Найти в Дзене
Без шелухи. Marina Kon

Правители в плену: кто как пережил позор

Крез (6 век до н.э.)

Знаменитый царь Лидии вошел в историю сказочным богачом: до сих пор судачат, а было ли то богатство, но мы о другом. В 546-м году до н.э. воины Креза защищали от персов свою столицу Сарды; ночью враги по скале залезли на городскую стену, город пал, Крезу пришлось сдаться персидскому царю Киру. Дальше в хрониках разногласия: то ли Креза сожгли, то ли Кир в припадке милосердия пощадил пленного и даже сделал того военным советником. Потерявший власть и сокровища лидиец, надо думать, страдал от великого унижения и собирал себя в кучку, привыкая к новым условиям.

Легендарно богатый Крез. Из открытых источников
Легендарно богатый Крез. Из открытых источников

Деметрий Полиоркет (4-3 вв. до н.э)

Этот царь Македонии, сын диадоха Александра Великого Антигона, был замечательно красив и чертовски обаятелен. Еще Деметрий отлично воевал. Захватывал города и страны, получал и терял власть; в многолетней войне диадохов вступал в союзы то с теми, то с этими. Наконец в одной из битв его предали собственные воины; Деметрий попал в плен к царю Азии Селевку. Ему повезло: могучий Селевк в душе добряк. Узника окружают заботой, кормят-поят от пуза, пускают к нему друзей, разрешают охотиться в царских угодьях. Что еще нужно, чтобы встретить старость? 50 уже Деметрию.

Через 3 года царственный невольник, умаявшись от пьянок, обжорства, игры в кости, заболел и умер. Диагноз: праздность.

Монета с изображением Деметрия. Из открытых источников
Монета с изображением Деметрия. Из открытых источников

Ричард Львиное Сердце (12 век)

Декабрь 1192-го. Возвращаясь из Крестового похода, король Англии угодил в лапы австрийского герцога Леопольда, позже пленника отдали императору Генриху VI. Узника охраняют круглые сутки, с обнаженными мечами. Генрих вываливает ему гору претензий: на Кипре Ричард своевольничал, короля Франции Филиппа Августа хотел убить, немецких крестоносцев презирал… Итого: цена свободы - 150 тысяч марок. Это, на минуточку, двухлетний доход английской казны. Ричард скис: сидеть ему и сидеть.

Но рыжему Льву повезло с мамой; Алиенора Аквитанская велит подданным – четверть доходов вынь да положь на выкуп дорогого сына. Не хватает? Добавим 200 заложников. Деньги в Германию везет лично 70-летняя Алиенора. Спустя год с лишним после пленения ее 37-летний отпрыск «возвращен матери и короне». Пишут, Генрих, помахав отъезжающим рукой, передумал отпускать Ричарда, послал за ним погоню, но того и след простыл.

Таким изображали Ричарда. Из открытых источников
Таким изображали Ричарда. Из открытых источников

Баязид Молниеносный (начало 15 века)

Успешно воевал этот султан – пока не напоролся на Тамерлана. 1402 год, битва под Анкарой; османы драпают от воинов Великого Хромца. Хрясь! Баязида бьют булавой, он валится с коня – и вот уже со связанными руками стоит перед Тимуром. Победитель не лютует: всюду возит пленника с собой, берет в походы. Но неуемные турки без конца пытаются отбить султана; и того сажают в клетку, вместе с женой Оливерой. Турецкие источники пишут, что это вранье, неверный перевод жалобы Баязида «сижу как птица в клетке». Так или иначе, через год султан умирает – то ли от ревматизма и малярии, то ли не пережив позора. Гордый был. Его жену Оливеру Лазаревич сразу отпустили; она уехала в родную Сербию, где прожила еще 40 лет.

Баязид и Тимур. Из открытых источников
Баязид и Тимур. Из открытых источников

Иоанн II Добрый (14 век)

В битве с англичанами при Пуатье (1356 год) этот французский король-рыцарь бьется как лев, но удачи не ловит: боевой топор вылетает из рук, шлем пробит, Иоанн в плену. 4 года он живет в Тауэре… по-королевски: покупает одежду, лошадей, гуляет, внимает личному астрологу. Тут ему выкатывают счет: 3 миллиона экю плюс земли Франции на побережье, ваше величество - и вы на свободе. Да, не забудьте оставить у нас сынка вашего Людовика Анжуйского заложником. По рукам, королю домой хочется.

Пока Иоанн заново вникает в дела своей страны, Людовик бежит из плена. Франция рукоплещет принцу, а Иоанну стыдно – что ж так не по-рыцарски? И едет благородный монарх к берегам Темзы, досиживать срок за сына. Англия пляшет от радости; Франция снова без правителя. Через несколько месяцев Иоанна одолевает некая хворь. Умирает на чужбине, зато рыцарем.

Короля Иоанна Доброго берут в плен. Из открытых источников
Короля Иоанна Доброго берут в плен. Из открытых источников

Франциск I (16 век)

Для этого француза роковой стала битва при Павии (1525 г.). Обидно: едва не победил, но поспешил с атакой на имперскую пехоту. Вместо триумфа в Париже – позорный плен в Мадриде, у короля Испании (он же император) Карла V Габсбурга. Франциск терпеть не может Карла. Тот мурыжит с аудиенцией, унижая короля, а потом требует Италию, Фландрию - да еще Бургундию ему подавай. Ладно, главное - свобода, а там Карлу покажем.

Франциск в плену (справа в берете - Карл V). Из открытых источников
Франциск в плену (справа в берете - Карл V). Из открытых источников

Через год с лишним, пообещав, кроме прочего, жениться на сестре Карла Элеоноре и отправить вместо себя заложниками в Мадрид двух сыновей, Франциск на воле. К Карлу едут 8-летний Франциск и 7-летний Генрих (будущий король Генрих II). Три года мальчики живут в крепостях Кастилии, под неусыпным надзором. Младшему плен скрашивают воспоминания о прекрасной даме Диане Пуатье, что чмокнула его в лоб при прощании с Францией и обещала ждать. Генрих вернется к ней 11-летним, еще подрастет – и уже не расстанется с той, что на 20 лет его старше. Такая любовь. Старина Франциск дивится: не в него сынок.

Зато ненависть к Карлу V Генрих от отца унаследует. Но окончательно победить Габсбурга тоже не сумеет.

Автор – Марина Туманова

Сердечное спасибо вам за внимание к каналу, за лайки, комментарии, подписки