Голландская и улица Ветряных Мельниц, Шведский проезд, Итальянский переулок, Орбитальная и Меридианная улицы – все эти названия появились на карте Петербурга и Ленобласти с подачи девелоперов, реализующих крупные проекты комплексной застройки. Есть даже целые микрорайоны, названные по коммерческому названию комплекса и уже ушедшие в народ.
Процесс этот отнюдь не новый для бывшей столицы Российской империи. Ещё в XVIII-XIX веках появлялись топонимы, образованные от фамилий домовладельцев или крупных землевладельцев (компаний-застройщиков тогда еще не было).
Так Гутуевский остров некогда целиком принадлежал купцу Гутуеву, братья Ждановы владели огромными наделами на Петроградской стороне и Петровском острове, так что в честь них назвали реку, набережную и переулок. А купец Авраам Тучков на той же Петроградке владел несколькими складами, и на его деньги был построен мост, носящий его имя (еще и переулок такой есть). Басков переулок и улица Бармалеева названы в честь владельцев доходных домов. На самом деле подобных названий было гораздо больше, но многие из улиц были переименованы в советские времена. Скажем, Чкаловский проспект был раньше Геслеровским, получив имя придворного смотрителя за гардеробом императора Павла I и по совместительству владельца огромного надела в районе нынешнего пересечения Чкаловского и Левашовского проспектов.
Заново процесс присвоения «строительных» названий пошел в прошлом десятилетии. Сначала – за счет крупных проектов комплексного освоения территорий. Самый красноречивый пример – «Балтийская жемчужина» - именно так (иногда сокращенно – БЖ) называют локацию в прибрежной части Красносельского района. Правда, неофициально – на картах такого названия нет (зато есть Жемчужный пляж, появившийся в 2017 году). Но сам топоним уже прижился. Как и «Солнечный город» - там же, на юго-западе. Интересно, что с «Северной долиной», не уступающей «Балтийской жемчужине» по величине, подобного не произошло. Микрорайон местные жители предпочитают называть Парнас – по ближайшей станции метро. Здесь дело, видимо, как раз в ленинградско-петербургской традиции называть локацию по ближайшей станции подземки, если она есть. Когда нет – тут возможны варианты.
Кстати, шутливые неофициальные названия у ленинградских микрорайонов были и в советские времена. Состояли они обычно из аббревиатур: рядом с ФРГ («фешенебельный район Гражданки») находилась ГДР («Гражданка дальше Ручья»). А на юге, в Ульянке, находились США («слышен шум аэродрома»).
Случается и так, что по инициативе застройщика новую улицу называют в рамках концепции застройки квартала. Таких примеров особенно много в Ленобласти, где процесс присвоения названий улицам менее забюрократизирован, нежели в городе. Например, в Кудрово есть Английская, Австрийская, Венская и Пражские улицы, а также Итальянский переулок и Европейский проспект. Это связано с первоначальной задумкой местного ленд-лорда SVP-Group запроектировать квартал «Семь столиц». Идея до конца реализована не была (появились только кварталы «Вена» и «Лондон»), а вот названия остались.
Из самых свежих топонимических новостей можно выделить появление на карте Московского района улиц Струве, Меридианной и Орбитальной. Инициировал их застройщик крупного жилого комплекса, находящегося возле Пулковской обсерватории – отсюда и тематика.
Большое внимание топонимике уделяет и компания «Ленстройтрест». Она, в частности, много усилий потратила на возвращению Лагерному шоссе его исторического названия Вознесенское. Ведет оно в финский городок «Юттери», который строит девелопер, так что сперва поинтересовались мнением дольщиков – они были за переименование. Помимо восстановления исторической справедливости, инициатива связана с благозвучием: название «лагерный» ассоциируется с не самыми веселыми страницами российской истории.
В других своих проектах компания сама строила улично-дорожную сеть и потому обращалась к местным властям с просьбой назвать часть улиц таким образом, чтобы они гармонировали с концепцией кварталов. Так в Гатчине, - а точнее, в квартале «IQ Гатчина» - появился Шведский проезд. Ведь его проектировало шведское архитектурное бюро по образцу пригородов Стокгольма.
А над кварталом «Янила» трудились голландские проектировщики, так что совершенно логично, что в Янино теперь есть Голландская улица. А ещё Оранжевая (цвет голландской королевской семьи), улицы Ветряных мельниц (один из символов Нидерландов), где находится визитная карточка квартала – та самая мельница, Рембрандта и Тюльпанов, а также Сырный проезд.
Если вы хотите жить на Голландской улице, в Шведском проезде или рядом с Вознесенским шоссе, звоните в отдел продаж «Ленстройтреста» по телефону (812) 561-29-56.