Анализ SWOT разработали в 60-х годах прошлого века в Гарварде. Он стал универсальным инструментом для стратегического планирования и принятия решений. Метод применяют как крупные компании, так и небольшие. Однако в последнее время эксперты стали чаще его критиковать, называя неактуальным.
Разбираемся, как модернизировать этот инструмент, чтобы он приносил пользу.
Плюсы SWOT-анализа
Суть метода кроется в названии:
- S — strengths (с англ. «сильные стороны»);
- W — weaknesses (с англ. «слабые стороны»);
- O — opportunities (с англ. «возможности»);
- T — threats (с англ. «угрозы»).
Большинство компаний выбирают этот анализ по нескольким причинам. Его может провести неподготовленный специалист, для этого не нужны конкретные навыки или знания. Инструмент универсален: SWOT позволяет проанализировать продукт, бизнес в целом, персону (например, личность руководителя) и даже географический регион. Также этот метод оценки даёт возможность ёмко сформулировать выводы.
Недостатки SWOT
Среди недостатков эксперты отмечают быстрое устаревание результатов анализа: выводы актуальны лишь в моменте. Кроме того, у методологии нет чётких правил для формирования инсайтов: полученные данные автор исследования распределяет по группам (сильные и слабые стороны, возможности и угрозы) на собственное усмотрение.
Кроме того, SWOT может навредить бизнесу, если исследование проводится независимым экспертом: у него недостаточно данных, что становится причиной ошибочных выводов.
Но главный минус SWOT-анализа — он релевантен для средних и маленьких компаний. Крупный бизнес чаще использует PESTEL, этот метод рассматривает рынок, а не только компанию отдельно.
Модернизированный SWOT
Отказываться от SWOT-анализа не стоит, но можно кастомизировать его под конкретные нужды.
Одна из вариаций SWOT — TOWS. Буквы в этой аббревиатуре означают то же самое, однако анализ следует начинать с рассмотрения внешних факторов, а потом переходить к оценке влияния на внутренние характеристики объекта исследования. Другой вариант — выделить внутренние и внешние факторы, оценив их влияние друг на друга. Инструмент позволяет решить, какие варианты максимизируют сильные стороны бизнеса, чтобы использовать возможности, а какие минимизируют слабые стороны, чтобы избежать угроз.
Ещё одна альтернатива SWOT-анализу — модель планирования PLOT: people (с англ. «люди»), learning (с англ. «обучение»), opportunity (с англ. «возможности») и transformation (с англ. «трансформация»). Анализ позволяет выделить желаемый результат и выявить инструменты для его достижения: какие требуются сотрудники, компетенции и что именно нужно изменить.
Подробнее об актуальных инструментах стратегического планирования читайте на СберПро Медиа.
#Менеджмент #Стратегическоепланирование