Источник фото: https://ru.freepik.com/free-photo/still-life-with-the-scales-of-justice_33123958.htm#page=2&query=су
Хочу поделиться одной забавно историей из своей судебной практики, которая произошла со мной в одном судебном процессе. Все мы знаем, что по закону судья независим, объективен и беспристрастен. А так ли это на самом деле?
Первое судебное заседание
Однажды я защищала интересы своего работодателя в одном трудовом споре.
Это было дело об административном правонарушении. Трудовая инспекция привлекла к административной ответственности моего руководителя как должностное лицо за нарушение трудовых прав работника. И мы обратились в суд, чтобы обжаловать постановление.
В то время рассмотрение таких дел передали судьям, рассматривающим уголовные дела. Якобы потому, что новый КоАП РФ был принят по образу и подобию УПК РФ. Как показала практика, судьи по гражданским делам справлялись с "административкой" гораздо лучше. Но это уже другая история.
Итак, постановление трудовой инспекции мы обжаловали в районном суде. И нам, как раз попался судья по уголовным делам. Тогда все еще было гораздо проще - не было аудиозаписи, с материалами дела можно было знакомиться прямо в судебном заседании или непосредственно перед ним, никакой записи и подачи заявления заранее.
Надо сказать, что при вынесении постановления и, вообще, в процессе оформления документов по делу об административном правонарушении трудовая инспекция допустила множество нарушений. Плюс, ещё "помогли" их допустить предпринятые мною при вынесении постановления маленькие хитрости. Многочисленными процессуальными ошибками в то время страдали все или почти все гос. органы. Да, и сейчас, к сожалению, в этом вопросе мало что изменилось.
Перед началом судебного процесса уже непосредственно в зале судебного заседания я заявила, что мне необходимо ознакомиться с документами, поскольку нам показали только часть из них. Хотела отложить таким образом рассмотрение дела и потянуть время.
Судья (а это был мужчина) согласился предоставить мне возможность ознакомиться с документами только "здесь и сейчас", но отложить процесс отказался. Все это происходило ещё до начала официального заседания, поэтому диалог вёлся в свободной форме.
Как обычно, в зале стоял огромный судейский стол и рядом небольшие столики для участников процесса, которые были придвинуты к нему вплотную. То есть, судья мог передать мне дело прямо со своего рабочего места, и мне не требовалось никуда подходить, достаточно было просто протянуть руку.
Дорогой подарок
На столе у судьи было практически пусто. На нем находились только большая статуэтка Фемиды (примерно в полметра) и судейский молоточек. Статуэтка стояла почему-то с краю, со стороны столиков для участников процесса, а молоточек «валялся» где-то в стороне... И тут случилось страшное.
Папку с делом судья, почему-то, стал передавать мне прямо над Фемидой. Дело оказалось неожиданно тяжёлым, моя рука дрогнула... и, о, ужас! Фемида полетела на пол.
Получилось, как в той сказке - мышка бежала, хвостиком взмахнула, яичко и разбилось. Нет, не в дребезги. Но своих весов Фемида лишилась.
Я в нехорошем предчувствии вжала голову в плечи и поняла, что нам... большой белый пушистый зверёк. Судья буквально «забился в истерике». Большой взрослый мужчина чуть не плакал от того, что вещь оказалась испорченной. Он укорял меня в неловкости, сетовал на мою неуклюжесть и, вообще, был расстроен до глубины души.
Оказалось, что это подарок какого то высокого чина, и он ему очень дорог. Мои извинения делу не помогали. Причитания продолжались на протяжении всего процесса. При этом, мы как то умудрились провести его в официальной обстановке.
Но, все же, рассмотрение жалобы было отложено. Это означало, что у нас есть также и время, чтобы подумать над тем, как возместить ущерб.
«Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно»
Руководителя я о сложившейся ситуации поставила в известность. Неожиданно, он не ругался, а предложил подумать о ситуации совместно. Даже немного посмеялся. Конечно, если бы это дело не было связано лично с ним, то можно было бы эту историю рассказывать как анекдот.
Мы стали искать варианты решения проблемы. С одной стороны, ущерб надо возместить. Но как это сделать так, чтобы это не выглядело взяткой или чем-то подобным. Да, и в точности восполнить потерю не получится. Возможно, именно такой же статуэтки нам будет не найти. И я детально ее запомнить не могла. Решили посмотреть, что есть в продаже. Оббегали все магазины в городе вместе и по отдельности. К сожалению, ничего подходящего не нашли.
"Все, что не делается - делается к лучшему"
В следующее заседание я явилась без Фемиды. Оказалось, что правило о том, что все что не делается - все к лучшему, работает, как нельзя лучше. Да-да, именно так, с тавтологией.
Рассмотрение дела продолжилось. В этот раз присутствовала и представитель трудовой инспекции, хотя в подобный процесс гос. органы не вызываются, поскольку не являются стороной по делу.
Но что делать с постановлением трудовой инспекции, судья не знал, видимо поэтому использовал все возможные ресурсы. Объявил получасовой перерыв в судебном заседании и убежал за советом к коллегам. Знаю, потому что вернувшись, он в этом признался. Был "консилиум".
Эта история завершилась благополучно, потому что судья и, правда, оказался объективным и беспристрастным. Он отменил постановление и вернул дело на новое рассмотрение в трудовую инспекцию.
Трудовая же инспекция, вместо того, чтобы решение суда исполнить, обжаловала его в городской суд. Но когда пришло время рассмотрения дела по их жалобе, все сроки для вынесения нового постановления были уже пропущены, и производство по делу прекратили.
Мы потом ещё какое то время продолжали обсуждать сложившуюся ситуацию. Рассуждали, что теперь то уже можно передать судье новую статуэтку. Но вопрос так и остался открытым.
И кто знает, как повел бы себя в похожей ситуации кто-то другой из судей. Возможно, нам пришлось бы несладко. Можно было бы не рассчитывать на объективность, можно было бы приготовиться к унижениям в судебном процессе. Не секрет, что зачастую судьи и без видимых причин любят повышать голос на участников процесса. Ну, а в такой ситуации, как говорится — сам бог велел.
В этой же истории все обошлось. Можно только с уважением отнестись к человеку, к судье, который сумел взять себя в руки и не перенести личное на рабочий процесс.
Первоисточник: Автор Злотникова Л.Г.