.
Пластиковые резервуары и их преимущества
Среди потребителей отмечают повышенный интерес к полимерным цистернам, отвечающим требованиям безопасного использования нефтепродуктов. Предлагается тара из разных пластмасс:
- полипропилена;
- полиэтилена высокой плотности (ударопрочный ПНД);
- полиэфирного стеклопластика.
Существуют разные по конструкции (одностенные и двустенные) и способу производства хранилища. Повысить прочность удается, применив в процессе производства методику ротационного формования. Получить тару сложной конфигурации можно, сварив из листового полимера.
Разрешается использование пластиковых изделий при температуре окружающего воздуха –40…+50 °C. Полимерные стенки способны выдерживать значительную статическую и ударную нагрузку. Срок службы, при условии следования правилам пользования, составляет 50 лет.
По способу монтажа различают наземные и подземные пластмассовые резервуары для хранения топлива. У вторых толстые (до 25 мм) стенки и предупреждающие сминание ребра жесткости.
Главные достоинства пластиковой тары:
- коррозионная стойкость;
- лучшая способность, чем у стальных, выдерживать воздействие воды и агрессивных химикатов;
- хорошая эластичность;
- возможность эксплуатации в широком диапазоне температуры и при значительной амплитуде ее колебания, что объясняется низким коэффициентом теплового расширения;
- заметные диэлектрические характеристики;
- виброустойчивость;
- отсутствие сложности в процессе перевозки, монтажа, обслуживания и использования, что обусловлено малым весом;
- экобезопасность;
- выгодная цена — полимерные изделия дешевле стальных.
Преимущества изделий из полимеров оказывают значительное влияние на процесс выбора.
Объём резервуаров для хранения дизельного топлива
По статистике, чаще всего потребители приобретают резервуары для хранения дизельного топлива объемом от 0,5 до 10 кубометров. Но на рынке есть цистерны любого объема: 20, 40, 65, 100 м3 и прочие. Выбор вместимости определяется потребностями предприятия, использующего в своей производственно-хозяйственной деятельности нефтепродукты.
Оснастка емкостного оборудования
Топливные хранилища могут дооснащаться различным технологическим оборудованием и приспособлениями, повышающими удобство пользования и безопасность. В стандартный набор включены:
- прибор измерения уровня заполнения объема бака;
- топливозаборник;
- соединительные муфты;
- обжимные фитинги;
- предохранительные дыхательные клапаны.
Вместо вышеуказанного комплекта хранилище можно оборудовать ТРК — колонкой с пистолетом для раздачи, шлангом и втулками. Для удобства обслуживания предназначены технологические площадки, лестницы. Упростить монтаж позволяют опорные конструкции и подставки.
Как правильно выбрать резервуар для хранения дизельного топлива
Выбор резервуаров требует рассмотрения разных критериев: характеристики территории, предполагаемый объем использования ГСМ, плюсы и минусы разных видов. Но есть и главные факторы, которые учитывают в обязательном порядке:
- сырье для производства — стальной сплав или полимер, при выборе оценивают достоинства и ограничения в применении;
- объем — зависит от предполагаемого оборота дизельного топлива и масштаба бизнес-объекта, включая перспективу развития;
- нормативные требования — законы, правила хранения и использования, условия сертификации и положения прочих документов, регламентирующих соответствие требованиям эксплуатации;
- герметичность, защита от протечек, безопасность — эти критерии выбора емкости обусловлены конструктивными особенностями, наличием возможности слежения за уровнем заполнения;
- требования к монтажу и обслуживанию — нужны ли разрешительные документы на установку, предстоят ли регулярные проверки и каковы интервалы между плановыми ТО;
- мобильный или стационарный резервуар — учитывают перспективу периодического или постоянного перемещения хранилища, портативные могут оснащаться колесами и прочими приспособлениями для удобства транспортировки;
- предотвращение несанкционированного доступа — необходимо предусмотреть ограничение доступа к содержимому посторонних, для чего устанавливают блокировочные комплексы и замки.
Проанализировав нужды предприятия, требования законодательства, плюсы и минусы резервуарного оборудования, можно выбрать оптимальную по цене и эксплуатационным характеристикам емкость для хранения дизельного топлива.
Друзья, если статья была Вам полезна, то подписываемся на канал и поднимаем вверх большой палец! Также будем рады вашим комментариям!