Найти тему
Т-34

Девушки с Алтая. Вместе с мужчинами они ни сил, ни жизни не щадя, вступили в смертельную схватку с коварным врагом

Не женское это дело война — так считалось испокон веков. Но Великая Отечественная была поистине войной всенародной.

«На третий день войны явилась в городской военкомат, — вспоминала позже слушательница курсов медицинских сестёр города Барнаула Мария Черепанова. — Оказывается, я не первая и не последняя. Тысячи советских патриоток в заявлениях и письмах просили послать их добровольцами на фронт».

Много мужества и отваги проявили советские патриотки на фронтах, спасая жизнь раненых бойцов и командиров. Нельзя без волнения читать письмо командира-танкиста о подвиге Гали Вопшиной — бывшей учительницы одной из школ села Усть-Пристань.

«Галю я встретил в одном полевом госпитале, — пишет танкист. — Она была ранена в руку и голову. После лечения мы должны были лететь на самолёте. Галину взяли с собой, чтобы отправить в тыл. Когда высадились на аэродроме и подошли наши танки, на которых мы направились на передовую линию фронта, Галина первая села в танк. Никакие уговоры не помогли. Галина поехала на передовую позицию. Много жизней спасла она потом... Однажды во время боя она, маленькая женщина, вступила в схватку с двумя немецкими танками, шедшими на наших раненых бойцов. Она побежала к бойцам. По ней открыли пулемётный огонь, начали рваться мины. Она схватила раненого лейтенанта, бросилась с ним в укрытие и снова побежала навстречу вражеским танкам. Немцы стреляли. Галя бежала. За 15 метров Галя одну за другой бросила три связки противотанковых гранат. Ещё один бросок — и танк охватило пламя, Галина спасла жизнь раненых бойцов и командира...»

Много лет спустя после войны мне удалось установить адрес Галины Александровны Вопшиной. В одном из писем она просила рассказать о своей подруге Ане Дороховой, которая так же, как и многие её сверстницы, добровольно ушла на фронт из родной Поспелихи.

Аня, с шести лет оставшаяся без матери, росла с отцом-шофером. Он часто брал дочь с собой в поездки, она научилась водить автомобиль. Началась война, отца призвали в армию. Вскоре и её задушевная подруга Соня Сухова объявила, что уходит добровольцем.

— А как же мне быть? — спросила Аня. — Мне ведь всего шестнадцать.

— Давай попробуем достать справку. На вид тебе лет восемнадцать наверняка могут дать, — посоветовала Соня.

Заручившись желанной справкой, подруги ушли в армию.

Поначалу Ане пришлось трудиться на «Дороге жизни» — по льду Ладожского озера доставлять в блокадный Ленинград продовольствие, а оттуда вывозить осиротевших, исхудавших от голода детишек.

...Дивизию, в которой служила Аня, перебазировали на другой фронт. В колонне её грузовик шёл первым, тяжело преодолевая хлябь раскисшей от дождей дороги. А тут, как назло, в самом узком месте путь перегородила пушка.

— Артиллеристы, нельзя ли в сторонку? — выскочив из машины, крикнула Аня.

Один из солдат, выпрямив спину, обернулся.

— Отец!..

Встрече отца с дочерью радовался весь полк. С этого дня они шли дорогами войны неразлучно.

В боях на Курской дуге Аня участвовала уже как механик-водитель танка Т-34.

— Долго добивалась, чтобы сменить «полуторку» на танк, — рассказывала она. — Не пускали, комполка был против, не женское, мол, дело. Я настаивала. Тогда он приказал танкисту проверить, как я умею водить по пересечённой местности. Лейтенант был строг, подавал команды. Танк то проваливался в глубокий ров, то взбирался на кручу. Разламывало плечи, руки болели в запястьях, а лейтенант подавал команды одна сложнее другой. Когда кончились испытания, из танка вылезла «не по форме» — ногами вперёд. Комполка засмеялся, а я подумала — всё кончено... Но лейтенант похвалил.

Много на счету этой женщины героических дел. Однажды во время затишья полк расположился в лесу, ожидая горючее. Кто-то из танкистов сказал, что на хуторе (это было в Польше) есть склад с горючим. Аня, всегда энергичная и проворная, получила разрешение проверить обстановку. Захватив с собой несколько канистр, помчалась на «полуторке» на хутор. Вдруг в безоблачном небе разгорелся воздушный бой между нашим «ястребком» и двумя фашистскими самолётами. Им удалось подбить нашу машину. Лётчик выбросился на парашюте. Заметив место приземления, Аня помчалась на помощь. Сюда же спешили с собаками фашисты. Ненамного опередила их тогда она. С трудом затащив в кузов машины раненого лётчика, она не смогла отстегнуть парашют. Аня, привязав стропы парашюта к кабине, рванула машину с места, но вдруг почувствовала, как автоматная очередь ударила по колёсам. Автомобиль сильно «потянуло» вправо, но она не выпустила из рук баранку, на одних дисках прикатила в расположение своей части...

Её тогда наградили орденом Красной Звезды. А позже, за форсирование реки и успешный бой, она получила орден Славы II степени. Войну подруги из Поспелихи закончили в Берлине. Аня — танкистом, Соня Сухова — шофёром.

На Западном и Первом Украинском фронтах командовала противотанковой ротой Сима Загвоздина, детство и юность которой проходили в селе Усть-Суетка. Закончила войну Серафима Алексеевна в 1945 году в Чехословакии начальником штаба батальона.

Много ратных подвигов на счету тысяч других патриоток с Алтая. Вместе с мужчинами они ни сил, ни жизни не щадя, вступили в смертельную схватку с коварным врагом. И победили.

В. УСАТЫХ (1985)