Содержание статьи
- Зачем педагогу участвовать в конкурсе
- Цели конкурса педагогического мастерства
- Если конкурс проводится в очном формате
- Самопрезентация
- Открытый урок
- Мастер-класс
- Если конкурс проводится в заочном формате
Год педагога и наставника ознаменовался рекордным количеством профессиональных конкурсов. Кроме всем известного «Учителя года», на Большой учительской неделе назвали победителей федеральных конкурсов «Мастер года», «Директор года», «Педагог-психолог», «Учитель-дефектолог», «Первый учитель», «Воспитать человека» и других. Полный список вы найдете на сайте Минпросвещения России.
Более того, есть масса региональных и муниципальных конкурсов для педагогов всех уровней образования. Возможность проявить свой талант, поделиться успешными практиками с коллегами и получить признание есть у каждого.
Но прежде чем начать подготовку, нужно определиться с целью участия. Именно от этого зависит, сколько усилий и времени придется потратить.
Зачем педагогу участвовать в конкурсе
Если вам нужен диплом об участии в конкурсе, например чтобы успешно пройти аттестацию или получить премию, достаточно просто выполнить конкурсные требования. Понадобится подготовить пакет материалов, используя уже имеющиеся наработки (аналитику, сценарии, программы), сдать все материалы в срок, указанный в положении о конкурсе, — и диплом об участии ваш.
Если вы планируете занять призовое место, эта статья для вас. Настройтесь на серьезную работу, которая потребует времени и активизации других ресурсов. Хорошая новость в том, что участие в конкурсе в любом случае принесет много пользы и ваши усилия точно не пропадут даром.
Анализируя собственный опыт, чтобы презентовать наработки конкурсному жюри, вы сможете взглянуть на свою профессиональную деятельность со стороны. Это поможет вдохновиться на новые идеи и замотивировать себя на карьерный рост.
Цели конкурса педагогического мастерства
Основная цель конкурсов педагогического мастерства — выявить, поддержать и поощрить талантливых работников сферы образования. Кроме того, такие конкурсы проводят, чтобы повысить социальный статус и престиж профессии педагога.
Цель обязательно указывают в положении или порядке проведения конкурса. Исходя из цели можно понять, какие именно действия предстоит совершить, чтобы принять участие.
Цель конкурса Что нужно сделать Распространение педагогического опыта Проанализировать свой профессиональный опыт и красиво подать результаты и выводы Выявление новых педагогических технологий Определить, какие технологии вы используете в своей практике, насколько они эффективны, и презентовать результаты
Из этого следует, что при подготовке к конкурсу обязательными будут два процесса: анализ педагогической деятельности и представление своих достижений.
Чек-лист для определения уровня готовности педагога к конкурсу вы найдете в шпаргалке.
[ArticleMaterials=2655]
Если конкурс проводится в очном формате
Выбрать курсКак обучать по ФГОСЧтобы побеждать в конкурсах педагогического мастерства
Очный формат хорош тем, что конкурсанты могут познакомиться лично, наладить нетворкинг, обсудить в перерывах свои материалы, попросить совета и получить неоценимый опыт публичного выступления.
Однако очное участие потребует больших эмоциональных вложений, не говоря уже о профессиональных ресурсах, которые придется затратить на подготовку. Чтобы облегчить вам эту задачу, разберем на примерах традиционные конкурсные задания.
Самопрезентация
В качестве первого задания конкурсантам часто предлагается формат «Представление» или «Самопрезентация». Нужно представить себя, описать свою миссию, педагогическое кредо.
При подготовке необходимо тщательно продумать сценарий выступления. Обычными электронными презентациями с фотографиями и текстом уже никого не удивишь — это умеют все педагоги.
- Для победы необходим нестандартный подход.
Поделюсь историей из практики. Как методист я помогала своей молодой коллеге Екатерине подготовиться к региональному конкурсу «Педагогический дебют». По традиции, чтобы выполнить первое задание, нужно было подготовить самопрезентацию.
Я участвовала в конкурсах и как методист, и в качестве члена жюри и понимала, что для победы важно произвести впечатление и эффектно себя представить. Поэтому предложила Екатерине сделать самопрезентацию в формате рисованного мультика и озвучить рассказ о себе и своей работе в стихотворной форме.
Получился трогательный мультфильм о дефектологе Екатерине и ее подопечных — детях, которые «задержались» (дети с ЗПР), но обязательно догонят своих одноклассников, а педагог им в этом поможет.
Часть мультфильма озвучили подопечные Екатерины — и это невероятно трогательная история. Посмотрите видео на YouTube
Результат превзошел все ожидания: члены жюри растрогались до слез. А соперницы Екатерины с традиционными докладами и презентациями недоумевали: а что, так можно было? Да, можно, но, к сожалению, им об этом никто не сказал.
Главный совет: ищите нестандартные решения для самопрезентации, используйте все таланты и возможности — свои и коллег. Кто-то из них может помочь с монтажом видео, другие — с музыкальным и графическим оформлением.
Открытый урок
Прежде всего открытый урок должен быть грамотно построен. Начиная с постановки целей учениками (самостоятельно или вместе с учителем), заканчивая подведением итогов и рефлексией.
Стандартная схема «Откройте учебники, прочитайте задание, выполните его в тетради, запишите домашнее задание» не подойдет. Дело в том, что такое занятие не сможет продемонстрировать ваше педагогическое мастерство. Поэтому снова применяем правило «Для победы нужен нестандартный подход».
Принципы подготовки конкурсного урока собрали в шпаргалку.
[ArticleMaterials=2655]
Цель и задачи открытого урока
Цель и задачи должны быть не только учебные, но и метапредметные, с ярким воспитательным потенциалом.
Мы с Екатериной решили провести урок по предмету «Окружающий мир». В качестве темы выбрали рассказ о Висимском заповеднике — одной из природных достопримечательностей Свердловской области.
По сюжету урока лесник Дядя Ваня потерял Красную книгу заповедника. Ученики помогали ее собирать и попутно знакомились с его обитателями.
Задачи урока Предметная задача Формирование знаний о животном мире Урала Метапредметная задача Формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД Воспитательная задача Воспитание бережного отношения к природе, экологическое воспитание
Читайте также: Метапредметные результаты обучения по ФГОС
Формы работы
Необходимо тщательно продумать формы работы и активности, чтобы с головой погрузить учеников в содержание урока. Постарайтесь сделать все возможное, чтобы дети не отвлекались на присутствие членов жюри.
К открытому уроку Екатерина подготовила для каждого ученика тактильную «Красную книгу Висимского заповедника» — тетрадь-бизиборд с разнообразными интерактивными элементами.
Кадр из презентации тактильной «Красной книги Висимского заповедника». Рассмотреть книгу подробнее вы можете на YouTube
В каждой «Красной книге» дети обнаружили:
- карту Висимского заповедника,
- конвертики с загадками,
- тактильное задание,
- творческое задание.
В течение урока дети увлеченно изучали тетради, открывали конвертики и выполняли предложенные задания. А по завершении занятия были счастливы унести домой свои «Красные книги», в которых «живут» обитатели Висимского заповедника.
Члены конкурсного жюри оценили урок по достоинству и даже попросили экземпляр тактильной «Красной книги», чтобы продемонстрировать студентам педколледжа.
Регламент открытого урока
При подготовке важно внимательно изучить конкурсный регламент. В нашем случае некоторые участники не учли, что на презентацию фрагмента открытого урока отводилось всего 20 минут.
Многие конкурсанты подготовили полноценный урок на 30+ минут. Ведущим приходилось прерывать презентации, которые выходили за рамки регламента, чтобы соблюсти хронометраж мероприятия.
Чтобы не допустить подобной неприятной ситуации и успеть показать все приемы и фишки, заранее продумайте, как сократить урок. Например, можно убрать одно из заданий или ограничить время работы учеников с интерактивной доской.
Используйте чек-лист для подготовки и анализа открытого урока. Вы найдете его в шпаргалке.
[ArticleMaterials=2655]
Мастер-класс
БесплатноВебинары для педагоговАктуальные темы и горячие вопросы
Основная цель конкурсного мастер-класса — трансляция эффективных педагогических методов и приемов. При этом предполагается взаимодействие конкурсанта с аудиторией — коллегами в зале. Можно сказать, что это интерактивная форма обмена опытом, объединяющая форматы тренинга и конференции.
- Мастер-класс — одно из самых трудных заданий, ведь у многих педагогов нет опыта и четкого представления, как его организовать.
На мастер-классе нужно продемонстрировать свои наработки, а также прокомментировать их с методической, технологической и методологической точек зрения. Излагать следует в логической последовательности:
Методическую обоснованность педагогических решений лучше всего показывать с опорой на стратегические документы, такие как Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» и ФГОС. Раскрывая предметное содержание, можно опираться на межпредметные связи и метапредметный подход.
Возможные формы проведения мастер-класса представлены в шпаргалке.
[ArticleMaterials=2655]
- При подготовке можно использовать в качестве референсов примеры мастер-классов победителей конкурса «Учитель года России».
Если конкурс проводится в заочном формате
Заочный формат педагоги выбирают чаще всего. Особенно он хорош для новичков: можно не только представить свои наработки на оценку жюри, но и понять механику конкурса. Как готовить материалы для заочного участия:
- Соблюдайте требования к объему и оформлению. Обратите внимание на то, в какой форме нужно представить материалы на конкурс: видео, презентация, текст (программы, сценарии урока, эссе и т.д.).
- Не используйте чужие программы и аналитические наработки, скачанные из интернета. Они не раскроют ваши идеи и опыт. Кроме того, такие материалы могут быть весьма низкого качества. Никто не расскажет о вашей работе лучше вас 😉
- Сверьтесь с рабочей программой по предмету и ФГОС, чтобы определить, какие приемы и технологии помогают вам при их реализации. Это поможет грамотно продемонстрировать результаты педагогической деятельности.
Педагогические технологии и приемы можно считать эффективными, если они позволяют обучающимся успешно достигать предметных, личностных и метапредметных результатов, заложенных во ФГОС и рабочей программе по учебному предмету.
- Подтвердите заявку на победу грамотами и дипломами — своими и учеников. Результаты ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, олимпиад и конкурсов продемонстрируют эффективность вашей педагогической деятельности.
- Не допускайте небрежности при подготовке текстовых материалов, тщательно проверяйте их на ошибки и плагиат. Для этого можно воспользоваться сервисами «Орфограммка» и «Антиплагиат».
- Не игнорируйте пункт «Критерии оценки материалов» положения о конкурсе. Перед отправкой проверьте, соответствуют ли ваши материалы всем критериям в полном объеме.
В заключение хочу отметить: моя коллега Екатерина одержала победу в конкурсе и получила премию губернатора. На следующий год она представляла Свердловскую область на федеральном уровне. Уверена, используя свой опыт и наши советы, вы тоже сможете достойно представить свои наработки и достичь цели.