Найти тему
Учительская

Всегда рядом

Все чаще мы слышим про тьюторов, их необходимость в учебном процессе и сложности в их поиске. Ведь буквально десятилетие назад этого слова не было в лексиконе наших специалистов и преподавателей. Так кто же такие тьюторы и что они делают?

Если запросить Google или Yandex, то получим стандартные формулировки: «В переводе с латинского тьютор (от англ. tutor) – это наставник. Они появились еще в XIV веке в британских университетах – Оксфорде и Кембридже – и были посредниками между профессорами и студентами: помогали составить расписание, объясняли, как применять академические знания в реальном мире». На данный момент спектр деятельности тьюторов несколько иной. Если говорить о школьном или дошкольном образовании, можно сказать, что тьютор – это человек, который идет рядом, обеспечивая поддержку и помощь, и отходит в сторону, когда подопечный (тьюторант) справляется самостоятельно.

Однако многие родители и образовательные заведения сталкиваются с проблемой поиска квалифицированных специалистов. Почему так происходит? Ведь спрос есть! В России много институтов и университетов, которые готовят педагогов и психологов. Но… проштудировав просторы Интернета, я нашла единицы магистратур по специальности «тьютор». Получается, что основная причина нехватки профессиональных кадров в школах – это отсутствие качественного и доступного профильного образования для специалистов. В принципе профстандарт нам говорит, что для работы тьютором в образовательной организации необходимы высшее педагогическое образование или педагогический стаж с переподготовкой. Тогда возникает вопрос: как педагог одной области (особенно если говорить о старшей школе) может быть помощником ребенка по другим предметам? И должен ли тьютор знать все предметы? Хочется понять, чем все же тьютор отличается от учителя, что он должен делать, как разграничить деятельность тьютора и ассистента.

Наверное, множество вопросов все же связано с молодостью профессии в России. Ведь понятия «инклюзивное образование» и «особые образовательные потребности» появились в Законе «Об образовании в РФ» только в 2013 году. А профессиональный стандарт с трудовой функцией «тьюторское сопровождение» появился – лишь в 2017 году.

И все же, если разбираться в отличиях профессий, можно сказать, что основная задача педагога – научить, а задача тьютора – помочь ребенку научиться. Тьютор должен быть координатором взаимодействия «педагог – ученик». Хотя это может касаться не только академических навыков. Иногда требуется помощь научить взаимодействовать с окружающей средой, со сверстниками. Стык педагогики и психологии является той областью, где разворачивается деятельность тьютора.

Индивидуальный наставник не заменяет учителя. Задача преподавателя – дать материал ученику так, чтобы он его запомнил и смог применить на практике, тьютор смотрит значительно глубже. Наблюдая и выстраивая траекторию ведения тьюторанта, тьютор следит за психологическим комфортом и мотивацией. Помогает, не делая за ученика задание, а направляет к поиску правильного решения. Хороший тьютор – это ненужный (со временем) тьютор, то есть научивший справляться с поставленной задачей. Получается, если в процессе взаимодействия необходимость в помощи отпадает, надо вовремя незаметно и безболезненно отойти в сторону, но быть готовым в любой момент подхватить и поддержать ученика. И речь не о физической помощи падающему ребенку, а о психологической в большей степени. В этом мы видим разницу между тьютором и ассистентом помимо различий в требованиях к образованию. Ассистенту не обязательно иметь высшее образование, все же помощь ассистента относится к технической помощи. К ней мы можем отнести сопровождение и поддержку при передвижении, помощь со средствами реабилитации и очень важную помощь с соблюдением санитарно-гигиенических процедур.

Тьютор должен обеспечить равные возможности своего тьюторанта независимо от пола, возраста и, конечно же, ограничений возможностей здоровья. Если учащемуся в образовании нужен проводник, то им и становится тьютор. А помощник он или все же наставник, должен решать каждый сам, главное, чтобы тьютор был опорой, ведь с латинского tueor – «наблюдаю», «забочусь», «оберегаю».

Ирина ХОХЛОВА, тьютор школы №1528 имени Героя Советского Союза И.В. Панфилова

Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».