"Один дома" (1990)
"Внутренний ребенок" или "детское эго-состояние" – крайне неудачные названия для крайне важных сторон нашей психики. Я предпочитаю вообще не пользоваться этими понятиями, но приходится: клиенты же приходят уже дюже начитанные. Многие из них приходят с запросом "развить внутреннего ребенка", но зачем им это нужно объяснить не могут.
Разберемся – кому нужно, зачем и нужно ли вообще.
С легкой руки Эрика Берна в психологии, даже за рамками трансактного анализа, прижилось представление о том, что "Я" (эго) может находиться в одном из трех состояний: Родитель, Ребенок и Взрослый. Детское эго-состояние – это не то же самое, что "внутренний ребенок", но просто уже всё порядком смешалось в интернете и чаще всего эти выражения воспринимаются непрофессионалами как синонимы.
Ничего не имею против самой "системы", ее описания и функционирования, но названия мне не нравятся. Если говорить о сущности этих трех эго-состояний, то их можно было бы назвать как-то иначе, в зависимости от того, чем руководствуется человек в данный момент.
- "Родитель" – это про контроль и про законы, правила, это про "надо и должен".
- "Ребенок" – это про эмоции, потребности и желания, это про "хочу и нравится".
- "Взрослый" – это про разум и логику, это про "принятие решений".
Такова уж трагедия человеческого бытия, что в нем "должен и надо" почти всегда бодается с "хочу и нравится". То одно, то другое может перевешивать, и разум позволяет анализировать ситуацию, исследовать аргументы и принимать решения в пользу Надо или Хочу. Как видите, пользоваться словом "ребенок" здесь вообще не обязательно.
И если "Надо и Должен" обществом всячески одобряется и поощряется, то "Хочу" в процессе социализации задвигается на второй (а то и десятый) план. "Хотеть не вредно", "Хочется – перехочется", "Мало ли чего ты не хочешь?", "Надо значит надо" – эти и подобные им милейшие установки из детства приводят к тому, что ценность желаний, потребностей с годами неизменно снижается. Большинство из нас владеют навыком, который позволяет задвинуть свои "хочу" куда подальше, когда чего-то там "надо".
Какие-то желания потом угасают, какие-то пропадают... А нет, не угасают и не пропадают. Фрустрируются, трансформируются, хоронятся... У человека становится меньше контакта с собой, меньше понимания собственных эмоций и чувств, меньше энергии. Ибо есть такая закономерность: любое "Надо" затрачивает энергию, любое "Хочу" ее генерирует. И если делать чаще то, что надо, а не то, что хочется, в какой-то момент можно осознать, что жизненных силенок хватает только на бытовуху и работу.
Идеальный вариант для развития той части личности, которая отвечает за эмоции, чувства, потребности и желания – это реализовывать их "по мере поступления". Но объективно для этого не всегда есть возможности. Вот прямо сейчас мне хочется глинтвейн, но я же допоздна на работе, а завтра уже хотеться перестанет. Или хочется мне встретить летний рассвет, а тут как назло сибирский декабрь. А дальше – всё, проехали, уже не актуально.
Актуально. Просто включаются механизмы психологической защиты. Например, мы можем легко распознать механизм рационализации. Он заключается в том, что сознание находит логичное, разумное, рациональное объяснение тому, почему желание выполнять не нужно. Разновидностями этого механизма являются "Зеленый виноград" и "Сладкий лимон".
Зеленый виноград обесценивает нечто желанное по принципу "Да не очень-то и хотелось". Сладкий лимон пытается присыпать сахарком то, чего на самом деле вам не хочется, и подсунуть вместо того, что хотелось.
Когда по жизни "рулит" только "Родитель", ничего хорошего из такого тотального контроля не выходит, но и полная самостоятельность "Ребенка" чревата последствиями. Когда "внутренний ребенок" "один дома" – жди проблем. Будет весело, но небезопасно. О последствиях это существо редко задумывается.
Психологически благополучным является вариант, когда в наиболее "прокачанном" состоянии оказывается "Взрослый", то есть навык принятия решений на основе анализа фактов и с учетом интересов как "Надо", так и "Хочу". А этот навык прокачать сложно. Когда появляются желания – не всегда есть возможность на них отреагировать, а когда уже можно было бы отреагировать, мы видим результат работы защитных механизмов и искренне верим в то, что уже "не хочется".
Техника "16 конвертов" и психологический адвент-календарь создают уникальную тренинговую ситуацию, при которой вы сможете во всей красе понаблюдать внутреннюю битву между вашими "Надо" и "Хочу", но главное – получите нереально крутой опыт выполнения своих желаний уже после того, как сработают защитные механизмы. Вам будет казаться, что вы уже не хотите залезть в сугроб, потому что эта дикая мысль посетила вас 5 дней назад и тут же улетучилась, но на самом деле-то нет. Она захоронилась. И если в сугроб залезть через "не хочу", это желание откопается, оживет и включит гирлянду эмоций.
Конечно, для этого желание должно быть настоящим, а в этом тоже не все разбираются. Поэтому техника обучает еще и тому, как исследовать и распознавать свои желания. Выполнишь несколько "ненастоящих" и научишься чувствовать их мгновенно.
Выполняя свои желания не в моменте, когда захотелось, в когда "выпал конверт", вы научитесь делать то, чего вообще мало кто умеет делать. Обычно люди глушат свои "хочу" во имя "надо", а здесь вы поставите "надо" на службу своим "хочу", то есть сделаете то, что вас отучали делать с самого детства.
Принято считать, что самое главное эго-состояние – именно детское. Взрослое и Родительское призваны лишь обслуживать его. Но чтобы этому научиться, нужно быть очень зрелым. С бухты-барахты выполнить собственный же каприз может любой, а вот спланировать и реализовать желание в жестких условиях ежедневной рутины – на это способен далеко не каждый.
Возможно, это прозвучит (на первый взгляд) как каламбур, но на самом деле это не он: получить психологический, эмоциональный опыт можно только получив эмоциональный опыт. Это не обсуждается. Хотите опыт – организуйте себе его получение.
Техника "16 конвертов", если ее выполнять правильно, это тот еще драйв. Это примерно как приключения Кевина. Мальчишка мог ведь как-то отсидеться и не лезть на рожон, но вместо этого он устроил себе и бандитам настоящий треш. Оно того стоило? Опыт был, определенно, бесценным.
Парнишка не только узнал пределы своих сил, возможности и своей смелости, но и исследовал ценность своего "заветного желания". Помните, вдоволь нахлебавшись всех благ принадлежности к большому семейству, Кевин загадал, чтобы семья исчезла? Всё, что произошло потом, поначалу очень напоминало сбывшееся желание... И лишь пройдя через некоторые препятствия и испытания мальчик пришел к пониманию себя и своих ценностей.
В следующих статьях поговорим о том, как правильно выполнять технику и как сделать ее максимально-празднично-лайтовой, чтобы всё же было без напряга и в удовольствие на Новый год.
Всё о психологическом Новогоднем адвент-календаре читайте в подборке: