В парке науки и искусств на федеральной территории «Сириус» стартовал III Конгресс молодых ученых. В первый день масштабного мероприятия состоялись выступления Министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова и его заместителей Константина Могилевского, Дениса Секиринского и Ольги Петровой. Также прошел ряд мероприятий на стенде Минобрнауки России.
Природоподобные технологии — развитие науки и забота о будущем
Министр науки и высшего образования РФ выступил на пленарном заседании Конгресса. Он рассказал о развитии природоподобных технологий — новых подходах и методах, вдохновленных природой, которые используются для решения различных технических и инженерных задач.
«Развитие таких технологий станет еще одним шагом к развитию науки и будет способствовать поддержке передовых научных исследований. Сейчас важно давать возможность талантливым ребятам связать свою жизнь с наукой», — сказал Министр.
Минобрнауки России уже проводит работу по определению основных принципов и критериев отнесения технологий к природоподобным совместно с Курчатовским институтом, вузом — руководителем научных исследований, которые проводятся в рамках указа Президента о развитии природоподобных технологий в Российской Федерации.
Развитие человеческого капитала со школьной скамьи
Об этом поговорил Министр в рамках одной из тематических дискуссий Конгресса. Он отметил, что подготовка хорошего инженера в университете начинается с младшей школы, с хорошей профориентации и качественного образования по предметам, которые помогают формировать пространственное мышление. А вузы, в свою очередь, готовят кадры для достижения технологического суверенитета.
«Университеты должны стать полноценными участниками социально-экономического развития и страны, и своих регионов. Вовлекать студента в решение реальных инженерных задач, учить умению превращать идею в конечный продукт — это совершенно другое образование по содержанию. Это не только инженерия, это и маркетинг, и бизнес одновременно, и регионоведение, и эффективные коммуникации и много всего другого», — сказал глава Минобрнауки России.
От общих аудиторий к совместным лабораториям: иностранная молодежь в российской науке
Заместитель Министра науки и высшего образования РФ Константин Могилевский рассказал о привлечении иностранной молодежи в российскую науку. Он отметил, что этот процесс реализуется по двум направлениям: обучение иностранных студентов в вузах России и научная коллаборация.
Так, в первом случае все начинается с привлечения иностранных студентов в российские университеты. В прошлом году их число составило 351 тыс. человек. В этом году, по предварительным данным, количество возросло до 355 тыс. обучающихся.
«Остается в России работать где-то 8–9%. В принципе это нормально. У нас нет основной задачи оставить их здесь. Наша задача: выучить людей, погрузить в российскую культуру и вернуть на родину для того, чтобы они потом понимали Россию, были друзьями России, делали там карьеру благодаря хорошему образованию, полученному здесь», — рассказал заместитель Министра.
По его мнению, для привлечения студентов из других стран в вузы России необходимо повышать требования к качеству подготовки иностранного абитуриента и мировую конкурентоспособность квот Правительства России на бесплатное обучение.
Работа славянских вузов за рубежом
Также Константин Могилевский выступил модератором секции «Славянские университеты в странах ЕАЭС и СНГ: вклад в социальное и технологическое развитие». На пространстве СНГ действуют 4 славянских университета: в Армении, Таджикистане, Киргизии и Беларуси.
«Эти университеты вносили и вносят свой вклад в подготовку кадров для экономик, в первую очередь, тех стран, где они расположены. В них действуют российские образовательные стандарты, присуждаются российские дипломы, которые признаются как в России, так и за рубежом. Для нас совершенно очевидно, что это в полном смысле слова совместные университеты, для организации работы которых должен быть применен, как считает Минобрнауки России, особый подход», — отметил Константин Могилевский.
Популяризация и меры поддержки науки
Замглавы Минобрнауки России Денис Секиринский рассказал о грантовых инструментах поддержки ученых, лучших региональных практиках по развитию науки и результатах нацпроекта «Наука и университеты».
Так, для решения задач социально-экономического развития регионов создаются научно-образовательные центры мирового уровня. Сейчас в работу 15 НОЦ вовлечено 157 вузов, 142 научные организации и 383 высокотехнологичные компании.
В рамках нацпроекта «Наука и университеты» создано 740 новых молодежных лабораторий, способствующих привлечению молодых ученых к научно-исследовательской деятельности, в том числе в регионах их постоянного проживания. В 2024 году будут созданы новые лаборатории по приоритетным направлениям.
«Цель Десятилетия науки и технологий — сделать так, чтобы результаты научной деятельности были более заметны российскими гражданами. Федпроект «Популяризация науки и технологий» — это один из инструментов решения этой задачи. Однако результат не всегда можно просчитать, это на уровне ощущений и выбора, который делают обычные люди, например, выбирая российские продукты питания, российскую одежду, которая сделана из материалов, произведенных в наших лабораториях, выбирая медицинскую технику отечественного производства. Важно зафиксировать понимание того, что тебя окружают результаты научной деятельности, которые достигнуты отечественными учеными», — сказал Денис Секиринский.
Замминистра также принял участие в секции «Российская сцена науки и технологий в поисках новых героев». Он рассказал о мерах господдержки для популяризации отечественной науки, разработанных по поручению Президента России.
Так, с 2022 по 2031 годы проходит Десятилетие науки и технологий. Объем финансирования федпроекта «Популяризация науки и технологий» на 2024 год составил более 693 млн рублей. Инициативы популяризаторов активно поддерживаются грантами: в этом году были запущены конкурсы для поддержки организаторов научно-популярных мероприятий и авторов, освещающих вопросы науки и технологий. Победители получили в сумме 394 млн рублей и более 77 млн рублей соответственно. Кроме того, ежегодно Минобрнауки России организовывает премию «За верность науке», которая отмечает самых талантливых популяризаторов науки и лучшие научно-популярные медиапроекты России.
Технологический суверенитет и новое оборудование
О предложениях вузов и научных организаций по разработке высокотехнологичного оборудования рассказал замглавы Минобрнауки России Денис Секиринский.
Так, в связи с введенными ограничениями на импорт зарубежного оборудования одной из ключевых задач на горизонте 3–5 лет становится развитие отечественного научного приборостроения. Для этого Минобрнауки России реализует федпроект «Развитие отечественного приборостроения гражданского назначения для научных исследований». В рамках него уже разрабатываются восемь научных приборов и еще десять рекомендованы к разработке.
Влияние информационных технологий на нравственные ориентиры общества
Замглавы Минобрнауки России Ольга Петрова приняла участие в дискуссии «Танго с киборгом: цифровизация и общественные изменения». Она отметила, что в условиях новых вызовов и отстаивания технологического суверенитета одна из глобальных задач Министерства — не потерять человека и духовно-нравственные основы российского общества. По ее словам, вся линейка проектов, модулей и курсов, внедряемых ведомством, основана на фундаментальных ценностях.
«Эти ценности позволяют нам в сложные периоды объединяться и показывать единство. Это было и во время пандемии, это происходит и сейчас. У нас есть понимание трендов развития новых технологий и процессов. Но вместе с тем мы видим необходимость сохранения человечности, душевности и деятельного патриотизма. В основе работы наравне с научными исследованиями и прорывными технологическими проектами, конечно, должно быть создание воспитательной экосистемы — идеологического и воспитательного каркаса», — подчеркнула Ольга Петрова.
Минобрнауки России о климате
На стенде Минобрнауки России ученые представляют свои достижения — отечественные разработки в области климата, карбоновых полигонов, мониторинга климатически активных веществ и научно-образовательных центров мирового уровня.
В рамках первого дня работы в зоне дискуссий состоялись лекции от опытных экспертов по теме карбоновых полигонов.
Так, проректор Тюменского государственного университета Андрей Викторович Толстиков рассказал, что актуальное расположение Тюменского карбонового полигона позволяет изучить различные типы репрезентативных ландшафтов: как наземные, так и пресноводные водные экосистемы. Исследования ведутся от Арктики до Бухары.
Руководитель воронежского карбонового полигона Сергей Шешницан поделился опытом восстановления лесов после пожаров. Для этого специалисты разработали комплексный подход, который заключается в создании лесных участков с разнообразными растениями, улучшающими почвенно-растительные условия, и сочетании быстрорастущих светолюбивых и медленнорастущих теневыносливых деревьев.
В следующие дни Конгресса на стенде Минобрнауки России пройдут экохакатоны, деловые игры и мастер-классы. Участники мероприятия смогут измерить, сколько углерода сохраняет молодое дерево, оценить токсичность воды, почвы и воздуха, а в рамках деловой игры Банка России «Климатическая трансформация» — представить себя руководителем компании и разработать план по минимизации климатических рисков.
Напомним, III Конгресс молодых ученых продлится до 30 ноября в «Сириусе». Мероприятие объединяет представителей ведущих научных школ, органов власти, индустриальных партнеров, лидеров отечественной науки и молодых ученых, победителей конкурсов грантов, студентов и школьников из России и других стран.
Мероприятие организовано Министерством науки и высшего образования РФ, фондом Росконгресс и Координационным советом по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию и является одним из ключевых ежегодных событий Десятилетия науки и технологий.